Средний возраст тех, кто сегодня работает в средней школе № 15 - тридцать пять лет, самой пятнадцатой в этом году исполнилось сорок; можно ли предположить в этом некую символичность? Наверное, можно. При этом факт остается фактом - спросите любого учителя или ученика: самой лучшей в мирё всегда будет именно его школа, несмотря ни на какие проблемы, трудности и прочие «заморочки». А в этой школе работать тем более непросто, учитывая сложный контингент - здесь учатся ребята из двадцати неблагополучных оленегорских семей, каждая вторая семья является малообеспеченной, Но всех стараются обогреть и, как говорили раньше, - вывести в люди, насколько это, конечно возможно в сложных жизненных ситуациях. Помощь в этом педагогам оказывают многие городские организации и учреждения, в которые приходится обращаться, но с особой теплотой в пятнадцатой отзываются о сотрудниках оленегорского приюта, людях великодушных и сострадательных.
В нашем предпраздничном разговоре с заместителем директора школы по воспитательной работе Натальей Геннадьевной Кучера, прозвучала одна довольно известная фраза: не ошибается тот, кто ничего не делает. Да, не все из задуманного получается, но здесь очень стараются и прикладывают много сил к тому, чтобы время, проводимое детьми и взрослыми в стенах школы, не сводилось только к учебному процессу, а было настоящей школьной жизнью. Например, на протяжении ряда лет в школе сохраняется традиция литературных гостиных, которые проводят педагоги русского языка и литературы, а дни самоуправления, которые в школе № 15 начали проводить первыми, стали уже неотъемлемой частью жизни, превратившись для ребят в настоящее дело. Кстати, считает Н. Кучера, именно благодаря опыту дней самоуправления удалось достигнуть того взаимопонимания, которое существует между педагогами и учениками сейчас, «и это наша большая победа», отмечает Надежда Геннадьевна. Четыре года, практически только на энтузиазме Татьяны Федоровны Агеевой, учителя русского языка, существует в школе свой кукольный театр, в репертуаре которого преобладают русские народные сказки. Собственноручно дети шьют костюмы, мастерят декорации, а от приглашений выступить не отказывают никому - казалось бы, деталь. Но не в том ли числе и из этого складывается отношение к людям, к жизни? Золотой фонд школы, которую вот уже двенадцатый год возглавляет Валентина Александровна Магерова, составляют педагоги с внушительным преподавательским багажом. В праздник особенно приятно называть эти имена, ну а самое настоящее восхищение вызывает верность не только профессии, но и школе тех, кто служит в ней делу образования и воспитания с момента открытия, а также тех, кто ее, в свое время закончив, пришел сюда уже в новом для себя качестве - педагога. За плечами Александра Леонидовича Шевнина - сорок пять лет общего педагогического стажа, сорок из которых отданы пятнадцатой школе; здесь же, и тоже учителем физкультуры, много лет работает и его супруга Нина Николаевна - люди интереснейшие: говорят, они объездили чуть ли не весь мир, так что, Шевниным есть чем поделиться со своими учениками, помимо школьной программы.
Учитель физкультуры Елена Витальевна Чистова и лаборант Татьяна Ивановна Бортовская - выпускницы школы: наверное, это совершенно особенное чувство - однажды вернуться в родные школьные стены и стать на равных с теми, кто в свое время научил не только читать, считать, писать, доказывать теоремы, а в какой-то степени научил жить. Тридцать один год преподает математику Валентина Иосифовна Попова, отдавшая педагогике полвека! Тридцать три года учит детей русскому языку Маргарита Аркадьевна Куртенкова; в перипетиях истории вот уже тридцать один год разбираются ученики с Ириной Константиновной Сулима; а скольким первоклашкам за три десятка лет в первый сентябрьский день говорила «Здравствуйте, дети!» Галина Александровна Карпова! Ответственейшие люди, учителя старой закалки, обладающие бесценным опытом и знаниями. Есть что представить миру и молодому поколению педагогов пятнадцатой школы, работу некоторых представителей которого отличает творческий, неординарный подход к делу, и в этом направлении, прежде всего, представляет интерес успешно реализуемая в течение двух выпусков инициированная и разработанная учителем начальных классов Игорем Михайловичем Власовым политико-экономическая игра «Государство в государстве», созданная педагогом в качестве современной альтернативы прежним пионерской и комсомольской организациям. В прошлом году на базе школы проводился семинар, на котором учителя могли познакомиться с удачным экспериментом, а сама программа, правда, еще требующая защиты, чтобы с полным правом называться авторской, была опубликована в двух профильных журналах - «Педагогика+» и «Педсовет», став достоянием широкой общественности. Как говорят коллеги, на такую большую подвижническую работу, требующую огромной самоотдачи, сейчас отважится далеко не каждый, но игра стоит свеч - детей педагога И. Власова отличают собранность, культура поведения, умение разбираться в жизненных ситуациях - конечно, сообразно возрасту; в его класс родители стараются записывать детей заранее, а это уже несомненное доказательство популярности и признания.
Татьяна Вениаминовна Абрамова в числе первых педагогов начала создавать классы углубленного изучения химии и биологии; Ирина Николаевна Могилевская работает по учебникам «Программа-2100»; физкультурные традиции продолжают Елена Витальевна Чистова и Наталья Алексеевна Елохина...
Несмотря на то, что торжества по случаю юбилея школы состоятся несколько позднее, а середине октября, пусть именно сегодня звучат слова поздравлений в адрес педагогов и учеников школы - не только нынешних, а разных лет - за четыре десятилетия их в Оленегорске немало!
Ольга ВЕНСПИ.