«Оленегорск: Люди. События. Факты»

В России кризис чтения?

Читать стали меньше - это факт. Причин факт, наводящий на мысли довольно печальные. Утрачивая интерес к книге, мы не просто отказываемся от одного из способов отдыха и получения эстетического удоволь­ствия, но и добровольно лишаемся доступа в необыкновенный мир литературы, подменяя его доступом во Все­мирную электронную паутину. Замена явно неравноценная. Об этом надо говорить - говорить детально и серьезно. Именно для обсуждения проблем, связанных с «немодностью» чтения собрались 10 ноября в читальном зале центральной детской библиотеки представители ЦБС, городских школ и муниципальной власти.

Круглый стол пол названием «Оленегорск читающий» открыла директор ЦБС Н. Малашенко. Поприветствовав участников, она пе­редала слово главе города II. Сердюку. Мэр отметил, что всегда с удовольствием прини­мает приглашения от библиотек. Отношения между городской властью и звеньями цент­рализованной библиотечной системы строят­ся не только на дружеском, но и на деловом уровне (недавно, например, в читальном чале «Эрудит» прошли общественные слушания по проекту Штокмановского газоконденсатного месторождения). Администрация понимает, что потенциал библиотек велик, и его нужно использовать по максимуму. Направления могут быть разными, но главное из них - воспитание подрастающего поколения.

«Я знаю, - сказал Николай Леонидович, - что в сегодняшних условиях привить де­тям любовь к чтению - задача чрезвычай­но трудная. У книги сейчас очень серьезные конкуренты: телевизор, компьютер... Я, разумеется, не призываю к тому, чтобы возвращаться в каменный век. Более того, необходимо сделать так, чтобы книга и ком­пьютер работали как единое целое. Поэто­му администрация заботится о своевремен­ном оснащении библиотек новой электрон­ной техникой. Могу сказать, что по насыщенности компьютерными средствами наше муниципальное образование является одним из ведущих в Мурманской области: если в целом по региону один компьютер при­ходится на 37 детей, то у нас соотношение составляет 1 к 24. Но нельзя забывать, что именно книги в прежние времена вдохновляли людей на великие свершения и благород­ные поступки, стимулировали желание повысить уровень знаний. Городская админи­страция поддерживает и будет поддержи­вать библиотекарей в их стремлении вер­нуть книге ее былую популярность...»

Наступающий год предлагается объявить годом чтения. С чем же подошла к нему наша страна? По данным «Литературной газеты», опубликованным в одном из недавних номе­ров (с этой информацией участников кругло­го стола познакомила заместитель директора ЦБС по методической работе Т. Каньшина), 40 процентов россиян вообще не читают книг, а 52 процента считают приобретение литера­туры пустой тратой денег. Неважно обстоят дела и с периодикой: только 20 процентов населения регулярно читают газеты и журна­лы, а выписывают их еще меньше. Около по­ловины печатной продукции остается в невостребованном виде на складах издательств. С учетом всего вышеизложенного можно, пожалуй, говорить о том, что в России кризис чте­ния. И дело не в дефиците библиотек на душу населения (на российском пространстве, по самым скромным подсчетам, около 130 ты­сяч библиотечных филиалов всех разновид­ностей) и не в нехватке свежих печатных из­даний. Книги на фоне Интернета действитель­но утратили свою привлекательность: если их и берут в руки, то чаще всего это книги спра­вочные или деловые, необходимые для уче­бы и работы. Приобщать молодежь к чтению художественной литературы стало делом очень непростым, но усилия в этом направ­лении предпринимаются: помимо библиотек, в России, начиная с 2003 года, создаются спе­циальные центры чтения, снабженные программами, направленными на популяризацию книг. Может, что-нибудь полезное из этого и выйдет.

Приятно заметить, что Оленегорск на об­щероссийском фоне выглядит вполне достойно. Согласно данным, озвученным маркетоло­гом ЦБС 3. Ивановой, постоянно читают бо­лее 36 процентов опрошенных оленегорцев, а не читают совсем - лишь единицы (по срав­нению с 40 процентами в целом по России это, согласитесь, показатель отрадный). Более 80 процентов опрошенных посещают библиоте­ки: на первом месте в рейтинге - библиотека комбината, на втором - центральная детская, на третьем - городская на Бардина. Если в среднем по России только 48 процентов жите­лей покупают книги, то в Оленегорске эта цифра гораздо внушительней - 82 процента. При этом больше трети опрошенных сказали, что приобретают в первую очередь литературу ху­дожественную. У 81 процента оленегорцев есть своя домашняя библиотека, 28 процентов постоянно выписывают газеты и журналы, а покупают их в киосках и на почте 45 процен­тов. В анкете, предложенной респондентам ЦБС, был и такой вопрос: «Волнует ли вас катастрофа чтения в России?» Ответы получились любопытные: 52 процента признались, что эта проблема их волнует, 13 процентов полагают, что никакой катастрофы не случилось, остальные ничего об этом не слышали.

Оленегорск - один из немногих относи­тельно маленьких городов, где есть своя торговая точка, специализирующаяся на книжной продукции. Это небезызвестный магазин «Кругозор». Уникальность его заключается еще и в том, что он по-прежнему остается муниципальным - редчайший случай для та­кого рода предприятий. По словам директора «Кругозора» Т. Томиловой, нынешний статус работников магазина вполне устраивает, и нет никакого резона переходить на коммерческие рельсы. «Муниципальность» придает «Кругозору» в переговорах с поставщиками допол­нительный вес - опыт показывает, что уважения к муниципалам гораздо больше, чем к какой-нибудь частной лавке. Видимо, это как раз один из факторов, определяющих стабиль­ную и прибыльную деятельность магазина, которому в скором времени исполнится 10 лет. Коллектив «Кругозора» склонен считать, что ситуация с чтением не катастрофична: во вся­ком случае, на отсутствие покупателей мага­зин пока не жалуется - нарасхват идет как художественная, так и деловая литература.

Дети - категория особая. Тяга к чтению должна закладываться с юных лет, поэтому присутствовавшие на круглом столе с ин­тересом выслушали доклад заведующей детской библиотекой Н. Юговой. Были ог­лашены собранные библиотекарями данные о том, насколько активно читают молодые оленегорцы. Приведенные цифры и диаг­раммы свидетельствуют: рано говорить, что с точки зрения современных детей и подро­стков книга - это пережиток прошлого. Оленегорцы, появившиеся на свет в конце XX-начале XXI века, в значительной сво­ей части понимают важность литературы и ценят труд библиотекарей. Многие из них находят здесь отдохновение от забот, не­даром в ответ на вопрос, с каким цветом у них ассоциируется библиотек, многие рес­понденты назвали спокойный зеленый и теплый жизнерадостный оранжевый. Правда, в основном все же в библиотечное залы идут не за развлечениями, а за нужной информацией: берут материалы для рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ.

В числе же художественных пристрастием школьников и студентов преобладают, увы, такие малосерьезные жанры как детектив, мистический триллер, «ужастик», сентиментальный роман. Что делать: какова куль­турная планка, таковы и интересы...

С аспектами организации детского чтения в школьной библиотеке и обучения чтению де­тей начальной школы собравшихся познакоми­ли заведующая библиотекой школы № 13 Сироткина и преподаватель той же школы И.Павленко. Заседание круглого стола завершилось прениями, в ходе которых был высказан ряд интересных предложений. Совершенно оче­видно, что в тот день в ЦБС собрались люди неравнодушные и не желающие мириться с тем, что развитие литературного и читательс­кого процессов заходит в тупик. Несмотря на то, что заседание растянулось более чем на три часа, обмен мнениями по итогам выступлении получился продолжительным и довольно бур­ным. Было отмечено, что в привлечении детей к книге обязательно должны присутствовать элементы игры. Очень хорошее влияние име­ют конкурсы - только надо уметь и, главное, не лениться их организовывать.

В завершение круглого стола Н. Малашенко выразила благодарность всем, кто нашел возможность прийти и обсудить столь важные темы. Подобные собрания будут проводиться и в дальнейшем - польза от них несомненна.