«Оленегорск: Люди. События. Факты»

«В народной песне звучит душа»

По окончании гала-концерта нашему корреспонденту удалось побеседовать с председателем жюри первого областного конкурса юных исполнителей народной песни «Дебют» - лауреатом Международного и Всероссий­ских конкурсов, старшим преподавателем кафедры сольного народного пения вокального отделения Московско­го государственного университета культуры и искусства, солисткой Госконцерта, солисткой вокального трио «Лада» при Академии им. Гнесиных - Татьяной Владимировной Семушиной.

- Татьяна Владимировна, каковы Ваши впечатления от конкурса? Первый блин не получился комом?

- Нет. Очень приятно было видеть на сцене детей с горящими глазами. Видно, что их никто не заставлял петь, - они высту­пают по собственному желанию, пение при­носит им немалое удовольствие. Это о мно­гом говорит. Если из большого числа учас­тников конкурса в будущем пением народ­ных песен продолжат заниматься хотя бы три человека и счастливый блеск в их гла­зах при этом не исчезнет, то, я думаю, что дело и дальше пойдет.

- Почему нужны такие конкурсы се­годня?

- Сегодня мы возвращаемся к народному традиционному началу в музыке. Прово­дятся конкурсы исполнителей народной пес­ни на местном, региональном, всероссийском уровнях. Проходят постоянные конкурсы в го­роде Иваново, в Коми и т.д. Народную песню сейчас поднимают, популяризуют, потому что из всех видов искусства самым объединяю­щим является именно народная песня. Эст­раду хором петь трудно, а вот народная песня в коллективе звучит хорошо. Один затянул, ос­тальные, если слова вспоминают, подхватывают. Человек все равно тянется к истокам, поэтому русская народная песня не должна умереть. Кроме того, в русской народной пес­не звучит русская душа.

Конкурсы, подобные «Дебюту», позволя­ют выявить самобытных юных исполнителей. Они организуются для того, чтобы посмот­реть, как наше среднее поколение воспиты­вает младшее, какая работа проводится на местах по отбору, поиску таких талантливых детей. Уж как их обучать, дальше заинтере­совывать и вести - это другое. Главное - ездить по уголкам и выискивать свои звездоч­ки. Рада, что здесь эта работа началась. Мне сказали, что взрослая народная самодеятель­ность очень хорошо поставлена в области, много взрослых солистов. Было бы прекрас­но, если бы эти люди воспитывали любовь к народной песне у подрастающего поколения.

- На гала-концер­те свой музыкальный подарок сделал зрите­лям и всем юным уча­стникам народный коллектив, ансамбль русской песни «Оленегорочка»...

- «Оленегорочка» - очень приятный кол­лектив. Они душевно поют, владеют пиано, то есть спокойным пени­ем. Из глаз в глаза пере­дают эмоцию и чувство. К слову сказать, долгое время существовало мнение, что народное пение - это ор. Согла­ситесь, народная душа слишком велика, чтобы это укладывать в крик.

- По каким критериям Вы оценивали участников?

- Я оцениваю исполнителя комплексно. Мне важно, как человек выглядит, как он держится на сцене, подходит ли ему песня, ло­жится ли она ему на голос, чувствует ли он ее, насколько хороши природные вокальные данные исполнителя, насколько заметны за­нятия с ним - всегда видно, что дано чело­веку и что уже в него вложено, привнесено.

- Кто из конкурсантов Вам особенно понравился, если это не секрет?

- На мой взгляд, лидером на этом кон­курсе являлся Герман Горбунов из Мончегор­ска, исполнивший на гала-концерте песню «Любо, братцы, любо». Ему многое дано. Мало того, что он замечательно двигается, он еще хорошо чувствует песню, у него непло­хие вокальные данные, чистый голос. Я бы хотела видеть его на следующих конкурсах. Важно, чтобы его развивали.

- Какая работа над ошибками должна быть проведена, что­бы следующий кон­курс прошел еще луч­ше?

- Участников было заявлено немного. Кто-то, очевидно, не слышал о конкурсе, кто-то забо­лел, кто-то не успел под­готовиться. Многие ис­полнители не выстави­лись, потому что в По­ложении о конкурсе было заявлено ограни­чение в использовании фонограммы, а ведь у некоторых потенциаль­ных участников иного сопровождения, кроме фонограммы, нет. Ко-нечно, изначально на­родную песню нужно слушать не просто без фонограммы, но еще и без микрофона. Но в наш технический век мы уже привыкли к мик­рофонам. Без фонограммы в качестве инст­рументального сопровождения сегодня тоже не обойтись, поэтому правила проведения конкурса, на мой взгляд, необходимо пере­смотреть.

Все конкурсанты решили, что это конкурс народной песни и взяли только народную пес-ню. Такой подход сужает рамки, ведь очень много авторской музыки написано для народного голоса. Возможно, этот момент тоже сле­дует отразить в Положении.

Чтобы человека разносторонне посмот­реть, да еще и в два тура, желательно все-таки в программу включить три песни, например, внести для обязательного исполнения пение а капелла, народную песню и авторскую.

Начали пока с малого. Но по моему опы­ту участия в конкурсах могу сказать с полной уверенностью: конкурс дорастет.

Беседовала Валерия ПОПОВА.