В детстве будущий директор 4-й школы Надя Богданович жила в Лапландии. Лапландский диатомитовый существовал с 30-х годов и до тех пор, пока не нашли более дешевую замену природному сырью. Сначала он назывался заводом, а позднее стал цехом Оленегорского ГОКа. Ее родители пришли туда в 1951 году и работали до пенсии. Цех был горячим, вредным, с сильными температурными перепадами. Мать и отец Нади работали обжигальщиками. Процесс обжига был завершающим в технологической цепочке добычи и обработки диатомита. Вот что сохранила память Н. Кулинченко о работе родителей: "Мы детьми ходили туда смотреть, как это происходит. Торф и жидкую грязь с болота доставляли в цех небольшими вагонетками. Какой-то маленький электровозик перевозил эти тачки. Зимой жижа была очень холодной, летом - растекалась. Ее доставляли наверх, к печам цеха, где температура доходила до трехсот градусов. В такой жаре обжигальщики должны были непрерывно мешать грязь в топках, чтобы она не спекалась, а выпаривалась. В результате образовывался диатомитовый порошок ".
Богдановичи уехали из Лапландии, когда Наде уже исполнилось восемнадцать лет. Детские впечатления обычно всю жизнь хранятся в памяти человека. Н. Кулинченко говорит, что ей всегда приходилось по душе те добрые отношения, которые существовали между людьми, жившими в поселке со сказочным названием. Люди всегда готовы были прийти на помощь друг другу. Лапландцы никогда не закрывали друг от друга двери, праздники проводили вместе. Молодежи нравилось там жить, хотя и развлечений особых, городских не было. Детство для Нади было золотым временем.
Все ребятишки, окончившие начальную поселковую школу, дальше должны были учиться в городе. Их возили сюда автобусом. Когда Надя увидела Оленегорск впервые, он, в сравнении с Лапландией, состоявшей из трех домов, показался ей большим. Все в нем виделось ей замечательным. Больше всего запомнился скульптура оленя напротив городской больницы. Автобус останавливался неподалеку от него, и Надя с подружками прибегала сюда полюбоваться оленем. Учились лапландские ребята в седьмой школе. Вставать приходилось рано, в шесть часов утра. "Мы тогда не понимали, как родителям было жалко поднимать нас, маленьких, ранним утром, как они переживают за нас ", - говорит Надежда Александровна.
Педагогический стаж Н. Кулинченко составляет без малого тридцать лет. Долгие годы она учила детей математике - сначала в 21-й школе, потом в 4-й. Надежда Александровна ни разу не пожалела о том, что выбрала учительскую профессию. Никогда не думала о директорском кресле, а предложили - сначала боялась идти, считала, что не справится: это полная ответственность и за учительский коллектив, и за тысячу учеников. Коллеги уговорили и помогли войти в новую должность. Директор школы благодарна коллективу за понимание и поддержку. По словам Н. Кулинченко, она получила хорошее наследие от прежнего директора - Людмилы Андреевны Заякиной, потому трудностей особых не почувствовала. Работа в школе была отлажена до мелочей, оставалось только поддерживать достигнутое, что несложно с командой администраторов, сформированной еще прежним директором. В дружном, сплоченном, стабильном коллективе единомышленников, где трудятся опытные учителя, работать легко. Сказывается и семнадцатилетний опыт работы завучем. А проблемы... Совсем без них не обходится, конечно, но запомнившихся - нет. По словам Надежды Александровны, "чтобы как можно меньше было педагогических проблем, надо просто любить детей и свой труд". В педагогической деятельности каждый день непохож на другой. "Идешь утром в школу, думаешь заниматься одним, а приходишь - и наваливаются совсем другие дела. Но я занимаюсь своим делом с удовольствием ".
Надежда Александровна черпает силы в книгах и музыке. Раньше часто читала и перечитывала чеховские пьесы, произведения Салтыкова-Щедрина.
Современная проза не нравится. Из поэзии очень трогают, за душу берут стихи Николая Колычева. Мурманские поэты - частые гости в школе, и отношение у Надежды Александровны к ним - особое. Для школы, как и для ее директора, Мурманский Союз писателей - родной. Из музыки больше всего любит популярную классику: "Времена года" Чайковского, "Лунную сонату" Бетховена, другую, хотя и современную слушает, чтобы не отстать от жизни.
В семье Кулинченко выросли двое детей. Дочь пошла по стопам матери и тоже стала учителем математиком. Сын, по примеру отца, работает на ГОКе. Отец - осмотрщиком вагонов в ЖДЦ, сын - водителем БелАЗа в УАТ. Еще в Лапландии, учась в третьем классе, Надя Богданович мечтала, как придет в школу в качестве учителя. Многие в детстве играют в учителей, но не все ими становятся Надежда Александровна Кулинченко - стала.
Ольга МОСКВИНА