«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Робототехника - это интересное направление

Новые современные технологии активно вошли в нашу жизнь. Автоматизированные системы управления повсеместно используются на производстве. С компьютерными программами дети сталкиваются еще в школе. Робототехника - это творческий процесс создания роботизированной техники. Проще говоря, роботов. Это направление объединяет в себе множество наук: математику, логику, физику, механику, программирование и многое другое. С удивительным миром робототехники на протяжение многих лет детей знакомит педагог «Центра внешкольной работы» Светлана Вершинина. Она герой нашей рубрики «Слово о педагоге».

robototehnika.jpgСветлана Викторовна, почему выбрали работу с детьми?
– Решение стать педагогом появилось еще в школе. Путь в педагогику был сложным. Я несколько раз пыталась поступить сначала в педучилище, затем в педвузы. Успела окончить Торгово-экономическим техникум по специальности – техник-технолог общественного питания. Затем, работая в столовой поваром в Пушновской средней школе, училась заочно в Петрозаводском государственном университете и, получив диплом учителя математики и информатики, осуществила свою мечту. Начала свою педагогическую карьеру, работая учителем математики в малокомплектной Кицкой средней школе. Затем, переехав в Оленегорск, пять лет отработала учителем информатики в школе № 21. И еще 15 лет учителем математики и информатики в школе № 4.

Когда робототехника появилась в Вашей жизни?
– Старший сын Вячеслав с детства мечтал создавать роботов. И однажды, участвуя со своими учениками в областной научной конференции молодых исследователей «Шаг в Будущее», я увидела интересный проект четвероклассницы из Мурманской гимназии. Она демонстрировала робота, который играл в крестики-нолики. Купила своему сыну такой робо-тотехнический конструктор, и мы стали всей семьей разбираться в конструировании и программировании роботов. Информации было очень мало. Программное обеспечение было на английском языке. Но сын не сдавался и через год уже выступил со своим первым роботом Альфа-Рэкс в Мурманске на «Шаге в Будущее». Директор МОУ СОШ № 4 Инна Николаевна Савельева предложила открыть объединение «Робототехника» на базе эстетического центра школы и приобрести нужное оборудование. Было это около 11 лет назад. Я помню, как разбирались с непростыми образовательным конструкторами Lego Mindstorms NXT. Ведь подобное было только в Мурманской гимназии и Мончегорском ДДТ. Прошла бесплатные курсы для преподавателей в Санкт-Петербурге. И стала одним из первых педагогов, преподававших робототехнику в Мурманской области, активно участвуя со своими учениками в различных робототехнических соревнованиях. Мы побеждали в Кировске, Мончегорске, Апатитах, Мурманске, даже в Санкт-Петербурге и Москве.
В 2020 году губернатор Мурманской области Андрей Чибис выступил с инициативой создания в Заполярье мини-технопарков. «Квантолабы» позволят обеспечить детям всего региона возможность заниматься техническим и инженерным творчеством с использованием высокотехнологичного оборудования. Город Оленегорск стал одним из победителей конкурсного отбора среди муниципальных образований региона и получил право открыть детский техно-парк. И меня пригласили туда работать по совместительству.

Когда Вы стали педагогом Центра внешкольной работы?
– В этом году я решила перейти на постоянную работу в ЦБР, чтобы как можно больше ребят смогли заниматься робототехникой. Сейчас веду восемь групп. Ко мне ходят порядка 100 юных оленегорцев в возрасте от 7 до 15 лет.

Как робототехника влияет на развитие ребенка?
– Она развивает ответственность, дисциплину, умение работать в команде, воображение, внимательность, творческое и логическое мышление, ориентацию в пространстве, мелкую моторику, память и самостоятельность. Занимаясь конструированием роботов, ребенок учится поэтапной работе «от простого к сложному», терпению и целеустремленности. Он должен не просто собрать модель, но и «оживить» ее, составить алгоритм работы и запрограммировать. Робототехникой дети начинают заниматься уже с 4-летнего возраста. Поэтому я активно передаю опыт будущим воспитателям - преподаю робототехнику и другие дисциплины в филиале Мурманского педагогического колледжа, чтобы робототехника активно развивалась, начиная уже с детского сада. Мои ученики уже являются выпускниками и успешными студентами на факультетах мехатроники и робототехники, автоматизации систем управления в ведущих вузах страны. Хотим мы этого или нет, роботы вошли в нашу жизнь, используются в различных сферах, а человек должен уметь создавать и управлять ими. За робототехникой - будущее.

Анна Зацепурина
Фото автора