«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Привычка быть профессионалом

Беседовать с Александром Анатольевичем Тихоновым, заместителем начальника службы эксплуатации и ремонта локомотивов и кранового хозяйства, — одно удовольствие! Вот что значит — человек на своем месте. Увлеченности, с какой герой нашего очерка относится к работе, многие могут позавидовать. Для него в ней нет белых пятен. Он профессионал. В нем чувствуется комплексный подход к любой ситуации. Он ориентирован на работу с реальными проблемами и знает, как их решать, располагая большим набором эффективных методов.
tihonov1.jpg
Требование быть профессионалом он предъявляет не только к себе, но и к подчиненным. "Человек должен быть профессионалом, — убежден Александр Анатольевич. — Это мое кредо. И именно навыки профессионального подхода к работе следует формировать у молодежи, которая сегодня приходит на комбинат на смену опытным работникам. В первую очередь ее надо воспитывать, а потом уже обучать производственному процессу. Это как в школе — занимаешься и воспитанием, и тут же наставничеством. Подсказываешь молодому рабочему, поправляешь его, чтоб не нарушал технологический процесс, чтобы в итоге мог сам, не дожидаясь подсказки мастера или бригадира, выполнить ремонт".
Сразу интересуюсь, а по каким признакам определить, выйдет из парня хороший специалист или нет? "Работник должен, прежде всего, обладать тремя качествами, — считает заместитель начальника службы, — первое — быть грамотным, второе — дисциплинированным, третье — способным и желающим постоянно развивать свои профессиональные навыки, повышать уровень мастерства. Если этим критериям человек соответствует, то из него в будущем вырастет хороший специалист, на которого можно будет положиться".
В должности руководителя Александр Анатольевич трудится уже два с половиной года. До этого работал главным механиком желдорцеха, начальником участка, мастером. Начинал же свою трудовую деятельность с профессии слесаря. Таким образом, прошел путь от рабочего до заместителя начальника службы, отвечающего за ремонты. Основная задача, стоящая перед его командой (а в подчинении у А. Тихонова — 42 человека), — ремонт тягового подвижного состава для обеспечения своевременной вывозки горной массы с рудников и выполнения производственной программы. Кроме того, служба поддерживает в удовлетворительном состоянии вспомогательное технологическое оборудование, потому что без него никакой ремонт невозможен. Кстати, парк этого, а именно, станочного оборудования депо за последние два года существенно обновился. Заменена часть токарных и сверлильных станков, появился новый колесно-фрезерный станок для обточки колесных пар, приобретены скатоподъемник, горизонтальный гидравлический пресс и многое другое. В 2012 году ожидается пополнение парка подвижного состава, что облегчит трудоемкость ремонтов. "Здесь есть все, чтобы качественно работать и эффективно выполнять функции, возложенные на службу руководством цеха и комбината. Обновление оборудования увеличивает производительность труда, — замечает А. Тихонов. — Совершенствуется оборудование — совершенствуются и люди, работающие на нем, повышается их профессиональный уровень". И наш разговор плавно перешел к теме постоянного совершенствования.
Проект, реализуемый на комбинате в рамках Бизнес-системы "Северстали", он поддерживает всей душой, и плоды этого в локомотивном депо видны, что называется, невооруженным глазом. "Возможность развиваться есть всегда", — считает Александр Анатольевич. — Организовываются курсы повышения квалификации. Кроме того, человек сам себя совершенствует. Все это отражается на качестве выполняемых работ". Совместно с группой промышленного дизайна и визуализации ДПУиИ в депо активно продвигают визуализацию. На стенах, над каждым станком, размещается наглядная агитация, памятки, информирующие рабочих о правилах работы на станке, о требованиях безопасности, установлен стенд решения проблем, готовятся таблицы с показателями работы, плакаты по охране труда.
За последние годы депо значительно преобразилось. Здесь идеальный порядок, помещения ярко освещены. "Мы продолжаем реализовывать программу "5С", — рассказывает руководитель. — На мой взгляд, без порядка на рабочем месте никакого совершенствования не будет. Когда человек загроможден кучей деталей, какой с него может быть спрос. Он не знает, какие из них хорошие, исправные, что надо утилизировать. От правильно организованного рабочего места зависит 50 процентов эффективности работника".
Самым большим плюсом своей работы он считает взаимопонимание с коллективом. "Я доверяю им — они доверяют мне". Руководитель должен уметь улаживать конфликты. Этому Александр Анатольевич учит и своих подчиненных — инженерно-технических работников. По его мнению, надо стараться делать все возможное, чтобы руководители, специалисты и рабочие были единомышленниками. "Если это совпадет, если будет взаимопонимание, то сразу и производительность труда, и качество ремонтов повысятся. А от этого всем будет только польза".

Валерия ПОПОВА.