Хроника минувших дней, или по страницам старых газет
«Передвижной диспетчерский пункт представляет собой металлическую кабину на гусеничном ходу. Использовался списанный экскаватор. Стоит диспетчерский пункт у западного съезда в карьер, почти на самой кромке борта.
Из кабины хороший обзор. Прямо в центре карьера, на нижнем горизонте, большой участок взорванной массы. Когда закончится выборка этой руды, траншеи горизонта 110 метров, нарезанные в северной и южной частях карьера, соединятся. Слева у одного из экскаваторов только что закончилась погрузка думпкаров. Состав вот-вот отойдет. Оператор Валентина Дмитриевна Волыхина вызывает по телефону диспетчера желдорцеха: «Павел Федорович, взвесьте состав с рудой от тринадцатого». «Хорошо», - слышен из динамика ответ П.Ф. Шкробота. (Взвешивание ведется сейчас выборочно).
Перед оператором на столе - развернутый лист бумаги. В нем отражен каждый час работы рудника - графы, заполненные цифрами. Указав на группу цифр, Валентина Дмитриевна сообщает интересную новость: «Ночью смена дала рекордную выработку, отгрузила 20294 тонны руды». «Почти в два раза перевыполнен план. Задание было 10800 тонн. Впервые у нас достигнута такая выработка. Начальником передовой смены работает Николай Павлович Павлов, горным мастером - Александр Ефремович Поляков», - поясняет начальник рудника Виктор Павлович Шведов.
В этот день - 26 августа - мне удалось побывать вместе с ним в карьере. И передо мной раскрылась картина напряженного труда, понятнее стали цели рабочего коллектива.
С начала месяца наметилось было - совсем не по вине рудника - отставание по отгрузке руды. Но как только на обогатительной фабрике увеличилась потребность в ней, отставание удалось ликвидировать. Вновь показали свои деловые качества экипажи тт. Муравского, Четверткова, Костусева и других.
Не подвели и вспомогательные службы. Начальник рудника добрыми словами отзывается, например, о службе водоотлива, которой руководит электромеханик Алексей j Павлович Мочалин: «Не было нынче ни одного простоя из-за обводненности забоев. А ведь дело сложное. Видите, как круто поднимаются трубы? С нижнего горизонта ни один насос не сможет откачать воду сразу в Кахозеро. Приходится делать перекачку. Вон там насос стоит и там. Особенно трудно водоотливной службе, когда идет одновременно зарезка нескольких траншей. Намного увеличивается у них объем работ».
Мы стоим в северной части карьера.
Сверху хорошо все видно. Вблизи отрабатывает забой экскаватор № 18, где старшим машинистом Григорий Афанасьевич Коваль. Скоро этот экипаж встанет на зарезку траншеи нового горизонта отметки 98 метров. Сюда уже перегоняется буровой станок Александра Петровича Никонова.
Большая работа ведется в южной части карьера по плану четвертой очереди расширения комбината - работа, определяющая будущее рудника.
Наш «газик» пересекает железнодорожное полотно у южного съезда в карьер. По левую сторону остается экскаватор № 1.
Интересная судьба у этого экскаватора. Это тот самый, что много, много лет назад первым поступил на рудник, и его по бездорожью перегоняли со станции Оленья. А недавно экскаватор совершил свой последний пятидневный переход сюда, в самую южную оконечность рудника. И его последняя задача - проложить трассу для нового железнодорожного пути на породные отвалы. Если бы на машинах отражались годы, как на лице человека, то каждый, взглянув на этот экскаватор, почувствовал бы большое почтение к его возрасту, к его труду, что остались у него за плечами.
А какая судьба ожидает «старожила» после того, как выполнит он свой последний долг? Не хотелось бы увидеть его списанным в груде металлолома. Установленный на постаменте, экскаватор мог бы нести новую службу, являясь воплощением труда тех, кто первым пришел на гору Оленью и кого нынче зовут ветеранами комбината.
По обе стороны железнодорожного съезда в карьер - почти отвесные стены пород. Настоящее ущелье ведет на нижние горизонты карьера. Но это уже не надолго. Большие резервуары мешали до сих пор вести здесь работы. И часть горы оставалась нетронутой, возвышаясь своеобразным пиком, вызывая у приезжих любопытство, а у сведущих людей улыбки. Сейчас резервуары убраны, скалу взрывают, вывозят, и карьер откроется, перенесут съезд.
Здесь поставлен буровой станок Петра Стратоновича Матвейчука, награжденного орденом Трудового Красного Знамени. Станок работает уже пятый год без капитального ремонта. Несколько экскаваторов ведут отгрузку породы. «БелАЗы» то и дело выходят гружеными на дорогу, направляясь к отвалам.
Понадобилось и изменить расположение открытого рудного склада. Сейчас делается отсыпка железнодорожного пути. Склад развернется, протянется вдоль основных железнодорожных путей в сторону завода силикатных изделий. Увеличится его вместимость, и станет возможным хранить руду раздельно в зависимости от ее качества, и это удобно будет для обогатителей. «На этом участке, - рассказывает В.П. Шведов, - трудно взрывникам. Они в стесненных условиях - рядом станция Центральная, корпуса обогатительной фабрики. Но ни один взрыв не повредил построек. Взрывники показывают удивительное мастерство».
Объезжаем весь карьер по окружной дороге. Именно в эту сторону расширяется рудник. Дорожники с маркшейдерами начали прокладку капитальной окружной дороги. Электрическая служба рудника переносит на новое место линию электропередач, чтобы дать возможность экскаваторщикам расширить вскрышные работы. Словом, всем нашлось дело.
Мощность комбината должна возрасти до 13 млн. 500 тыс. тонн руды в год. И уже сегодня закладывается основа будущих успехов. И развертывание горных работ, и оснащение рудника новой техникой - уже три новых экскаватора встали в этом году в забои, четвертый собирают члены экипажа Ивана Егоровича Архипенко вместе с механиками - все подчинено этой большой цели».
Б. Кожевников,
«Завтрашний день рождается сегодня».
«Заполярная руда» № 69, 30 августа 1969 года.

