«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Внештатный зеленый санитар

Об Иване Алексеевиче Сонине я услышала несколько лет назад. О нем рассказывали люди, которые постоянно выезжали на родники, находящиеся в пригороде Оленегорска. В рассказах звучали и чувство нескрываемого уважения, и некоторое удивление: Иван Алексеевич по своей инициативе наводил порядок вокруг родников, берега Куреньги, убирая скапливающийся там мусор. Вот так, в одиночку, он когда-то решил привести в порядок популярные среди горожан места отдыха в лесу, которые, к сожалению, теперь зачастую больше напоминают свалку мусора. Заядлому рыбаку, большому любителю «тихой» грибной охоты, Ивану Алексеевичу всегда было больно видеть, как равнодушием людей губится зыбкая красота Севера.


«Нас так воспитали родители, время, страна. Нам было интересно жить и работать», — говорит Иван Алексеевич. И эти слова он подтвердил всей своей жизнью: тридцать шесть лет отдано Оленегорскому ГОКу, цеху технологического транспорта. В далеком 1958 году он приехал на Север к брату, который служил в этих краях, да так и остался, выбрав суровую работу водителя большегруза. Конечно, тогда, в конце пятидесятых, большегрузами считались машины, поднимавшие на борт 25 тонн горной массы. Сегодня эта цифра вызовет только улыбку у современных водителей-технологов. Но в то время это были серьезные машины, на которых работать было очень сложно. Как вспоминает Иван Алексеевич, его первый двадцатипятитонный «МАЗ-525» был полностью на механике. Усилием ног надо было сдвигать эту махину с места, маневрировать на виражах карьерных дорог. «Даже страшно вспоминать те годы. Ноги сбивали, выжимая сцепление; непросто обстояли дела и с ремонтами. А зимой (зимы тогда были суровые, морозные) после выходных надо было сто ведер горячей воды поднять, чтобы залить ее в двигатель и завести машину, — рассказывает Иван Алексеевич. — Естественно, что когда пришли новые автосамосвалы на 27тонн, потом на сорок, то стало легче и веселее работать». Ветеран с некоторой долей зависти говорит о том, что сегодня ребятам хорошо работать на современных автомобилях, где все автоматизировано и компьютеризировано. Ему самому уже не довелось поездить на таких машинах. Но его коллеги заходят в гости, делятся своими новостями, рассказывают о новой технике, так что Иван Алексеевич не чувствует себя отставшим от жизни: «Тогда для нас это было утопией, чтобы компьютер сам выдавал место неисправности в автомобиле. Судя по рассказам ребят, теперь не машины, а чудо». Однако Иван Алексеевич не преминул заметить, что и сейчас у его коллег есть свои проблемы. Как без них обойтись! Многое из того, что он слышит в рассказах коллег, удручает его, но многое и радует. Будучи человеком активным и не-равнодушным, ветеран старается держать руку на пульсе, но сейчас это дается ему непросто: подводит здоровье.
Человеческая память так устроена, что вспоминается всегда только хорошее. Вот и И. А. Сонин, рассказывая, делится тем, что у них в цехе был замечательный коллектив — грамотный, профессиональный, нацеленный на успех. Он перечисляет известные в городе фамилии бригадиров водителей-технологов: Смирнов, Бостанджян, Тупицын, Жданов. И не без гордости говорит, что он работал вместе с этими уважаемыми в городе людьми. Десять раз руководством комбината была отмечена бригада И. А. Сонина, занимавшая первые места в трудовых соревнованиях. И каждый раз было поощрение, помимо премии, — поездки в Лапландию, где можно было весело отдохнуть, где всегда звучала гармошка Ивана Алексеевича. «Наши фамилии видел весь город в световой газете на управлении комбината. Это было почетно, — улыбается Иван Алексеевич. — Работа для нас была всем, главным смыслом жизни». Поэтому с годами интерес к ней не пропадал. Напротив, появлялось чувство гордости, что такие огромные машины полностью подвластны человеку. «Приятно чувствовать себя профессионалом. Мы не только ездили на большегрузах, но и ремонтировали их. Если что-то незначительное выходило из строя, ставили автомобиль к обочине, устраняли неисправность — и опять вперед!» — говорит Иван Алексеевич. По его мнению, все зависит от человека. У одного водителя машина грязная, неухоженная, а у другого — чистая, в кабине порядок. В те времена водители сами и о карьерных дорогах беспокоились: строили их, поддерживали в рабочем состоянии. Было и так, что на дорогу выходили женщины, чтобы убирать камни, которые были, «как бандиты, для резины». И никто другой не был так заинтересован в хороших дорогах, как сами водители.
С большой любовью Иван Алексеевич говорит о городе, который вырос на его глазах. Кстати, дом, в котором живет ветеран труда, строился при его участии. «Я сам на «сорокаче» возил всю ночь щебень сюда, на этот самый угол, где теперь квартира», — смеется И. А. Сонин, не подозревавший тогда, что получит квартиру именно в этом доме по улице Строительной. По признанию ветерана, здесь прошли его лучшие годы, здесь выросли его двое детей, которые теперь живут далеко от севера.
Любовь к родному краю для него всегда выражалась в действии. Наверное, поэтому, уйдя на пенсию, он занялся наведением порядка в округе. Одиночка-энтузиаст, называющий себя «внештатным зеленым санитаром». Такое необычное хобби для современного человека! Его энтузиазм все поддерживали и одобряли, но порой задавали вопрос: «Зачем тебе это нужно?» Особенно часто этот вопрос задавали ребята в комбинатовском автобусе, на котором Иван Алексеевич добирался до Куреньги. «Меня из автобуса никто не гнал, все знали, кто я, куда и зачем еду. Рабочие, ехавшие на смену в Комсомольский карьер, относились ко мне, как к родному», — говорит Иван Алексеевич.
По его инициативе многое было сделано при помощи главы городской администрации Н. Л. Сердюка, который по старой памяти заходит к нему в гости, навещает в дни болезни. Один из примеров — автобусная остановка у Куреньги, пользующаяся большой популярностью у грибников, рыбаков и тех, кто решил выехать на пикник. Только жаль, что не все отдыхающие на берегу реки убирают за собой свой мусор, оставляют бутылки, пакеты. Больше всего Ивана Алексеевича удручает то, что люди приезжают отдыхать семьями, с детьми, и мало кто дает детям пример правильного поведения на природе.
Родники на Куреньге, в Ягельном бору, наверное, сейчас чувствуют себя осиротевшими. Иван Алексеевич тяжело болен, он не выходит из дома. Однако он все-таки верит, что у его любимых уголков природы появятся новые защитники. Так, например, он приобщил к зеленому патрулированию несколько старшеклассников, которые ухаживают за родником на реке. Да и, может быть, со временем люди осознают губительность такого варварского отношения к природе, к родным местам.
«Все зависит от человека», — еще раз повторяет Иван Алексеевич. И как бы хотелось, чтобы таких совестливых, честных и неравнодушных людей было больше.

Наталья РАССОХИНА.