«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Под счастливой звездой Монтессори

Сегодня слово "Монтессори" без запинок произносят все наши горожане. А Монтессори-детский сад, как единственный в области, вошел в "путеводитель" практически всех иногородних и иност­ранных гостевых групп. Наши гос­ти попадают в атмосферу открытого для всех детей теплого дома, полного друзей, увлекательных игр и приключений. Здесь каждый ребенок любим, уважаем, бесценен, в каждого верят и каждого ждут. Люди самых разных профессий и жизненных интересов замечают: педагогическая команда "Олененка" сумела так построить развивающую и обучающую среду, что дети оказываются в мире гармонии, удивительных и чарующих открытий и в естественном стремлении к совершенствованию.

Все окружение как будто само говорит ребенку: "Выбирай! Все это - для твоего творчества! Учи себя сначала сам! Экспериментируй! Наблюдай. Делай выводы. Исследуй!" (М. Монтессори). Метод Монтессори - это научная педагогика, она опирается на специальные "автодидактические" (самообучающие) мате­риалы, то есть материалы, среди которых ребенок обучается сам, саморазвивая свою личность. Эта великолепная и всеобъемлющая система свободного воспитания освобождает ребенка от диктата учебной программы, от мелочной опеки взрослых, от наших заблуж­дений и стереотипов, от вездесу­щих "нельзя" и "тебе еще рано"... Самоконтролирующие материалы помогают ребенку самому обнару­жить ошибку и "проработать" ее, ведь ошибок не надо бояться - их надо замечать и исправлять. Все это не только развивает внутрен­ние силы, но и формирует уверен­ность в себе, самостоятельность, самодисциплинированность. Задумайтесь, какой удивительный принцип есть у Монтессори-педагогики - "Помоги мне это сделать самому!"
Сегодня нам это уже представ­ляется естественным. А в начале 90-х годов смелая мечта заведу­ющей детским садом Галины Гри­горьевны Якуничевой казалась просто фантастикой, сродни непо­стижимой теории относительнос­ти Эйнштейна. Но большой педаго­гический опыт, профессиональное чутье и сила духа заведующей убе­дили воспитателей в том, что ради оленегорских детей нужно пойти на очередной педагогический подвиг. Юные дарования, которых наши земляки доверяют "Оле­ненку", достойны не толь­ко самых красивых, ум­ных, добрых и надежных педагогов, но и лучшей в мире педагогической сис­темы! Вдохновив твор­ческий коллектив, Галина Григорьевна по цепочке “озадаченных” друзей и знакомых самостоятель­но вышла на иностранных коллег, давно применяющих метод Монтессори. Партнеры поделились литературой и каталогами материа­лов на немецком, голландском и итальянском языках. Это сегодня наши Монтессори-педагоги мастер­ски разберутся даже в японских иероглифах, если речь идет о Монтессори-материале. А 10 лет на­зад, чтобы постичь смысл этих книг, приходилось полагаться на свое богатейшее профессиональ­ное воображение и будить в себе таланты полиглота.
Прикосновение к методу Мон­тессори наши педагоги сравнива­ют с глотком свежего воздуха, с приобретением всесильного по­мощника в воспитании и обучении детей, с уверенностью в прекрас­ных результатах своего, родительского и детского труда! Сегод­ня, с гордостью глядя на возрож­дение Монтессори-педагогики в нашей стране, заслуженный педа­гог России Галина Григорьевна Якуничева выражает свою огромную признательность и благодарность самым первым оленегорским Монтессори-родителям! Это замеча­тельные семьи Чайкиных, Кондра­тьевых, Нырковых, Шмаковых, Ка­заковых, Бердичевских, Хахалевых, Бухтеевых, Недашковских и дру­гие. 'Эти неравнодушные, дально­видные родители поверили нашей убежденности в успехе! Ведь мы не имели возможности предъя­вить им предыдущие результаты; они доверились своей родительс­кой интуиции, поддерживая наши надежды и вселяя в нас новые силы! Владея теоретическими ос­новами метода, мы вместе с ними делали первые практические шаги, вели наблюдения, обобщали опыт, делились "находками"! Вме­сте мы переживали и материаль­ные трудности, "разруливали" безнадежные финансовые ситуа­ции... Поверьте, мы помним каж­дое ваше Доброе Дело и Доброе Слово. Наш сегодняшний юбилей - безусловно, и ваш праздник. До сих пор я очень дорожу мнением этих родителей, часто с замира­нием сердца узнаю об успехах пер­вых Монтессори-воспитанников: они уверенно выступают на го­родских олимпиадах, ими гордят­ся спортивная, музыкальная, художественная и компьютерная школы, Дом культуры, Молодежный досуговый центр, клуб юного техника, центры детского твор­чества, туризма и краеведения".
Маленький провинциальный детский сад... Не поднять было бы нам одним такой дорогостоящий проект без благородной меценатс­кой помощи горно-обогатительного комбината, наших (не избалован­ных сверхприбылями) городских предпринимателей. Валентина Ивановна Скворцова, тогдашний руководитель управления образо­вания, из минимального бюджета выкроила материальную и оказала моральную поддержку идее Мон­тессори в Оленегорске. Почти каж­дое предприятие приняло посиль­ное участие в сборе необходимой (очень большой!) суммы для при­обретения первых Монтессори-материалов и обучения первых Мон­тессори-педагогов в Москве. Во все времена образованию и культуре помогали самые просвещенные, передовые, щедрые и великодушные люди. В нашем успехе есть ваш большой вклад.
И вот 15 сентября 1995 года мы запустили насто­ящий пилотный проект. Открывали первый Монтессори-класс первые Мон­тессори-педагоги: Татьяна Сергеевна Манашкина - наш "играющий тренер", к опыту которой ежедневно обращаются молодые специалисты, а маститые педагоги ценят в ней свежий, "незамыленный" взгляд, непринужден­но-виртуозное владение своим педагогическим та­лантом.
Алена Юрьевна Ратаевская - наш милый "уни­версальный солдатик", го­товый броситься на самые передовые рубежи педа­гогических фронтов, на все руки мастерица, с удивительной легкостью творит ше­девры красоты и логопедически оздоравливает детей, увлекая их своей очаровательной улыбкой.
Александра Игоревна Ромаш­кина - наш теперешний компетен­тный во всем и зажигательный методист, сплотивший воспитателей, младших воспитателей и общесадовских специалистов в дружную семью с прекрас­ными традициями взаимовыручки, поддержки, про­фессионального роста.
В каждый последующий год открывалось еще по од­ному Монтессори-классу. С 1998 года в "Олененке" рабо­тает четыре полноценно оснащенных класса. Новые Монтессори-педагоги нахо­дят свои неповторимые "изюминки" в классической системе, ежедневно адап­тируя ее для конкретного ребенка, для XXI века и за­полярного региона. Гор­дость нашего коллектива - лауреаты и победители конкурсов “Лидер образования", городских се­минаров и выставок - Яна Аль­бертовна Картавенко, Екатерина Владимировна Юмашева, Алла Александровна Видяева, Елена Алексеевна Семенова, Ирина Анатольевна Еремеева, Любовь Федоровна Макарова, Ирина Анатольевна Казаринова, Оль­га Алексеевна Клепикова.
Молодые специалисты, при­ходящие работать к нам, полу­чают и легкий шок, и огромное профессиональное удовлетво­рение оттого, что наши педагоги отказались от традиционной по­становки учебного процесса: воспитатель рассказывает и спрашивает, ребенок слушает и отвечает. Монтессори-педагог только деликатно привлекает внимание ребенка к интересую­щему его материалу. А если интерес ребенка еще не сформирован, незаметно побуждает кос­венные познавательные мотивы малыша. Поэтому когда нашего вы­пускника спрашивают: "Кто же тебя научил хорошо читать, рисо­вать, придумывать загадки, про­водить опыты, сочинять стихи, различать четные и нечетные цифры?”, ребенок (как и воспитан­ники самой Марии Монтессори бо­лее 100 лет назад) удивленно от­вечает: "Никто меня не учил..." Действительно, ведь для него это - все равно, что дышать. Неуже­ли этому надо как-то специально учиться? "Мы полагаем, лучше по­сеять в ребенке семена жизни, чем теории, и помочь ему в ум­ственном, эмоциональном и физическом развитии", говорит нам маэстро Монтессори.


В Монтессори-классах растут и уживаются дети разного дош­кольного возраста. Это очень цен­но - младшие учатся у старших, старшие великодушно заботятся о младших, с гордостью показыва­ют им свои умения, делятся зна­ниями и отвечают на вопросы ма­лышей, пока не объяснят и не пой­мут сами. Младшие дети у нас на­ходятся в атмосфере поддержки старшими, а старшие - в атмос­фере восхищения и почитания младшими. В классах нет одновозрастной соревновательности, кон­куренции, дети не чувствуют оце­нивания, потому что не сравнива­ются со сверстниками, и действи­тельно ощущают себя неповтори­мыми. Кроме того, в разновозрас­тной группе дети-ровесники заин­тересованы друг в друге, поэтому стараются сохранять хорошие от­ношения, учатся дорожить друж­бой. Мы наблюдаем, как ради со­хранения дружбы ребята развива­ют свои лучшие личностные каче­ства - терпение, умение объяс­нять и спорить, не ссорясь, проявлять великодушие и уважение к чувствам и мнению друга. Это дает нам основания надеяться, что на­шим воспитанникам предстоит ус­пешная школьная жизнь и счаст­ливая дальнейшая судьба.
Один из самых уважаемых оле­негорских учителей начальных классов Игорь Михайлович Власов очень любит работать с Монтессори-выпускниками. Вот уже семь лет в каждый новый класс к нему с удовольствием приходят дети из "Олененка". Игорь Михайлович от­мечает качественную подготовку к школе детей всех детских садов и дошкольных программ нашего го­рода. Но Монтессори-дети, по его мнению, просто уникальны. «У этих ребят прекрасно развито аб­страктное мышление. Например, они имеют представление о бес­конечности. Логическое мышле­ние у них уживается с оригиналь­ностью и гибкостью ума Они лю­бят предлагать не одно, а не­сколько решений. Для детей из Монтессори-сада является есте­ственным отстаивать свою и уважать чужую индивидуаль­ность, они терпимы к недостаткам и ошибкам другого, искренно откликаются на чужую боль. Приходят в 1-й класс уже с хорошим запасом знаний и быстро пополняют его, задействуй при этом не только мышление, но и различные органы чувств. Отмечают полно­ценное развитие и взаимодей­ствие всех видов памяти. Кроме того, прекрасная фантазия, не обремененная излишними страха­ми, а сильная мотивация созида­ния и порядка (вместо разруше­ния и хаоса) позволяет детям ус­пешно решать проблемные ситуации. Я больше десяти лет рабо­таю над методической темой "Развитие познавательных про­цессов ребенка", так как понимаю, что обучение зависит от общего (физического, лич­ностного, интеллекту­ального...) развития рас­тущего человека. Насколько я вижу, именно это и ставит своей цепью си­стема Монтессори. В наш век цейтнота, Интерне­та и SMS-общения очень ценна именно индивидуаль­ность ребенка. Давайте ее охранять и развивать!" Лариса Федоровна Ор­лова - одна из самых лю­бимых наших учителей. В этом году она приняла де­сять "оленят". "Работать с Монтессори-выпускниками - одно удовольствие. Просто хочется сказать спасибо за два предыдущих " набора, теперь наши общие питомцы учатся в 9 и 5 клас­се СШ-21. Монтессори-детей лег­ко узнать по уверенности в своих силах, по умению действовать обдуманно и самостоятельно, по любознательности и инициатив­ности! Я чувствую себя самым счастливым учителем, когда ко мне снова и снова приходят ваши выпускники".

Уважаемые Лариса Федоровна и Игорь Михайлович! Примите от нас восхищение вашими профес­сиональными успехами и большую воспитательскую благодарность за то, что вы так бережно относи­тесь к нашим вставшим на крыло птенцам! Кстати, одним из них, по­кинувших родное гнездо 31 авгус­та 2005 года, была высказана мысль, достойная Сократа: “Какая молодец наша Галина Григорьев­на! Такой садик воспитала”.

Г. Тютюнник, педагог-психолог
д/с № 13 "Олененок".