Сегодня слово "Монтессори" без запинок произносят все наши горожане. А Монтессори-детский сад, как единственный в области, вошел в "путеводитель" практически всех иногородних и иностранных гостевых групп. Наши гости попадают в атмосферу открытого для всех детей теплого дома, полного друзей, увлекательных игр и приключений. Здесь каждый ребенок любим, уважаем, бесценен, в каждого верят и каждого ждут. Люди самых разных профессий и жизненных интересов замечают: педагогическая команда "Олененка" сумела так построить развивающую и обучающую среду, что дети оказываются в мире гармонии, удивительных и чарующих открытий и в естественном стремлении к совершенствованию.

Все окружение как будто само говорит ребенку: "Выбирай! Все это - для твоего творчества! Учи себя сначала сам! Экспериментируй! Наблюдай. Делай выводы. Исследуй!" (М. Монтессори). Метод Монтессори - это научная педагогика, она опирается на специальные "автодидактические" (самообучающие) материалы, то есть материалы, среди которых ребенок обучается сам, саморазвивая свою личность. Эта великолепная и всеобъемлющая система свободного воспитания освобождает ребенка от диктата учебной программы, от мелочной опеки взрослых, от наших заблуждений и стереотипов, от вездесущих "нельзя" и "тебе еще рано"... Самоконтролирующие материалы помогают ребенку самому обнаружить ошибку и "проработать" ее, ведь ошибок не надо бояться - их надо замечать и исправлять. Все это не только развивает внутренние силы, но и формирует уверенность в себе, самостоятельность, самодисциплинированность. Задумайтесь, какой удивительный принцип есть у Монтессори-педагогики - "Помоги мне это сделать самому!"
Сегодня нам это уже представляется естественным. А в начале 90-х годов смелая мечта заведующей детским садом Галины Григорьевны Якуничевой казалась просто фантастикой, сродни непостижимой теории относительности Эйнштейна. Но большой педагогический опыт, профессиональное чутье и сила духа заведующей убедили воспитателей в том, что ради оленегорских детей нужно пойти на очередной педагогический подвиг. Юные дарования, которых наши земляки доверяют "Олененку", достойны не только самых красивых, умных, добрых и надежных педагогов, но и лучшей в мире педагогической системы! Вдохновив творческий коллектив, Галина Григорьевна по цепочке “озадаченных” друзей и знакомых самостоятельно вышла на иностранных коллег, давно применяющих метод Монтессори. Партнеры поделились литературой и каталогами материалов на немецком, голландском и итальянском языках. Это сегодня наши Монтессори-педагоги мастерски разберутся даже в японских иероглифах, если речь идет о Монтессори-материале. А 10 лет назад, чтобы постичь смысл этих книг, приходилось полагаться на свое богатейшее профессиональное воображение и будить в себе таланты полиглота.
Прикосновение к методу Монтессори наши педагоги сравнивают с глотком свежего воздуха, с приобретением всесильного помощника в воспитании и обучении детей, с уверенностью в прекрасных результатах своего, родительского и детского труда! Сегодня, с гордостью глядя на возрождение Монтессори-педагогики в нашей стране, заслуженный педагог России Галина Григорьевна Якуничева выражает свою огромную признательность и благодарность самым первым оленегорским Монтессори-родителям! Это замечательные семьи Чайкиных, Кондратьевых, Нырковых, Шмаковых, Казаковых, Бердичевских, Хахалевых, Бухтеевых, Недашковских и другие. 'Эти неравнодушные, дальновидные родители поверили нашей убежденности в успехе! Ведь мы не имели возможности предъявить им предыдущие результаты; они доверились своей родительской интуиции, поддерживая наши надежды и вселяя в нас новые силы! Владея теоретическими основами метода, мы вместе с ними делали первые практические шаги, вели наблюдения, обобщали опыт, делились "находками"! Вместе мы переживали и материальные трудности, "разруливали" безнадежные финансовые ситуации... Поверьте, мы помним каждое ваше Доброе Дело и Доброе Слово. Наш сегодняшний юбилей - безусловно, и ваш праздник. До сих пор я очень дорожу мнением этих родителей, часто с замиранием сердца узнаю об успехах первых Монтессори-воспитанников: они уверенно выступают на городских олимпиадах, ими гордятся спортивная, музыкальная, художественная и компьютерная школы, Дом культуры, Молодежный досуговый центр, клуб юного техника, центры детского творчества, туризма и краеведения".
Маленький провинциальный детский сад... Не поднять было бы нам одним такой дорогостоящий проект без благородной меценатской помощи горно-обогатительного комбината, наших (не избалованных сверхприбылями) городских предпринимателей. Валентина Ивановна Скворцова, тогдашний руководитель управления образования, из минимального бюджета выкроила материальную и оказала моральную поддержку идее Монтессори в Оленегорске. Почти каждое предприятие приняло посильное участие в сборе необходимой (очень большой!) суммы для приобретения первых Монтессори-материалов и обучения первых Монтессори-педагогов в Москве. Во все времена образованию и культуре помогали самые просвещенные, передовые, щедрые и великодушные люди. В нашем успехе есть ваш большой вклад.
И вот 15 сентября 1995 года мы запустили настоящий пилотный проект. Открывали первый Монтессори-класс первые Монтессори-педагоги: Татьяна Сергеевна Манашкина - наш "играющий тренер", к опыту которой ежедневно обращаются молодые специалисты, а маститые педагоги ценят в ней свежий, "незамыленный" взгляд, непринужденно-виртуозное владение своим педагогическим талантом.
Алена Юрьевна Ратаевская - наш милый "универсальный солдатик", готовый броситься на самые передовые рубежи педагогических фронтов, на все руки мастерица, с удивительной легкостью творит шедевры красоты и логопедически оздоравливает детей, увлекая их своей очаровательной улыбкой.
Александра Игоревна Ромашкина - наш теперешний компетентный во всем и зажигательный методист, сплотивший воспитателей, младших воспитателей и общесадовских специалистов в дружную семью с прекрасными традициями взаимовыручки, поддержки, профессионального роста.
В каждый последующий год открывалось еще по одному Монтессори-классу. С 1998 года в "Олененке" работает четыре полноценно оснащенных класса. Новые Монтессори-педагоги находят свои неповторимые "изюминки" в классической системе, ежедневно адаптируя ее для конкретного ребенка, для XXI века и заполярного региона. Гордость нашего коллектива - лауреаты и победители конкурсов “Лидер образования", городских семинаров и выставок - Яна Альбертовна Картавенко, Екатерина Владимировна Юмашева, Алла Александровна Видяева, Елена Алексеевна Семенова, Ирина Анатольевна Еремеева, Любовь Федоровна Макарова, Ирина Анатольевна Казаринова, Ольга Алексеевна Клепикова.
Молодые специалисты, приходящие работать к нам, получают и легкий шок, и огромное профессиональное удовлетворение оттого, что наши педагоги отказались от традиционной постановки учебного процесса: воспитатель рассказывает и спрашивает, ребенок слушает и отвечает. Монтессори-педагог только деликатно привлекает внимание ребенка к интересующему его материалу. А если интерес ребенка еще не сформирован, незаметно побуждает косвенные познавательные мотивы малыша. Поэтому когда нашего выпускника спрашивают: "Кто же тебя научил хорошо читать, рисовать, придумывать загадки, проводить опыты, сочинять стихи, различать четные и нечетные цифры?”, ребенок (как и воспитанники самой Марии Монтессори более 100 лет назад) удивленно отвечает: "Никто меня не учил..." Действительно, ведь для него это - все равно, что дышать. Неужели этому надо как-то специально учиться? "Мы полагаем, лучше посеять в ребенке семена жизни, чем теории, и помочь ему в умственном, эмоциональном и физическом развитии", говорит нам маэстро Монтессори.
В Монтессори-классах растут и уживаются дети разного дошкольного возраста. Это очень ценно - младшие учатся у старших, старшие великодушно заботятся о младших, с гордостью показывают им свои умения, делятся знаниями и отвечают на вопросы малышей, пока не объяснят и не поймут сами. Младшие дети у нас находятся в атмосфере поддержки старшими, а старшие - в атмосфере восхищения и почитания младшими. В классах нет одновозрастной соревновательности, конкуренции, дети не чувствуют оценивания, потому что не сравниваются со сверстниками, и действительно ощущают себя неповторимыми. Кроме того, в разновозрастной группе дети-ровесники заинтересованы друг в друге, поэтому стараются сохранять хорошие отношения, учатся дорожить дружбой. Мы наблюдаем, как ради сохранения дружбы ребята развивают свои лучшие личностные качества - терпение, умение объяснять и спорить, не ссорясь, проявлять великодушие и уважение к чувствам и мнению друга. Это дает нам основания надеяться, что нашим воспитанникам предстоит успешная школьная жизнь и счастливая дальнейшая судьба.
Один из самых уважаемых оленегорских учителей начальных классов Игорь Михайлович Власов очень любит работать с Монтессори-выпускниками. Вот уже семь лет в каждый новый класс к нему с удовольствием приходят дети из "Олененка". Игорь Михайлович отмечает качественную подготовку к школе детей всех детских садов и дошкольных программ нашего города. Но Монтессори-дети, по его мнению, просто уникальны. «У этих ребят прекрасно развито абстрактное мышление. Например, они имеют представление о бесконечности. Логическое мышление у них уживается с оригинальностью и гибкостью ума Они любят предлагать не одно, а несколько решений. Для детей из Монтессори-сада является естественным отстаивать свою и уважать чужую индивидуальность, они терпимы к недостаткам и ошибкам другого, искренно откликаются на чужую боль. Приходят в 1-й класс уже с хорошим запасом знаний и быстро пополняют его, задействуй при этом не только мышление, но и различные органы чувств. Отмечают полноценное развитие и взаимодействие всех видов памяти. Кроме того, прекрасная фантазия, не обремененная излишними страхами, а сильная мотивация созидания и порядка (вместо разрушения и хаоса) позволяет детям успешно решать проблемные ситуации. Я больше десяти лет работаю над методической темой "Развитие познавательных процессов ребенка", так как понимаю, что обучение зависит от общего (физического, личностного, интеллектуального...) развития растущего человека. Насколько я вижу, именно это и ставит своей цепью система Монтессори. В наш век цейтнота, Интернета и SMS-общения очень ценна именно индивидуальность ребенка. Давайте ее охранять и развивать!" Лариса Федоровна Орлова - одна из самых любимых наших учителей. В этом году она приняла десять "оленят". "Работать с Монтессори-выпускниками - одно удовольствие. Просто хочется сказать спасибо за два предыдущих " набора, теперь наши общие питомцы учатся в 9 и 5 классе СШ-21. Монтессори-детей легко узнать по уверенности в своих силах, по умению действовать обдуманно и самостоятельно, по любознательности и инициативности! Я чувствую себя самым счастливым учителем, когда ко мне снова и снова приходят ваши выпускники".

Все окружение как будто само говорит ребенку: "Выбирай! Все это - для твоего творчества! Учи себя сначала сам! Экспериментируй! Наблюдай. Делай выводы. Исследуй!" (М. Монтессори). Метод Монтессори - это научная педагогика, она опирается на специальные "автодидактические" (самообучающие) материалы, то есть материалы, среди которых ребенок обучается сам, саморазвивая свою личность. Эта великолепная и всеобъемлющая система свободного воспитания освобождает ребенка от диктата учебной программы, от мелочной опеки взрослых, от наших заблуждений и стереотипов, от вездесущих "нельзя" и "тебе еще рано"... Самоконтролирующие материалы помогают ребенку самому обнаружить ошибку и "проработать" ее, ведь ошибок не надо бояться - их надо замечать и исправлять. Все это не только развивает внутренние силы, но и формирует уверенность в себе, самостоятельность, самодисциплинированность. Задумайтесь, какой удивительный принцип есть у Монтессори-педагогики - "Помоги мне это сделать самому!"
Сегодня нам это уже представляется естественным. А в начале 90-х годов смелая мечта заведующей детским садом Галины Григорьевны Якуничевой казалась просто фантастикой, сродни непостижимой теории относительности Эйнштейна. Но большой педагогический опыт, профессиональное чутье и сила духа заведующей убедили воспитателей в том, что ради оленегорских детей нужно пойти на очередной педагогический подвиг. Юные дарования, которых наши земляки доверяют "Олененку", достойны не только самых красивых, умных, добрых и надежных педагогов, но и лучшей в мире педагогической системы! Вдохновив творческий коллектив, Галина Григорьевна по цепочке “озадаченных” друзей и знакомых самостоятельно вышла на иностранных коллег, давно применяющих метод Монтессори. Партнеры поделились литературой и каталогами материалов на немецком, голландском и итальянском языках. Это сегодня наши Монтессори-педагоги мастерски разберутся даже в японских иероглифах, если речь идет о Монтессори-материале. А 10 лет назад, чтобы постичь смысл этих книг, приходилось полагаться на свое богатейшее профессиональное воображение и будить в себе таланты полиглота.
Прикосновение к методу Монтессори наши педагоги сравнивают с глотком свежего воздуха, с приобретением всесильного помощника в воспитании и обучении детей, с уверенностью в прекрасных результатах своего, родительского и детского труда! Сегодня, с гордостью глядя на возрождение Монтессори-педагогики в нашей стране, заслуженный педагог России Галина Григорьевна Якуничева выражает свою огромную признательность и благодарность самым первым оленегорским Монтессори-родителям! Это замечательные семьи Чайкиных, Кондратьевых, Нырковых, Шмаковых, Казаковых, Бердичевских, Хахалевых, Бухтеевых, Недашковских и другие. 'Эти неравнодушные, дальновидные родители поверили нашей убежденности в успехе! Ведь мы не имели возможности предъявить им предыдущие результаты; они доверились своей родительской интуиции, поддерживая наши надежды и вселяя в нас новые силы! Владея теоретическими основами метода, мы вместе с ними делали первые практические шаги, вели наблюдения, обобщали опыт, делились "находками"! Вместе мы переживали и материальные трудности, "разруливали" безнадежные финансовые ситуации... Поверьте, мы помним каждое ваше Доброе Дело и Доброе Слово. Наш сегодняшний юбилей - безусловно, и ваш праздник. До сих пор я очень дорожу мнением этих родителей, часто с замиранием сердца узнаю об успехах первых Монтессори-воспитанников: они уверенно выступают на городских олимпиадах, ими гордятся спортивная, музыкальная, художественная и компьютерная школы, Дом культуры, Молодежный досуговый центр, клуб юного техника, центры детского творчества, туризма и краеведения".
Маленький провинциальный детский сад... Не поднять было бы нам одним такой дорогостоящий проект без благородной меценатской помощи горно-обогатительного комбината, наших (не избалованных сверхприбылями) городских предпринимателей. Валентина Ивановна Скворцова, тогдашний руководитель управления образования, из минимального бюджета выкроила материальную и оказала моральную поддержку идее Монтессори в Оленегорске. Почти каждое предприятие приняло посильное участие в сборе необходимой (очень большой!) суммы для приобретения первых Монтессори-материалов и обучения первых Монтессори-педагогов в Москве. Во все времена образованию и культуре помогали самые просвещенные, передовые, щедрые и великодушные люди. В нашем успехе есть ваш большой вклад.
И вот 15 сентября 1995 года мы запустили настоящий пилотный проект. Открывали первый Монтессори-класс первые Монтессори-педагоги: Татьяна Сергеевна Манашкина - наш "играющий тренер", к опыту которой ежедневно обращаются молодые специалисты, а маститые педагоги ценят в ней свежий, "незамыленный" взгляд, непринужденно-виртуозное владение своим педагогическим талантом.
Алена Юрьевна Ратаевская - наш милый "универсальный солдатик", готовый броситься на самые передовые рубежи педагогических фронтов, на все руки мастерица, с удивительной легкостью творит шедевры красоты и логопедически оздоравливает детей, увлекая их своей очаровательной улыбкой.
Александра Игоревна Ромашкина - наш теперешний компетентный во всем и зажигательный методист, сплотивший воспитателей, младших воспитателей и общесадовских специалистов в дружную семью с прекрасными традициями взаимовыручки, поддержки, профессионального роста.
В каждый последующий год открывалось еще по одному Монтессори-классу. С 1998 года в "Олененке" работает четыре полноценно оснащенных класса. Новые Монтессори-педагоги находят свои неповторимые "изюминки" в классической системе, ежедневно адаптируя ее для конкретного ребенка, для XXI века и заполярного региона. Гордость нашего коллектива - лауреаты и победители конкурсов “Лидер образования", городских семинаров и выставок - Яна Альбертовна Картавенко, Екатерина Владимировна Юмашева, Алла Александровна Видяева, Елена Алексеевна Семенова, Ирина Анатольевна Еремеева, Любовь Федоровна Макарова, Ирина Анатольевна Казаринова, Ольга Алексеевна Клепикова.
Молодые специалисты, приходящие работать к нам, получают и легкий шок, и огромное профессиональное удовлетворение оттого, что наши педагоги отказались от традиционной постановки учебного процесса: воспитатель рассказывает и спрашивает, ребенок слушает и отвечает. Монтессори-педагог только деликатно привлекает внимание ребенка к интересующему его материалу. А если интерес ребенка еще не сформирован, незаметно побуждает косвенные познавательные мотивы малыша. Поэтому когда нашего выпускника спрашивают: "Кто же тебя научил хорошо читать, рисовать, придумывать загадки, проводить опыты, сочинять стихи, различать четные и нечетные цифры?”, ребенок (как и воспитанники самой Марии Монтессори более 100 лет назад) удивленно отвечает: "Никто меня не учил..." Действительно, ведь для него это - все равно, что дышать. Неужели этому надо как-то специально учиться? "Мы полагаем, лучше посеять в ребенке семена жизни, чем теории, и помочь ему в умственном, эмоциональном и физическом развитии", говорит нам маэстро Монтессори.

В Монтессори-классах растут и уживаются дети разного дошкольного возраста. Это очень ценно - младшие учатся у старших, старшие великодушно заботятся о младших, с гордостью показывают им свои умения, делятся знаниями и отвечают на вопросы малышей, пока не объяснят и не поймут сами. Младшие дети у нас находятся в атмосфере поддержки старшими, а старшие - в атмосфере восхищения и почитания младшими. В классах нет одновозрастной соревновательности, конкуренции, дети не чувствуют оценивания, потому что не сравниваются со сверстниками, и действительно ощущают себя неповторимыми. Кроме того, в разновозрастной группе дети-ровесники заинтересованы друг в друге, поэтому стараются сохранять хорошие отношения, учатся дорожить дружбой. Мы наблюдаем, как ради сохранения дружбы ребята развивают свои лучшие личностные качества - терпение, умение объяснять и спорить, не ссорясь, проявлять великодушие и уважение к чувствам и мнению друга. Это дает нам основания надеяться, что нашим воспитанникам предстоит успешная школьная жизнь и счастливая дальнейшая судьба.
Один из самых уважаемых оленегорских учителей начальных классов Игорь Михайлович Власов очень любит работать с Монтессори-выпускниками. Вот уже семь лет в каждый новый класс к нему с удовольствием приходят дети из "Олененка". Игорь Михайлович отмечает качественную подготовку к школе детей всех детских садов и дошкольных программ нашего города. Но Монтессори-дети, по его мнению, просто уникальны. «У этих ребят прекрасно развито абстрактное мышление. Например, они имеют представление о бесконечности. Логическое мышление у них уживается с оригинальностью и гибкостью ума Они любят предлагать не одно, а несколько решений. Для детей из Монтессори-сада является естественным отстаивать свою и уважать чужую индивидуальность, они терпимы к недостаткам и ошибкам другого, искренно откликаются на чужую боль. Приходят в 1-й класс уже с хорошим запасом знаний и быстро пополняют его, задействуй при этом не только мышление, но и различные органы чувств. Отмечают полноценное развитие и взаимодействие всех видов памяти. Кроме того, прекрасная фантазия, не обремененная излишними страхами, а сильная мотивация созидания и порядка (вместо разрушения и хаоса) позволяет детям успешно решать проблемные ситуации. Я больше десяти лет работаю над методической темой "Развитие познавательных процессов ребенка", так как понимаю, что обучение зависит от общего (физического, личностного, интеллектуального...) развития растущего человека. Насколько я вижу, именно это и ставит своей цепью система Монтессори. В наш век цейтнота, Интернета и SMS-общения очень ценна именно индивидуальность ребенка. Давайте ее охранять и развивать!" Лариса Федоровна Орлова - одна из самых любимых наших учителей. В этом году она приняла десять "оленят". "Работать с Монтессори-выпускниками - одно удовольствие. Просто хочется сказать спасибо за два предыдущих " набора, теперь наши общие питомцы учатся в 9 и 5 классе СШ-21. Монтессори-детей легко узнать по уверенности в своих силах, по умению действовать обдуманно и самостоятельно, по любознательности и инициативности! Я чувствую себя самым счастливым учителем, когда ко мне снова и снова приходят ваши выпускники".
Уважаемые Лариса Федоровна и Игорь Михайлович! Примите от нас восхищение вашими профессиональными успехами и большую воспитательскую благодарность за то, что вы так бережно относитесь к нашим вставшим на крыло птенцам! Кстати, одним из них, покинувших родное гнездо 31 августа 2005 года, была высказана мысль, достойная Сократа: “Какая молодец наша Галина Григорьевна! Такой садик воспитала”.
Г. Тютюнник, педагог-психолог
д/с № 13 "Олененок".