В пятницу, 11 сентября, в самом начале нового учебного года, в малом зале Молодежного досугового центра «Полярная звезда» состоялась очередная ежегодная учительская конференция. На ней присутствовали десятки представителей педагогических коллективов, представлявших все образовательные учреждения Оленегорска. На конференции обсуждались основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Открыла учительский форум заместитель главы города В. Шелкунова. Она поздравила собравшихся и в их лице всех оленегорских педагогов с началом учебного года и выразила желание, чтобы он сложился благополучно. Затем настал момент сколь торжественный, столь же и приятный: отличившимся работникам школ и детских садов под аплодисменты аудитории были вручены грамоты и благодарственные письма оленегорской администрации.
По окончании церемонии награждения слово для доклада было предоставлено начальнику городского комитета по образованию Л. Заякиной. Она вкратце напомнила, когда и в связи с чем появилась национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», сформировавшая векторы развития образовательного процесса в России на ближайший период (этот проект впервые обозначил в 2008 году в своем послании Федеральному Собранию Президент России Д. Медведев), и перечислила пять ее основных направлений, которые будут обеспечены всемерной государственной поддержкой.
В этот «базовый пакет» входят: обновление стандартов общего образования, создание схем поддержки талантливых детей, обеспечение условий для сохранения и улучшения здоровья детей, развитие учительского потенциала и создание современной школьной инфраструктуры. Оленегорский комитет по образованию совместно с информационно-методическим центром и образовательными учреждениями уже в прошлом году, не откладывая дело в долгий ящик, приступил к разработке плана мероприятий, направленных на выполнение озвученных Президентом поручений. Так, по словам Л. Заякиной, предстоит большая работа по внедрению государственного образовательного стандарта в каждой отдельно взятой школе. Настоящий процесс включает в себя не только обновление учебно-методического комплекта, но и изменение бытовавшего прежде подхода к обучению. Упор будет делаться на разнообразие - у ребенка должно быть как можно больше возможностей для свободного поиска «своих» знаний: это касается и введения большего числа дисциплин по выбору учащихся, и усиления так называемой внеаудиторной работы, то есть занятий в спортивных секциях, творческих объединениях и т. д.
Эксперимент по введению государственного образовательного стандарта предполагалось начать уже с первого сентября 2009 года, в числе «подопытных» регионов значилась и Мурманская область. Однако в связи с отсутствием необходимых нормативных баз эксперимент был отложен. Тем не менее, работа над приведением образовательных программ к «общему знаменателю» не прекращается ни на одном из уровней, включая муниципальный - проводится комплекс подготовительных мероприятий, иными словами постепенно выстраивается та платформа, с которой легче будет перейти на новый этап развития образования.
Наряду с внедрением современных образовательных технологий (к примеру, все шире используется Интернет - на сегодняшний день ко Всемирной электронной Паутине подключены все городские школы) происходит внедрение профильного обучения, позволяющего ребенку получить более конкретную подготовку и реализовать себя именно в той области, которая его особенно интересует и в которой он чувствует себя наиболее компетентным. Самыми востребованными на данный момент направлениями профильного обучения в Оленегорске являются физико-математическое и социально-гуманитарное. Профильность образования будет со временем распространяться все шире, чтобы уже в ближайшем будущем достичь стопроцентного показателя. Кроме того, прилагаются усилия для того, чтобы переход с одного уровня образования на другой был по возможности плавным, то есть, чтобы детсадовцы проходили как можно более масштабную подготовку к школе, а школьники, в свою очередь, по максимуму готовились к поступлению в вузы.
В 2009 году все сто процентов оленегорских одиннадцатиклассников преодолели минимальный порог, установленный для сдающих Единый государственный экзамен. Таким образом, наблюдается положительная динамика, так как в прошлом году результаты были хуже. Это можно считать успехом, хотя возможности для роста имеются, и их надо обязательно использовать. В дальнейшем подготовка к ЕГЭ будет еще более глубокой. Вместе с тем на всех стадиях школьного обучения намечено усиливать воспитательный элемент, дабы повысить сконцентрированность детей на учебе.
Л. Заякина отметила недостаток внимания, уделяемого преподавателями одаренным ученикам, претендующим на получение медалей. Это привело к тому, что число медалистов в нынешнем году по сравнению с прошлым существенно снизилось. Между тем, поддержка талантливых учеников - одно из приоритетных направлений, составляющих национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», посему и в данном аспекте явно требуются определенные усовершенствования. Речь идет о разветвленной системе выявления детей, имеющих ярко выраженные способности к тем или иным наукам, и их сопровождения по всему нелегкому пути овладения знаниями, причем начинать надо даже не с первого класса, а с детских садов. «Несомненно значимым фактором является дополнительное образование, - сказала, в частности, Л. Заякина. - Если судить с позиции массовости, то можно сказать, что в нашем городе на этот фактор обращено достаточное внимание. Однако нельзя не думать и о качестве, а в этом отношении мы, вероятно, не всегда успеваем угнаться за постоянно меняющимися жизненными реалиями. Это касается как спортивной, так и творческой деятельности. На мой взгляд, требуется проявлять большую расторопность и оперативность и не бояться новшеств, какие бы трудности ни сулило их внедрение…»
Учительская конференция продолжалась несколько часов, на ней, помимо упомянутых выше, был рассмотрен ряд других, не менее важных вопросов, имеющих непосредственное отношение к реализации национальной инициативы «Наша новая школа» и к перспективам развития образовательного процесса в Оленегорске.
Святослав ЭЙВЕ.