«Оленегорск: Люди. События. Факты»

В каждом ученике видеть своего ребенка

Добрые и ласковые для первоклассников, понимающие для подростков, мудрые наставники для выпускников: учителя неизменно выполняют свое предназначение - дать знания и заложить основы нравственности. Каждый педагог имеет свой метод преподавания, взаимодействия с учениками и родителями. О то, как этому научиться, рассказала учитель начальных классов школы № 7 Валентина Коряковская.

korjakovskaja.jpgВалентина Николаевна, Вы более 30 лет работаете с детьми, прошли путь от молодого специалиста до наставника с большим опытом, почему выбрали педагогику?
– Я с детства мечтала стать учителем начальных классов. Очень любила играть «в школу». У меня даже был настоящий журнал. Не помню откуда он появился, но очень нравилось ставить отметки. Тяжело было в начале пути. Каждый человек, делая первые шаги в профессии, испытывает определенные трудности. В этот период помогли коллеги. Когда пришла работать, в школе был сплоченный опытный коллектив, где все поддерживали, делились опытом и советами. Одновременно дети тоже задавали мне «задачки», которые приходилось обдумывать и решать. Не зря говорят, что педагог учится вместе со своими учениками, а опыт приходит со временем.
Вы дали знания не одному поколению первоклассников. Как изменились ученики за это время?
– Безусловно, они стали другими. Ведь жизнь тоже не стоит на месте. Поэтому дети идут в ногу со временем. Более открытые, раскрепощенные и очень разные.
Первый учитель закладывает основу знаниям. Какими качествами нужно обладать, чтобы учить малышей?
– Прежде всего, нужно искренне любить детей. Конечно, учитель должен быть грамотным и компетентным. Но для первоклассников, которые только пришли в школу, здесь все новое и необычное. Для того, чтобы легче адаптироваться, им важно тепло и внимательное отношение. По опыту знаю, что маленькие дети очень ранимы и переживают из-за всего, что происходит в их жизни. С ними нужно быть очень осторожной и в словах, и в действиях.
Как находите подход к ученикам?
– Процесс обучения и взаимодействия с ребенком - это совместный труд: учитель - ученик - родитель. Большое значение имеет семья. Есть мнение, что школа должна полностью заниматься воспитанием и образованием детей. Это далеко не так. Как бы преподаватель не старался, если нет поддержки родителей, труд учителя будет напрасным. Поэтому очень важно наладить контакт с родителями, сделать их союзниками в деле воспитания и обучения. К счастью, с семьями моих учеников у меня всегда было взаимопонимание.
Говорят, что дети тоже нас учат. Так ли это?
– Безусловно. В первую очередь малыши умеют сочувствовать, сопереживать и слушать. Иногда поведение ребенка не укладывается в общепринятые рамки и понять его бывает очень трудно. Но поговорив с ним, осознаешь, что он во многом прав. Такое общение позволяет увидеть ситуацию с другой стороны и сделать выводы.А еще с ребятами я расширила свой лексикон, знаю их модные словечки и всегда в теме новых игрушек.
У Вас уже взрослый сын. Пригодился ли опыт мамы для подхода к ученикам?
– Да, конечно. Для меня, как педагога, главное - вовремя задать себе вопрос «Как бы я хотела, чтобы относились к моему ребенку?» Из опыта учителя знаю, как это - услышать фразу «Я забыл», поэтому всегда проверяла портфель сына. Для меня было важно, чтоб он все собрал к урокам. Даже когда он подрос, следила за этим тайком.
Что хотите пожелать коллегам в преддверии праздника?
– Прежде всего, крепкого здоровья, добра, мира, семейного благополучия и материального достатка.

Марина Листровая.
Фото из личного архива Валентины Коряковской