«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Национальная инициатива на пороге реализации

В пятницу, 11 сентября, в самом начале нового учебного года, в малом зале Молодежного досугового центра «Полярная звезда» состоялась оче­редная ежегодная учительская конференция. На ней присутствовали десятки представителей педагогических коллективов, представлявших все образовательные учреждения Оленегорска. На конференции обсуж­дались основные направления реализации национальной образователь­ной инициативы «Наша новая школа».

Открыла учительский форум заместитель главы города В. Шелкунова. Она поздравила собравших­ся и в их лице всех оленегорских педагогов с началом учебного года и выразила желание, чтобы он сло­жился благополучно. Затем настал момент сколь торжественный, столь же и приятный: отличившимся ра­ботникам школ и детских садов под аплодисменты аудитории были вру­чены грамоты и благодарственные письма оленегорской администра­ции.

По окончании церемонии на­граждения слово для доклада было предоставлено начальнику городс­кого комитета по образованию Л. Заякиной. Она вкратце напомнила, когда и в связи с чем появилась на­циональная образовательная иници­атива «Наша новая школа», сформи­ровавшая векторы развития образо­вательного процесса в России на ближайший период (этот проект впервые обозначил в 2008 году в своем послании Федеральному Со­бранию Президент России Д. Мед­ведев), и перечислила пять ее основ­ных направлений, которые будут обеспечены всемерной государ­ственной поддержкой.

В этот «базовый пакет» входят: обновление стандартов общего об­разования, создание схем поддерж­ки талантливых детей, обеспечение условий для сохранения и улучше­ния здоровья детей, развитие учи­тельского потенциала и создание современной школьной инфра­структуры. Оленегорский комитет по образованию совместно с инфор­мационно-методическим центром и образовательными учреждениями уже в прошлом году, не откладывая дело в долгий ящик, приступил к разработке плана мероприятий, на­правленных на выполнение озву­ченных Президентом поручений. Так, по словам Л. Заякиной, пред­стоит большая работа по внедрению государственного образовательного стандарта в каждой отдельно взятой школе. Настоящий процесс включа­ет в себя не только обновление учеб­но-методического комплекта, но и изменение бытовавшего прежде подхода к обучению. Упор будет делаться на разнообразие - у ре­бенка должно быть как можно боль­ше возможностей для свободного поиска «своих» знаний: это касает­ся и введения большего числа дис­циплин по выбору учащихся, и уси­ления так называемой внеаудитор­ной работы, то есть занятий в спортивных секциях, творческих объединениях и т. д.

Эксперимент по введению госу­дарственного образовательного стандарта предполагалось начать уже с первого сентября 2009 года, в числе «подопытных» регионов зна­чилась и Мурманская область. Од­нако в связи с отсутствием необхо­димых нормативных баз экспери­мент был отложен. Тем не менее, работа над приведением образова­тельных программ к «общему зна­менателю» не прекращается ни на одном из уровней, включая муници­пальный - проводится комплекс подготовительных мероприятий, иными словами постепенно выстра­ивается та платформа, с которой легче будет перейти на новый этап развития образования.

Наряду с внедрением современ­ных образовательных технологий (к примеру, все шире используется Интернет - на сегодняшний день ко Всемирной электронной Паути­не подключены все городские шко­лы) происходит внедрение профиль­ного обучения, позволяющего ребенку получить более конкретную подготовку и реализовать себя именно в той области, которая его особенно интересует и в которой он чувствует себя наиболее компетен­тным. Самыми востребованными на данный момент направлениями про­фильного обучения в Оленегорске являются физико-математическое и социально-гуманитарное. Профильность образования будет со време­нем распространяться все шире, чтобы уже в ближайшем будущем достичь стопроцентного показателя. Кроме того, прилагаются усилия для того, чтобы переход с одного уровня образования на другой был по возможности плавным, то есть, чтобы детсадовцы проходили как можно более масштабную подготов­ку к школе, а школьники, в свою очередь, по максимуму готовились к поступлению в вузы.

В 2009 году все сто процентов оленегорских одиннадцатиклассни­ков преодолели минимальный по­рог, установленный для сдающих Единый государственный экзамен. Таким образом, наблюдается поло­жительная динамика, так как в про­шлом году результаты были хуже. Это можно считать успехом, хотя возможности для роста имеются, и их надо обязательно использовать. В дальнейшем подготовка к ЕГЭ будет еще более глубокой. Вместе с тем на всех стадиях школьного обу­чения намечено усиливать воспита­тельный элемент, дабы повысить сконцентрированность детей на учебе.

Л. Заякина отметила недостаток внимания, уделяемого преподавателями одаренным ученикам, пре­тендующим на получение медалей. Это привело к тому, что число ме­далистов в нынешнем году по срав­нению с прошлым существенно снизилось. Между тем, поддержка талантливых учеников - одно из приоритетных направлений, состав­ляющих национальную образова­тельную инициативу «Наша новая школа», посему и в данном аспекте явно требуются определенные усо­вершенствования. Речь идет о раз­ветвленной системе выявления де­тей, имеющих ярко выраженные способности к тем или иным на­укам, и их сопровождения по всему нелегкому пути овладения знания­ми, причем начинать надо даже не с первого класса, а с детских садов. «Несомненно значимым фактором является дополнительное обра­зование, - сказала, в частности, Л. Заякина. - Если судить с позиции массовости, то можно сказать, что в нашем городе на этот фак­тор обращено достаточное внима­ние. Однако нельзя не думать и о качестве, а в этом отношении мы, вероятно, не всегда успеваем уг­наться за постоянно меняющими­ся жизненными реалиями. Это ка­сается как спортивной, так и твор­ческой деятельности. На мой взгляд, требуется проявлять боль­шую расторопность и оператив­ность и не бояться новшеств, ка­кие бы трудности ни сулило их вне­дрение…»

Учительская конференция про­должалась несколько часов, на ней, помимо упомянутых выше, был рас­смотрен ряд других, не менее важ­ных вопросов, имеющих непосред­ственное отношение к реализации национальной инициативы «Наша новая школа» и к перспективам раз­вития образовательного процесса в Оленегорске.

Святослав ЭЙВЕ.