«Оленегорск: Люди. События. Факты»

«В народной песне звучит душа»

По окончании гала-концерта нашему корреспонденту удалось побеседовать с председателем жюри первого областного конкурса юных исполнителей народной песни «Дебют» - лауреатом Международного и Всероссийских конкурсов, старшим преподавателем кафедры сольного народного пения вокального отделения Московского государственного университета культуры и искусства, солисткой Госконцерта, солисткой вокального трио «Лада» при Академии им. Гнесиных - Татьяной Владимировной Семушиной.

- Татьяна Владимировна, каковы Ваши впечатления от конкурса? Первый блин не получился комом?

- Нет. Очень приятно было видеть на сцене детей с горящими глазами. Видно, что их никто не заставлял петь, - они выступают по собственному желанию, пение приносит им немалое удовольствие. Это о многом говорит. Если из большого числа участников конкурса в будущем пением народных песен продолжат заниматься хотя бы три человека и счастливый блеск в их глазах при этом не исчезнет, то, я думаю, что дело и дальше пойдет.

- Почему нужны такие конкурсы сегодня?

- Сегодня мы возвращаемся к народному традиционному началу в музыке. Проводятся конкурсы исполнителей народной песни на местном, региональном, всероссийском уровнях. Проходят постоянные конкурсы в городе Иваново, в Коми и т.д. Народную песню сейчас поднимают, популяризуют, потому что из всех видов искусства самым объединяющим является именно народная песня. Эстраду хором петь трудно, а вот народная песня в коллективе звучит хорошо. Один затянул, остальные, если слова вспоминают, подхватывают. Человек все равно тянется к истокам, поэтому русская народная песня не должна умереть. Кроме того, в русской народной песне звучит русская душа.

Конкурсы, подобные «Дебюту», позволяют выявить самобытных юных исполнителей. Они организуются для того, чтобы посмотреть, как наше среднее поколение воспитывает младшее, какая работа проводится на местах по отбору, поиску таких талантливых детей. Уж как их обучать, дальше заинтересовывать и вести - это другое. Главное - ездить по уголкам и выискивать свои звездочки. Рада, что здесь эта работа началась. Мне сказали, что взрослая народная самодеятельность очень хорошо поставлена в области, много взрослых солистов. Было бы прекрасно, если бы эти люди воспитывали любовь к народной песне у подрастающего поколения.

- На гала-концерте свой музыкальный подарок сделал зрителям и всем юным участникам народный коллектив, ансамбль русской песни «Оленегорочка»...

- «Оленегорочка» - очень приятный коллектив. Они душевно поют, владеют пиано, то есть спокойным пением. Из глаз в глаза передают эмоцию и чувство. К слову сказать, долгое время существовало мнение, что народное пение - это ор. Согласитесь, народная душа слишком велика, чтобы это укладывать в крик.

- По каким критериям Вы оценивали участников?

- Я оцениваю исполнителя комплексно. Мне важно, как человек выглядит, как он держится на сцене, подходит ли ему песня, ложится ли она ему на голос, чувствует ли он ее, насколько хороши природные вокальные данные исполнителя, насколько заметны занятия с ним - всегда видно, что дано человеку и что уже в него вложено, привнесено.

- Кто из конкурсантов Вам особенно понравился, если это не секрет?

- На мой взгляд, лидером на этом конкурсе являлся Герман Горбунов из Мончегорска, исполнивший на гала-концерте песню «Любо, братцы, любо». Ему многое дано. Мало того, что он замечательно двигается, он еще хорошо чувствует песню, у него неплохие вокальные данные, чистый голос. Я бы хотела видеть его на следующих конкурсах. Важно, чтобы его развивали.

- Какая работа над ошибками должна быть проведена, чтобы следующий конкурс прошел еще лучше?

- Участников было заявлено немного. Кто-то, очевидно, не слышал о конкурсе, кто-то заболел, кто-то не успел подготовиться. Многие исполнители не выставились, потому что в Положении о конкурсе было заявлено ограничение в использовании фонограммы, а ведь у некоторых потенциальных участников иного сопровождения, кроме фонограммы, нет. Конечно, изначально народную песню нужно слушать не просто без фонограммы, но еще и без микрофона. Но в наш технический век мы уже привыкли к микрофонам. Без фонограммы в качестве инструментального сопровождения сегодня тоже не обойтись, поэтому правила проведения конкурса, на мой взгляд, необходимо пересмотреть.

Все конкурсанты решили, что это конкурс народной песни и взяли только народную песню. Такой подход сужает рамки, ведь очень много авторской музыки написано для народного голоса. Возможно, этот момент тоже следует отразить в Положении.

Чтобы человека разносторонне посмотреть, да еще и в два тура, желательно все-таки в программу включить три песни, например, внести для обязательного исполнения пение а капелла, народную песню и авторскую.

Начали пока с малого. Но по моему опыту участия в конкурсах могу сказать с полной уверенностью: конкурс дорастет.

Беседовала Валерия ПОПОВА.