Двадцать шестого февраля в нашем городе на базе средней школы № 4, которая с первого сентября 2009 года работает в режиме Ресурсного центра, прошел областной семинар-совещание по теме «Обеспечение индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в условиях Ресурсного центра: из опыта работы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Оленегорска». Он проводился под руководством министерства образования и науки Мурманской области при содействии администрации города Оленегорска с участием комитета по образованию администрации города и школы № 4. В его работе приняли участие более шестидесяти руководителей Ресурсных центров и представителей органов управления образованием из семнадцати муниципалитетов, а также заместитель начальника отдела дошкольного, общего среднего и специального образования министерства образования и науки Мурманской области Светлана Ивановна Ахметшина. На семинаре была организована выставка работ воспитанников объединений эстетического центра школы № 4, а также методических материалов школы № 4 и Информационно-методического центра.

Открыл семинар-совещание глава города Николай Леонидович Сердюк. В своем выступлении он отметил причины изменений, произошедших в системе образования Оленегорска - такие как, осложнение демографической ситуации, введение единого государственного экзамена по всем предметам, модернизация системы образования. Глава подчеркнул, что все нововведения в итоге должны изменить ситуацию к лучшему, повысить качество образования, улучшить условия жизни и работы учителей. Работу семинара продолжила С. Ахметшина: «Тот опыт по организации профильного обучения в режиме Ресурсного центра, который представляет сегодня школа №4, будет полезен каждому из нас, потому что он уникален. Ресурсный центр открыт на базе школы, имеющей очень много преимуществ по сравнению с другими школами этого города, и в первую очередь - богатый опыт организации профильного обучения. Я хочу обратить ваше внимание на тему семинара - профильное обучение уже по сути является средством индивидуализации и дифференциации и то, что уже накоплено сегодня, получает достойное продолжение в режиме Ресурсного центра. Мы благодарим руководство города, комитета по образованию и школы, которые любезно согласились принять нас здесь и поделиться своим опытом».
Председатель комитета по образованию администрации города Людмила Андреевна Заякина начала практическую часть семинара. Тема ее выступления - «Создание школы, работающей в режиме Ресурсного центра, как условие для обеспечения качественного образования». Она отметила, что необходимость качественного преобразования системы образования - насущная необходимость, которая понятна всем и диктуется она не только стратегическими документами в области образования, но и, прежде всего, практикой работы в отрасли. Еще в 2003 году, когда в городе была реорганизована школа № 2 путем присоединения к школе № 15, когда происходило ежегодное сокращение численности обучающихся от 250 до 300 человек, встала необходимость анализа будущей ситуации. Причем анализ комплектования классов отделом образования был проведен до 2013 года. Результат получился неутешительный: ежегодно можно открыть восемь, в крайнем случае, девять 9-х классов. Учитывая то, что образовательное пространство города, в части общего, профессионального и специального образования, включает в себя наличие на территории муниципалитета горнопромышленного колледжа (а практика показала, что половина выпускников 9-х классов уходят именно туда), стало понятно, что к 2007 году в четырех общеобразовательных школах города будут открыты максимум четыре десятых класса. Кроме того, результаты ЕГЭ выпускники показывали из года в год ниже среднеобластных. Необходимо было принимать какие-то кардинальные решения. Один из выходов - участие в Комплексном проекте модернизации системы образования. Проанализировав состояние дел в общеобразовательных школах города, комитет по образованию предложил поэтапно провести ряд мероприятий. Было решено на первом этапе в 2007 году десятые классы открыть только в одной школе города - школе № 4, где имелись высокое качество обучения и положительный многолетний опыт организации профильного обучения. А на втором этапе в 2008 году была реорганизована школа № 15 и двум средним школам изменен вид-они стали основными. В этом же году советом депутатов города была принята муниципальная целевая программа «Школа старшей ступени - городской Ресурсный центр профильного обучения» на 2008-2009 годы. Цена программы 12 780,1 тыс. рублей. В настоящее время освоена половина суммы, которая пошла, в основном, на приобретение оборудования для кабинетов, их ремонт, ремонт полов (так как здание старое, требует достаточно больших капитальных вложений).
Создание системы специализированной подготовки (профильного) обучения предусматривает координацию сетевого взаимодействия образовательных учреждений муниципального образования. С этой целью комитет по образованию администрации города занимается вопросами - широкое информирование общественности о процессе оптимизации образовательной сети, структуре и содержании предпрофильной подготовки и профильного обучения (через средства массовой информации, встречи с родительской общественностью всех школ города, с депутатами городского совета, конференции, совещания и семинары, ярмарки образовательных услуг и т.д.); разработка нормативной правовой базы, определяющей, в том числе, порядок приема в профильные классы, дабы обеспечить его общедоступность (правила приема, положение о профильных классах, положение о школе, работающей в режиме Ресурсного центра); переход к «внешней», проводимой независимыми территориальными комиссиями государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы; разработка модели построения образовательного рейтинга выпускников основной школы через создание «портфолио» ученика в каждом общеобразовательном учреждении (в этом учебном году объявлен городской конкурс «портфолио»); организация повышения квалификации всех специалистов комитета, всех руководителей общеобразовательных учреждений, руководителей городских методических объединений, всех учителей, работающих в профильной школе - все они в 2008 году прошли обучение на выездных курсах Академии повышения квалификации (г. Москва), которые профинансировала корпорация «Северсталь-Ресурс» совместно с Оленегорским горно-обогатительным комбинатом; организация предпрофильной подготовки через межшкольные элективные курсы; создание на базе школы методических опорных площадок по отдельным предметам, по организации исследовательской работы; организация на базе школы системы тьюторства, дистанционного обучения, в том числе, и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Состав педагогического персонала Ресурсного центра комплектовался из всех школ города, на работу приглашались учителя, имеющие, в основном, высшую категорию и достаточно большой опыт работы с данной возрастной категорией обучающихся. Немаловажным аспектом является не только моральное, но и материальное стимулирование. Поэтапный переход на новую систему оплаты труда позволил значительно увеличить размер средней заработной платы учителей. Если по итогам 2007 года она составляла 15456 рублей, то по итогам 2008 года - это уже 25500 рублей. С 1 января 2009 года общеобразовательные школы полностью перешли на новую систему оплаты труда. Это говорит о том, что в 2009 году средняя заработная плата учителей не будет ниже прошлого года.
В 2008 году были определены дальнейшие перспективы повышения качества образования: в мае вышли методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования» и проект Современной модели образования, ориентированный на решение задач инновационного развития экономики, 5 ноября - Послание Президента РФ Федеральному собранию, а 17 ноября - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Во-первых, эти документы подтвердили правильность действий администрации города. Во-вторых, они заставили подумать об оформлении муниципального задания, внедрение технологии размещения которого будет ориентировать учреждения не на освоение средств, а на конечный результат - на предоставление качественных услуг. Сейчас комитет заканчивает разработку стандартов качества предоставления муниципальных (бюджетных) услуг в сфере образования, и в частности, по направлению предпрофильной подготовки и профильного обучения. Поскольку комитет по образованию определен уполномоченным органом для проведения оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг утвержденным стандартам качества предоставления бюджетных услуг, им были разработаны индикаторы и показатели качества по каждой из заказанных муниципалитетом услуг до 2012 года.
Предложенные индикаторы и показатели являются метками, по которым будет определено, что заявленный уровень достигнут - это показатели и повышения квалификации педагогов, освоения информационно-коммуникационных технологий, их использование, блок сетевого взаимодействия, непосредственные результаты итоговой успеваемости и другие. Таким образом, Людмила Андреевна обозначила целевые ориентиры до 2012 года.
Также на семинаре выступил директор Информационно-методического центра А. Скворцов, который детально изложил методику проведения мониторинга по организации комплектования профильных классов. Главный блок семинара был посвящен практическому воплощению идеи профильного обучения и предпрофильной подготовки непосредственно на базе школы № 4. Яркие выступления заместителя директора по учебной работе Е. Резник с визитной карточкой школы, директора школы Н. Кулинченко о новых подходах к управлению образовательным процессом на старшей ступени обучения в школе, работающей в режиме Ресурсного центра, заместителя директора по учебной работе И. Савельевой об организации образовательного процесса в школе старшей ступени, руководителя структурного подразделения О. Барановской об индивидуальных образовательных траекториях - возможности реализации образовательных запросов обучающихся поразили участников семинара своей глубиной и инновационным подходом. Множество вопросов, которые задавали участники семинара в перерыве, говорят о том, что опыт востребован, и он действительно уникален.
Следует отметить, что семинар прошел на высоком организационном уровне. По завершению его работы прозвучали только положительные отзывы, практический опыт работы по созданию Ресурсного центра получил высокие оценки среди участников. Было отмечено взаимодействие всех структур власти по реализации проекта Ресурсного центра.

Открыл семинар-совещание глава города Николай Леонидович Сердюк. В своем выступлении он отметил причины изменений, произошедших в системе образования Оленегорска - такие как, осложнение демографической ситуации, введение единого государственного экзамена по всем предметам, модернизация системы образования. Глава подчеркнул, что все нововведения в итоге должны изменить ситуацию к лучшему, повысить качество образования, улучшить условия жизни и работы учителей. Работу семинара продолжила С. Ахметшина: «Тот опыт по организации профильного обучения в режиме Ресурсного центра, который представляет сегодня школа №4, будет полезен каждому из нас, потому что он уникален. Ресурсный центр открыт на базе школы, имеющей очень много преимуществ по сравнению с другими школами этого города, и в первую очередь - богатый опыт организации профильного обучения. Я хочу обратить ваше внимание на тему семинара - профильное обучение уже по сути является средством индивидуализации и дифференциации и то, что уже накоплено сегодня, получает достойное продолжение в режиме Ресурсного центра. Мы благодарим руководство города, комитета по образованию и школы, которые любезно согласились принять нас здесь и поделиться своим опытом».
Председатель комитета по образованию администрации города Людмила Андреевна Заякина начала практическую часть семинара. Тема ее выступления - «Создание школы, работающей в режиме Ресурсного центра, как условие для обеспечения качественного образования». Она отметила, что необходимость качественного преобразования системы образования - насущная необходимость, которая понятна всем и диктуется она не только стратегическими документами в области образования, но и, прежде всего, практикой работы в отрасли. Еще в 2003 году, когда в городе была реорганизована школа № 2 путем присоединения к школе № 15, когда происходило ежегодное сокращение численности обучающихся от 250 до 300 человек, встала необходимость анализа будущей ситуации. Причем анализ комплектования классов отделом образования был проведен до 2013 года. Результат получился неутешительный: ежегодно можно открыть восемь, в крайнем случае, девять 9-х классов. Учитывая то, что образовательное пространство города, в части общего, профессионального и специального образования, включает в себя наличие на территории муниципалитета горнопромышленного колледжа (а практика показала, что половина выпускников 9-х классов уходят именно туда), стало понятно, что к 2007 году в четырех общеобразовательных школах города будут открыты максимум четыре десятых класса. Кроме того, результаты ЕГЭ выпускники показывали из года в год ниже среднеобластных. Необходимо было принимать какие-то кардинальные решения. Один из выходов - участие в Комплексном проекте модернизации системы образования. Проанализировав состояние дел в общеобразовательных школах города, комитет по образованию предложил поэтапно провести ряд мероприятий. Было решено на первом этапе в 2007 году десятые классы открыть только в одной школе города - школе № 4, где имелись высокое качество обучения и положительный многолетний опыт организации профильного обучения. А на втором этапе в 2008 году была реорганизована школа № 15 и двум средним школам изменен вид-они стали основными. В этом же году советом депутатов города была принята муниципальная целевая программа «Школа старшей ступени - городской Ресурсный центр профильного обучения» на 2008-2009 годы. Цена программы 12 780,1 тыс. рублей. В настоящее время освоена половина суммы, которая пошла, в основном, на приобретение оборудования для кабинетов, их ремонт, ремонт полов (так как здание старое, требует достаточно больших капитальных вложений).
Создание системы специализированной подготовки (профильного) обучения предусматривает координацию сетевого взаимодействия образовательных учреждений муниципального образования. С этой целью комитет по образованию администрации города занимается вопросами - широкое информирование общественности о процессе оптимизации образовательной сети, структуре и содержании предпрофильной подготовки и профильного обучения (через средства массовой информации, встречи с родительской общественностью всех школ города, с депутатами городского совета, конференции, совещания и семинары, ярмарки образовательных услуг и т.д.); разработка нормативной правовой базы, определяющей, в том числе, порядок приема в профильные классы, дабы обеспечить его общедоступность (правила приема, положение о профильных классах, положение о школе, работающей в режиме Ресурсного центра); переход к «внешней», проводимой независимыми территориальными комиссиями государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы; разработка модели построения образовательного рейтинга выпускников основной школы через создание «портфолио» ученика в каждом общеобразовательном учреждении (в этом учебном году объявлен городской конкурс «портфолио»); организация повышения квалификации всех специалистов комитета, всех руководителей общеобразовательных учреждений, руководителей городских методических объединений, всех учителей, работающих в профильной школе - все они в 2008 году прошли обучение на выездных курсах Академии повышения квалификации (г. Москва), которые профинансировала корпорация «Северсталь-Ресурс» совместно с Оленегорским горно-обогатительным комбинатом; организация предпрофильной подготовки через межшкольные элективные курсы; создание на базе школы методических опорных площадок по отдельным предметам, по организации исследовательской работы; организация на базе школы системы тьюторства, дистанционного обучения, в том числе, и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Состав педагогического персонала Ресурсного центра комплектовался из всех школ города, на работу приглашались учителя, имеющие, в основном, высшую категорию и достаточно большой опыт работы с данной возрастной категорией обучающихся. Немаловажным аспектом является не только моральное, но и материальное стимулирование. Поэтапный переход на новую систему оплаты труда позволил значительно увеличить размер средней заработной платы учителей. Если по итогам 2007 года она составляла 15456 рублей, то по итогам 2008 года - это уже 25500 рублей. С 1 января 2009 года общеобразовательные школы полностью перешли на новую систему оплаты труда. Это говорит о том, что в 2009 году средняя заработная плата учителей не будет ниже прошлого года.
В 2008 году были определены дальнейшие перспективы повышения качества образования: в мае вышли методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования» и проект Современной модели образования, ориентированный на решение задач инновационного развития экономики, 5 ноября - Послание Президента РФ Федеральному собранию, а 17 ноября - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Во-первых, эти документы подтвердили правильность действий администрации города. Во-вторых, они заставили подумать об оформлении муниципального задания, внедрение технологии размещения которого будет ориентировать учреждения не на освоение средств, а на конечный результат - на предоставление качественных услуг. Сейчас комитет заканчивает разработку стандартов качества предоставления муниципальных (бюджетных) услуг в сфере образования, и в частности, по направлению предпрофильной подготовки и профильного обучения. Поскольку комитет по образованию определен уполномоченным органом для проведения оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг утвержденным стандартам качества предоставления бюджетных услуг, им были разработаны индикаторы и показатели качества по каждой из заказанных муниципалитетом услуг до 2012 года.
Предложенные индикаторы и показатели являются метками, по которым будет определено, что заявленный уровень достигнут - это показатели и повышения квалификации педагогов, освоения информационно-коммуникационных технологий, их использование, блок сетевого взаимодействия, непосредственные результаты итоговой успеваемости и другие. Таким образом, Людмила Андреевна обозначила целевые ориентиры до 2012 года.
Также на семинаре выступил директор Информационно-методического центра А. Скворцов, который детально изложил методику проведения мониторинга по организации комплектования профильных классов. Главный блок семинара был посвящен практическому воплощению идеи профильного обучения и предпрофильной подготовки непосредственно на базе школы № 4. Яркие выступления заместителя директора по учебной работе Е. Резник с визитной карточкой школы, директора школы Н. Кулинченко о новых подходах к управлению образовательным процессом на старшей ступени обучения в школе, работающей в режиме Ресурсного центра, заместителя директора по учебной работе И. Савельевой об организации образовательного процесса в школе старшей ступени, руководителя структурного подразделения О. Барановской об индивидуальных образовательных траекториях - возможности реализации образовательных запросов обучающихся поразили участников семинара своей глубиной и инновационным подходом. Множество вопросов, которые задавали участники семинара в перерыве, говорят о том, что опыт востребован, и он действительно уникален.
Следует отметить, что семинар прошел на высоком организационном уровне. По завершению его работы прозвучали только положительные отзывы, практический опыт работы по созданию Ресурсного центра получил высокие оценки среди участников. Было отмечено взаимодействие всех структур власти по реализации проекта Ресурсного центра.
Ирина ДЬЯЧКОВА.