«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Эффект гор

О том, каким образом оленегорские горняки собираются в этом году брать новые вершины, рассказывает директор горного управления «Олкона» Сергей Гнилицкий.

s.-p_.-gnilickij-rukovoditel-gornogoupravlenija_.jpg

Сергей Павлович, по итогам минувшего года ваше управление было признано лучшим цехом комбината. Вам удалось добиться рекордных показателей по добыче горной массы за всю историю «Олкона»?

— Насчет всей истории предприятия я не совсем согласен. Горное управление в нынешнем виде образовано на «Олконе» в 2000 году. Вот в нынешнем столетии эти результаты действительно примечательные. Мы добыли 24 с лишним миллионов кубометров горной массы, а в принципе, четверть века назад, когда наши основные карьеры были в расцвете сил, то возили и по 25 с лишним. Словом, само по себе большое количество горной массы я бы не стал считать выдающимся достижением. Делать горную массу ради великих цифр — бессмысленное занятие. Если рассуждать с экономической точки зрения, то из меньшего объема горной массы сделать больше железорудного концентрата — гораздо более выгодно и эффективно. Однако наша сырьевая база сегодня такова, что мы вынуждены везти большое количество вскрыши для того, чтобы добыть плановое количество руды. Можно еще добавить, что нами пробурено 647,5 тысяч погонных метров скважин — это тоже рекордный показатель, начиная с 1992 года.

Все-таки эти цифры говорят сами за себя. Получается, что горное управление «Олкона» сегодня меньшим количеством людей и техники добивается результатов, сопоставимых с технологическим размахом советских времен?

— Добавлю, что не только за счет меньшего количества оборудования, но и более высокой производительности. К примеру, в прошлом году мы добились средней производительности на экскаватор в 146 тысяч кубометров горной массы. Причем не так давно мы впервые в истории комбината впервые стали применять дизель-гидравлическое оборудование. Хотя очень много было до этого споров и разговоров, что в наших заполярных условиях оно работать не может, что — гидравлика вещь крайне ненадежная в условиях низких температур. Тем не менее, производительность на экскаваторах Cat 6030 составила около 200-230 тысяч кубометров в месяц. Это, я считаю, не предел. У нас собраны отличные экипажи на гидравлике, и достигнутая производительность — это их заслуга. Даже несмотря на хромающее качество сервисного обслуживания этих машин, ребята умудряются грузить много, да и в ремонтах активно участвуют, хотя и не обязаны этого делать. И за это им огромное спасибо. Сумеем решить проблемы по полной загрузке этой техники, увеличим производительность примерно на треть. Такую цель мы поставили в нынешнем году.

Какие проблемы, наиболее сильно повлиявшие на результаты работы в прошедшем году, вам пришлось решать?

— Мы произвели ряд организационных изменений. Во-первых, к цеху присоединилась автоколонна технологического и дорожного транспорта в полном составе. И весь год мы посвятили тому, чтобы наладить нормальные взаимоотношения. Не секрет, что начало прошлого года было провальным по выполнению плановых показателей по горной массе. Стало понятно, что причина, помимо прочего, в уравнительном положении об оплате труда, которое подразумевало зависимость премирования от результатов работы цеха в целом. С сентября мы его изменили — сейчас каждая из четырех смен получает план на месяц, и три четвертых размера премии зависит от его выполнения. Уверен, что поступили правильно: уже к концу года произошло выравнивание показателей — отстававшие смены смотрели на своих коллег и подтягивались. Во- вторых, создали единую централизованную диспетчерскую. Сделано это с одной целью — сосредоточить управление горным производством в одном месте. Раньше в одну смену выходили два бригадира на карьерах, диспетчер автоколонны и еще сверху диспетчер комбината. В итоге было много суеты и мало решенных вопросов. Сейчас технологическим процессом управляют два человека в смене. У нас появилась надежная устойчивая радиосвязь, внедрена система диспетчеризации «Карьер» — все это дает возможность оперативно управлять производством. Это и учет объемов вывозки горной массы, и своевременная реакция на простои оборудования. Накопленная статистика уже дает данные для анализа, почему в одном месте простоев больше, чем в другом, что надо делать, чтобы не повторять одни и те же ошибки.

Насколько вопросы, связанные с безопасностью, повлияли на работу горного управления в прошлом году, и что вы собираетесь предпринимать в этом направлении?

— К сожалению, у нас произошел прошлым летом смертельный случай с водителем самосвала. Причины известны. Но что меня сильно задело — так это отношение людей к произошедшему. Выходит, многие видели, что человек близок к критической черте, но молча проходили мимо. А если представить произошедший случай немного иначе? Случись это, когда этот "БелАЗ" поднимался по дороге не один, а ехал груженый навстречу другому самосвалу, любой другой технике? Кто задумался об этом? Словом, видишь, что с человеком творится неладное, прими меры — это же и твоя безопасность, в конце концов. Еще порой обидно наблюдать за тем, что у нас происходит после ремонтов, например, в административно-бытовых комплексах. Сотни людей строят — единицы ломают. Понятно, что далеко не все приходят в таком негативе на работу, но непонятно, почему остальные смотрят на это и молчаливо поощряют. У нас такое производство, что многие работы происходят в условиях повышенной опасности. Тотальный контроль руководителя за всеми вряд ли возможен, так что работник должен четко представлять, что может произойти, если он нарушает правила, особенно — умышленно. И мне, и начальникам карьеров надо серьезно работать над тем, чтобы все помнили об этом.

Какие основные направления работы вы бы выделили в качестве приоритетных в начавшемся 2014 году?

— В первую очередь, мы хотим повысить коэффициент использования оборудования: самосвалов, экскаваторов и буровых станков. Его, безусловно, можно улучшить. Второе — мы серьезно взялись за оптимизацию буровзрывных работ. Надо поставить некоторые вещи на поток. Например, мы уже год экспериментируем с рукавами для заряжания скважин. У нас не самые простые условия для бурения — много воды, сильная трещиноватость. Как результат — повышенный расход взрывчатки. Рукав позволяет сохранить целостность заряда в скважине. Взрывчатка, помещенная в специальный рукав, не растекается по трещинам, не вымывается водой. Соответственно отпадает необходимость добавления дополнительного взрывчатого вещества в скважину. На этот год мы поставили перед собой цель — 40 % всех скважин должно заряжаться с рукавами.
Кроме того, приступили к реализации проекта по внедрению системы высокоточного позиционирования буровых станков. Про него хотел бы рассказать подробней, поскольку проект очень интересный. Мы хотим уйти от существующих сегодня методов по проектированию и выносу в натуру буровых блоков. Каждая буровая установка оборудована системой высокоточной спутниковой навигации и комплектом аппаратуры для контроля параметров бурения. Проектировщик, имея маркшейдерскую съемку ситуации на площадке, с помощью специализированной компьютерной программы создает проект на бурение и отправляет его на станок по каналу связи. Машинист буровой установки может видеть у себя на мониторе расположение проектных скважин и может достаточно точно навести установку на каждую скважину. Погрешность составляет 20 см. При диаметре скважины 25 см такое отклонение нас устраивает. Помимо точного наведения станков, система позволяет снимать ряд параметров работы станка. Мы также рассчитываем создать с помощью системы базу данных по буримости пород. Проект непростой — есть определенные технические сложности, есть непонимание со стороны персонала, но нерешаемых проблем не бывает. К концу года система должна заработать стабильно. Мы ожидаем, что она даст нам улучшение качества дробления горной массы и позволит снизить удельный расход взрывчатки.

Следующая проблема, которую мы должны решить в текущем году, — попадание обсадных труб на ДОФ. Это самая настоящая беда. Мы начали опробование бентонитовых порошков для укрепления стенок скважин. К апрелю текущего года у нас должно быть понимание, насколько эффективно они способны заменить обсадные трубы.

Записал Дмитрий ВОЛКОВ.