«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Жить на высокой ноте

Нина Анатольевна, расскажите о себе. osackaja1.jpg
– Я родилась в Мордовии в 1945 году. Вся моя семья незадолго до начала Великой Отечественной войны переехала сюда из Красного Села. Дедушка был военный. И его перевели военкомом в районный городок Ардатов Мордовской АССР. В семье бабушки и дедушки было пятеро детей. Вскоре он ушел на войну и не вернулся. Мама моя работала гидрологом, папа – летчиком. Он погиб при испытании самолета, а мама умерла от чахотки. Воспитывала меня бабушка. С нами еще жили ее дочь и сын. В музыкальную школу поступила, когда уже училась во 2 классе. Всегда принимала участие во всех мероприятиях. Когда закончила музыкальную школу и 8 классов общеобразовательной, у бабушки встал вопрос: куда меня определить. Она решила отправить меня к своей дочери в Мурманск. Я поехала и успешно поступила в музыкальное училище. После его окончания получила направление в Оленегорск. Сюда же по распределению направили и моего будущего мужа. После 5 лет работы в музыкальной школе, я поступила в Казанскую государственную консерваторию по классу хорового дирижирования. После окончания вернулась на прежнее место работы и преподаю здесь по настоящее время.
Как складывался Ваш профессиональный путь?
– У меня было и есть одно место работы – музыкальная школа Оленегорска. Нигде лучших путей не искала с выгодой для себя. Мне нравится учить детей. Они – наше будущее.
Что привлекало Вас в специальности?
– Когда приезжаем в красивый город, например Санкт-Петербург, и видим роскошную архитектуру, всегда говорим: это музыка, застывшая в камне. И уже став профессионалом своего дела, мне хотелось строить мелодию, как знаменитые архитекторы проектировали здания. Берешь произведение и уже слышишь, как оно должно звучать именно в детском исполнении, а нот нет. Используешь оригинал, обрабатываешь его с учетом каждого голоса и каждой партии. А когда начинаешь над этим произведением работать, то получаешь сначала маленькие плоды своего творчества, потом все больше и больше. И приходя на отчетный концерт, видишь глаза детей, которые горят желанием исполнить это произведение как можно лучше, и слышишь аплодисменты в зале, то ради этого стоит трудиться. Я делала обработки всей программы, потому что очень мало нот, которые бы годились для современных детских хоров. А музыка гениальная. Она многочисленна. И хочется Реквием Верди исполнить и Реквием Моцарта. В оригинале этого не сделаешь, когда у тебя исполнители дети. Все перекраиваешь, а потом исполняешь. Ни это ли счастье?!
Кого Вы считаете своим наставником, вспоминаете с улыбкой и благодарностью?
– Все дело в том, что наставниками, я считаю тех людей, которые умнее и мудрее меня. Всегда их слушаю с превеликим удовольствием и каждый раз пытаюсь перенять что-то хорошее. Мне много лет, но я не считаю себя семи пядей во лбу. И тут бы хотелось послушать, а тут бы увидеть. И у этого бы поучиться. Причем набираюсь опыта не только у хороших мастеров, но и у плохих. Как нельзя делать – это ведь тоже учеба. Но в большей части я вспоминаю с огромной благодарностью своего профессора Семена Абрамовича Казачкова. Он был очень строгий человек, в первую очередь к себе. Но и к нам, студентам. Полностью отдавал ученикам самого себя. Профессор трудился на посту дирижера до 1998 года. В Казанской консерватории ежегодно проходят хоровые
ассамблеи. Сюда приезжают из многих городов нашей необъятной страны. Школа Казачкова везде славится своим профессионализмом.
Чем занимаетесь в свободное время? osackaja2.jpg
– Свободного времени мало, потому что на работе нужно проводить не только уроки, но еще и более ответственные мероприятия. Сейчас у меня идет подготовка к концерту, связанному с музыкой Глинки. Более того, проходят мастер-классы. А раз они проводятся, я должна представить своих учеников. Скажу честно, когда бывает все-таки свободное время, выезжаю на музыкальные мероприятия в Мурманск или Санкт-Петербург. В зимние каникулы посетила концерт Сергея Жилина. Он является руководителем оркестра «Фонограф» и принимает участие в телепрограмме «Голос». Концерт проходил в Большом зале Филармонии. Знаете, у него прекрасный коллектив. В отличии от Олега Лундстрема и Леонида Утесова у Жилина небольшой оркестр, но он великолепен! Как в космосе побывала! Посетила историческое здание Мариинского театра, посмотрела балет «Щелкунчик». Тоже фантастика. Недавно была на концерте, посвященном юбилею великого Мусина. Он долгое время преподавал в Петербургской консерватории, воспитал Гергиева, Мравинского и моего профессора Семена Абрамовича Казачкова. Я, как самая маленькая веточка, тоже имею к этому отношение. За пультом стоял дирижер, генеральный директор Мариинского театра, а теперь и Большого театра сам Валерий Гергиев. В концерте принимала участие певица, а ныне профессор Альбина Шагимуратова. Я с ней познакомилась, когда еще был жив Дмитрий Хворостовский, который включал Альбину в свои концерты под названием «Дмитрий Хворостовский и его друзья».
В этом году наш город отметит свой 75-летний юбилей. Расскажите, какой он был раньше?
– Оленегорск славный. Живу здесь с 1965 года. Тогда нового района не было и в помине. На этом месте были елочки, сосенки. Мы ходили сюда за грибами и ягодами. Был только старый район и напоминал Швейцарию. Двухэтажные домики всегда красились и ремонтировались. Чистота была неимоверная. А как было красиво в магазине! Заходишь в продуктовый, а там продавцы стоят в накрахмаленных белых передничках и шапочках на голове. С ними было приятно общаться. Работал ресторан с названием «Олень». И когда я туда ходила обедать, моими собеседниками оказывались командировочные. Они говорили: У вас не город, а райский уголок. Я всегда гордилась Оленегорском. Когда мои друзья из консерватории приезжали в гости, всегда их водила по улицам и, скажу откровенно, хвасталась. Город у нас очень хороший. А сейчас тем более! Он растет. Его украсили еще и яркой иллюминацией.
Чтобы Вы хотели пожелать жителям в канун юбилея?
– Образовывайтесь, люди! Не стесняйтесь, несмотря на то, сколько вам лет, 20 или 50. Несите культуру для своих же детей! Чтобы они не портили ничего в городе, а берегли сделанное. С уважением относились к пожилым людям, помогали им. Будьте терпимее друг к другу. С наступающим праздником вас, оленегорцы!


Наш корр.

Фото из архива Н. А.Осацкой


Указом президента РФ за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу в 1993 году Нине Анатольевне Осацкой присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Решением Совета депутатов города Оленегорска с подведомственной территорией в 2019 году Нине Анатольевне присвоено звание «Почетный гражданин города Оленегорска».
Она имеет звание «Ветеран труда» и награждена медалью «Ветеран труда», памятной медалью «Энциклопедия «Лучшие люди России», почетным знаком «За заслуги перед Оленегорском», благодарственными письмами Мурманской областной Думы, Комитета по культуре и искусству Мурманской области, муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, Отдела по культуре, спорту и делам молодежи Администрации города Оленегорска, Отдела по культуре города Кировска, Генерального директора ОАО «Олкон», Международного творческого фестиваля детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу», Мурманского колледжа искусств за качественную подготовку учащихся к поступлению в среднее специальное учебное заведение, почетными грамотами муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией.
Имя Нины Анатольевны Осацкой внесено в Кольскую энциклопедию как известный хормейстер в свободной энциклопедии «Википедия» и «Лучшие люди России».