«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Современному читателю - современную библиотеку

Сегодняшняя публикация - в продолжение темы, начатой в одном из недавних номеров «Заполярки» (№ 5 от 06.02.2010 «Публич­ные библиотеки. Вызовы времени»): директор Оленегорской централизо­ванной библиотеч­ной системы (ЦБС) Надежда Александ­ровна МАЛАШЕНКО делилась своими впечатлениями от участия во втором Всероссийском фо­руме публичных библиотек, в рам­ках которого, по­мимо собственно пленарных заседа­ний и тематичес­ких круглых сто­лов, состоялись по­сещения ряда биб­лиотек Санкт-Пе­тербурга и профес­сиональное посеще­ние библиотек в Дании. Бесспорно, такой опыт чрез­вычайно полезен и интересен - и (ос­мелимся предполо­жить), может быть, в первую оче­редь даже не тем, чтобы удовлетво­рить имеющееся вполне понятное профессиональное любопытство: как дело поставлено у других, а понять - как на самом деле обстоит дело у нас?

Работа наших городских библио­тек, что называется, на виду. Это очевидно хотя бы потому, сколько различных мероприятий в них про­ходит, в том числе общероссийского масштаба (семинар 2007 года), сколь­ко удивительных творческих встреч с заслуженными и просто интерес­ными людьми. А конкурсы? И даже ночь в библиотеке, посвященная творчеству Гоголя… И с этой точ­ки зрения библиотекари вносят свой бесспорный вклад в культурную жизнь Оленегорска. Библиотеки продолжают оставаться образова­тельным, культурно-просветитель­ным, досуговым центром даже не­смотря на то, что уже давно не на-блюдается (и это общая тенденция в стране) читательского роста. Конеч­но, зачем идти в библиотеку, если практически все теперь можно уз­нать, увидеть, прочитать в Интер­нете, не выходя из дома.

Но всеобщая компьютеризация, внесшая свои весьма ощутимые кор­рективы в библиотечную сферу, все же не сможет совсем свести на нет давно сложившиеся традиционные отношения между читателем и кни­гой. Вспомним жаркие споры времен массового появления в стране видео, когда всерьез обсуждался вопрос о том, не исчезнет ли за ненадобнос­тью театр... Театр никуда не делся. То же будет и с библиотеками. Пото­му что живое общение невозможно заменить ничем, и оно будет востре­бовано всегда. Но время диктует свои правила, в России идет масш­табная реформа библиотечной сис­темы - как водится, не без переги­бов, и в связи с этим профессиональ­ное сообщество бьет тревогу. Зак-рываются маленькие библиотеки, происходят сокращения штатов, библиотеки объединяются со спортом - вообще немыслимая вещь... Увы, приоритеты меняются. Сегодняшняя библиотека, что­бы быть востребованной, должна следовать веяниям времени. Реаль­ность такова, что на современном этапе возрастает и становится доминирующей информационная функ­ция библиотеки, и главным направ­лением работы сейчас является мо­дернизация библиотек, которая не­возможна без поддержки со стороны муниципальных властей. Надо отдать оленегорским библиотекарям долж­ное - они всегда в авангарде про­фессиональных начинаний. В городе открыт и успешно действует инфор­мационный центр, услугами которо­го может воспользоваться любой. Пришло новое понимание библиотеч­ного фонда, когда используются on­line ресурсы, создаются собственные базы данных и электронные катало­ги книг для постоянной работы. Сайт оленегорской ЦБС вошел в число де­сяти лучших по итогам третьего Все­российского конкурса сайтов пуб­личных библиотек России. Совре­менному читателю - современные возможности.

Кстати, так называемой модель­ной библиотекой (это одна из акту­альных тем проводимой реформы) в нашем муниципальном образова­нии станет филиал №3 Оленегорской ЦБС - с обязательным выхо­дом в Интернет, бесплатным досту­пом, с оборудованными комфорт­ными местами для посетителей, ко­торые будут иметь максимальные возможности по­лучения инфор­мации. Как не­сомненный плюс в работе Оленегорской ЦБС стоит отметить хорошо нала­женное сотруд­ничество между библиотеками и учреждениями образования, уделяется боль­шое внимание поддержке чте­ния, мобильному обслуживанию населения, крае­ведению, меж­дународным связям и учас­тию в корпора­тивных проек­тах. В числе задач - все это поддерживать и раз­вивать, а также заниматься подго­товкой новых специалистов.

По большому счету, этот гло­бальный переход на новую ступень развития библиотек требует вложе­ния средств, ну а с деньгами на куль­туру в стране всегда было пробле­матично. И на этом фоне никогда не будет недостатка в той самоотвер­женности, с которой каждый день идут в свои библиотеки «книжные люди» - библиотекари. Идут, чтобы встретить своих читателей, вы­дать им книги, ответить на вопросы, подготовить мероприятия, приду­мать что-нибудь оригинальное и за­поминающееся - все это лишь часть айсберга: внутри библиотек идет кропотливая и большая невидимая нам работа: компьютерный век, тех­нологии, развитие... Но ведь и в ком­пьютере есть функция «сохранить», в нашем случае применительно к библиотекам - сохранить то луч­шее, что уже есть.

Что касается западного опыта модернизации и оснащенности биб­лиотек, то, бесспорно, он вызывает уважение, и даже, если угодно, где-то даже некоторое восхищение - может быть, своей, будем надеять­ся, временной недосягаемостью для нас. Но, честно говоря, пока трудно себе представить, что когда-нибудь можно будет прийти в нашу оленегорскую библиотеку и сдать книж­ки не из рук в руки, а в духе времени - автоматизировано, как это де­лают читатели в западных странах. Здесь это уже практика (пока тоже не повсеместная, конечно) - авто­матизация самообслуживания в фонде открытого доступа и автома­тизированный возврат книг, а для облегчения труда библиотекарей су­ществует автоматизированный про-цесс инвентаризации фонда, поиск неправильно расставленных на пол­ках книг, сортировка с использованием совершенствования библиотеч­ного хозяйства - то ли еще бу­дет…

Наши библиотеки кажутся нам такими родными и привыч­ными, все здесь до такой степени на своих местах, что мы даже не задумываемся об этом. И это правильно. Потому что об этом уже подумали библиотекари, и исходя из имеющихся возможно­стей сделали все, что могли. Во время экскурсий по питерским показательным библиотекам вни­мание приехавших на форум спе­циалистов обращали на дизайн и расстановку мебели, на органи-зацию библиотечного простран­ства, мест для отдыха, обязатель­ную доступность к открытым фондам… Все красиво и продуманно. Здесь, конечно, можно порас­суждать о возможностях столично­го города, но смысл? В стенах ма­леньких провинциальных библиотек ничуть не меньше тепла и любви - ЭТО важно.

И напоследок. Интересно, что в Дании, например, даже есть Библио­течная улица - правильно, там биб­лиотека находится. Есть ли такая в России? Надо будет в Интернете по-смотреть. А лучше спросить у на­ших библиотекарей - уж они-то точ­но знают. И еще один факт из расска­за Н. Малашенко во время подготов­ки материала к публикации просто потряс воображение - сотрудница одной из датских библиотек, отдав­шая своей работе четверть века, была удостоена чести королевского приема. Неслабый показатель отноше­ния к культуре, к профессии, к чело­веку. Как говорится, «no comments».

Ольга ВЕНСПИ.