«Оленегорск: Люди. События. Факты»

«Работаю с удовольствием»

Надежда Александровна Кулинченко считает Оленегорск родным и очень красивым городом, хотя родилась в Кировске. Оставшись прошлым летом отдыхать здесь, увидела, насколь­ко Оленегорск хорош в белые ночи. Теперь все отпуска соби­рается проводить дома.

В детстве будущий директор 4-й школы Надя Богданович жила в Лапландии. Лапландский диатомитовый существовал с 30-х годов и до тех пор, пока не на­шли более дешевую замену при­родному сырью. Сначала он на­зывался заводом, а позднее стал цехом Оленегорского ГОКа. Ее родители пришли туда в 1951 году и работали до пенсии. Цех был горячим, вредным, с сильными температурными перепадами. Мать и отец Нади работали об­жигальщиками. Процесс обжига был завершающим в технологи­ческой цепочке добычи и обра­ботки диатомита. Вот что сохра­нила память Н. Кулинченко о работе родителей: "Мы детьми хо­дили туда смотреть, как это происходит. Торф и жидкую грязь с болота доставляли в цех небольшими вагонетками. Ка­кой-то маленький электровозик перевозил эти тачки. Зимой жижа была очень холодной, ле­том - растекалась. Ее достав­ляли наверх, к печам цеха, где температура доходила до трехсот градусов. В такой жаре обжигальщики должны были непрерывно мешать грязь в топках, чтобы она не спека­лась, а выпаривалась. В резуль­тате образовывался диатомитовый порошок ".

Богдановичи уехали из Лап­ландии, когда Наде уже исполни­лось восемнадцать лет. Детские впечатления обычно всю жизнь хранятся в памяти человека. Н. Кулинченко говорит, что ей все­гда приходилось по душе те доб­рые отношения, которые суще­ствовали между людьми, живши­ми в поселке со сказочным на­званием. Люди всегда готовы были прийти на помощь друг другу. Лапландцы никогда не зак­рывали друг от друга двери, праз­дники проводили вместе. Моло­дежи нравилось там жить, хотя и развлечений особых, городских не было. Детство для Нади было золотым временем.

Все ребятишки, окончившие начальную поселковую школу, дальше должны были учиться в городе. Их возили сюда автобу­сом. Когда Надя увидела Олене­горск впервые, он, в сравнении с Лапландией, состоявшей из трех домов, показался ей большим. Все в нем виделось ей замеча­тельным. Больше всего запом­нился скульптура оленя напро­тив городской больницы. Авто­бус останавливался неподалеку от него, и Надя с подружками прибегала сюда полюбоваться оленем. Учились лапландские ребята в седьмой школе. Вста­вать приходилось рано, в шесть часов утра. "Мы тогда не пони­мали, как родителям было жал­ко поднимать нас, маленьких, ранним утром, как они пережи­вают за нас ", - говорит Надеж­да Александровна.

Педагогический стаж Н. Ку­линченко составляет без малого тридцать лет. Долгие годы она учила детей математике - сна­чала в 21-й школе, потом в 4-й. Надежда Александровна ни разу не пожалела о том, что выбрала учительскую профессию. Никог­да не думала о директорском кресле, а предложили - сначала боялась идти, считала, что не справится: это полная ответствен­ность и за учительский коллектив, и за тысячу учеников. Коллеги уговорили и помогли войти в новую должность. Директор школы благодарна коллективу за понимание и поддержку. По сло­вам Н. Кулинченко, она получи­ла хорошее наследие от прежне­го директора - Людмилы Анд­реевны Заякиной, потому трудностей особых не почувствова­ла. Работа в школе была отлаже­на до мелочей, оставалось толь­ко поддерживать достигнутое, что несложно с командой адми­нистраторов, сформированной еще прежним директором. В дружном, сплоченном, стабиль­ном коллективе единомышлен­ников, где трудятся опытные учи­теля, работать легко. Сказывает­ся и семнадцатилетний опыт ра­боты завучем. А проблемы... Совсем без них не обходится, конечно, но запомнившихся - нет. По словам Надежды Александ­ровны, "чтобы как можно мень­ше было педагогических про­блем, надо просто любить де­тей и свой труд". В педагоги­ческой деятельности каждый день непохож на другой. "Идешь утром в школу, думаешь зани­маться одним, а приходишь - и наваливаются совсем другие дела. Но я занимаюсь своим де­лом с удовольствием ".

Надежда Александровна чер­пает силы в книгах и музыке. Раньше часто читала и перечи­тывала чеховские пьесы, произ­ведения Салтыкова-Щедрина.

Современная проза не нравится. Из поэзии очень трогают, за душу берут стихи Николая Колычева. Мурманские поэты - частые гости в школе, и отношение у Надежды Александровны к ним - особое. Для школы, как и для ее директора, Мурманский Союз писателей - родной. Из музыки больше всего любит популярную классику: "Времена года" Чай­ковского, "Лунную сонату" Бет­ховена, другую, хотя и современ­ную слушает, чтобы не отстать от жизни.

В семье Кулинченко выросли двое детей. Дочь пошла по сто­пам матери и тоже стала учите­лем математиком. Сын, по при­меру отца, работает на ГОКе. Отец - осмотрщиком вагонов в ЖДЦ, сын - водителем БелАЗа в УАТ. Еще в Лапландии, учась в третьем классе, Надя Богданович мечтала, как придет в школу в качестве учителя. Многие в дет­стве играют в учителей, но не все ими становятся Надежда Алек­сандровна Кулинченко - стала.

Ольга МОСКВИНА