«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Прививки самодостаточности

Девятнадцатого апреля исполняется 35 лет Центру развития ребенка — детскому саду № 13 «Олененок». Богатая история и люди, которые все это время отвечали за судьбу сада, сделали его, пожалуй, самым необычным в городе дошкольным учреждением. Сегодня мы знаем его как «детский сад Монтессори», по названию всемирно известной педагогической технологии.

privivka-samodostatochnosti.jpg


Хотя самой методике больше века, в России за пределами столиц ее применение до сих пор можно считать новаторством. А вот в детском садике № 13 группа Монтессори появилась уже в 1995-м году, когда даже в Москве это было большой редкостью. В преддверии юбилея заведующий Галина Григорьевна Якуничева рассказывает читателям о том, как пришла в Оленегорск система Марии Монтессори, как меняются дети в «Олененке» и какие сложности встают на пути нестандартных методик воспитания.


Как «Олененок» перевоспитался


Расскажите о первых годах работы детского сада.
— Сначала это был обычный традиционный детский сад, — отвечает Галина Григорьевна. — Я пришла сюда работать еще за год до открытия, в далеком 1981-м: помогала с подготовкой групп, дизайном, чтобы к сентябрю садик был готов принять первых воспитанников.
— Было время, когда у нас (впрочем, как и везде) не хватало игрушек и прочего инвентаря. В стране было такое время, — дополняет Татьяна Сергеевна Манашкина, одна из первых педагогов. — Но после открытия группы Монтессори у нас всегда было, чем занять детей. Первую партию материалов мы купили в Голландии, вторую в Омске. Третью и четвертую произвели сами, нашли талантливых мастеров в Оленегорске.
Идея внедрения методики появилась у сотрудников или была спущена сверху?
— Сверху! — иронически усмехается заведующая. — В то время еще нужно было доказывать, что это хорошая педагогическая система. Хотя во всем мире она уже была признана как одна из лучших.
Как Вы решились на эти перемены?
— В 1993-м году была такая тенденция: образовательные учреждения должны были разрабатывать программы развития. Чтобы сотрудники знали цель, намечали планы. Тогда никто не знал, как это делать. Профессор Ростовского университета Александр Михайлович Землянский приехал помочь и учил нас в режиме мозгового штурма. В результате мы составили программу, подразумевающую развитие направления по Монтессори.
Что же Вас вдохновило?
— Я тогда прочитала в учительской газете статью о Елене Александровне Хилтунен, которая открыла первый детский сад Монтессори в Москве. Статья, приезд профессора — все это вместе стало толчком. А в 1995-м году у нас открылась первая в городе и в области группа Монтессори.


Нe принудительно, но добровольно


Методика заманчива, но разве ребенок не будет бездельничать, если его не заставлять учиться?
— Эти сомнения — один из многочисленных мифов. Всем известно, что ребенок дошкольного возраста может развиваться только на интересе. Даже самый талантливый педагог не может увлечь малыша лекцией. У детей до семи лет наглядно-действенное мышление, и воспитатель умеет этим пользоваться. Согласно методике, воздействие происходит через среду. Среду нужно подготовить, учитывая интересы каждого. Если, например, ребенку нравятся динозавры, его через этих динозавров можно научить всему остальному. Когда детей никто ни к чему не принуждает, они так самозабвенно трудятся!


Есть ли жизнь после садика


Учителя говорят, что при подготовке к школе необходимо развивать произвольное внимание. Как ребенок будет сидеть 40 минут на уроке, если в садике он занимался только тем, что ему интересно?
— Система Монтессори ненавязчиво, исподволь готовит детей к школе. На седьмом году жизни дети переходят в специальные одновозрастные группы, чтобы учиться жить в группе сверстников. Также у нас есть практика встреч с учителями. Воспитатели сидят на уроках; мы приглашаем в группы учителей. Затем собираем методический совет и обсуждаем, как наши дети учатся, какие у них достижения и проблемы.
И как работается учителям с вашими выпускниками?
— Большое значение имеет личность учителя, если говорить о преемственности. Есть учителя, которые любят наших детей за умение мыслить, за живой интерес к обучению и самодостаточность. Сторонникам строгой дисциплины, конечно, сложнее с такими детьми. Им проще давать четкие команды и инструкции, у них усредненный подход. Я понимаю, учителю сложно обеспечить индивидуальный подход к каждому на уроке. Но также я знаю учителей, которые с этим справляются. Например, нынешний председатель комитета по образованию Лариса Федоровна Орлова, когда была учителем, всегда подчеркивала инициативность и самостоятельность наших бывших воспитанников.


Кому показана система Монтессори...


Значит, готовите звезд?
— Не только. В последние годы мы часто выступаем в роли последней соломинки, за которую хватаются родители, когда дети оказываются в сложной ситуации.
Какого рода?
— Случаются психические травмы в садике или в семье, после этого детей нужно «приводить в чувство», адаптировать в обществе. Мы разработали практику индивидуального сопровождения: чем бы ребенок ни занимался, с ним рядом всегда присутствует педагог-гувернер, который решает каждую возникающую ситуацию. Так ребенок постепенно привыкает быть в коллективе, а воспитатель следит, чтобы напряжение не достигло критической точки, чтобы не «переборщить» с общением.
А как работаете с детьми, которые дерутся, проявляют агрессию?
— Конфликты бывают и у нас, но их разрешение зависит от справедливости воспитателя. Мы стараемся разобрать каждую ситуацию, вместе понять, как нужно поступать в том или ином случае. К тому же, среда создана таким образом, чтобы не провоцировать конфликты. Каждая вещь на своем месте, у каждого ребенка неприкосновенное личное пространство, главное правило — не мешать другим.


…и кому она не нужна


Сейчас во многих семьях принята более авторитарная система воспитания. У вас бывают разногласия с родителями?
— Большинство дошкольных учреждений, работающих по методике Марии Монтессори — частные. У них есть замечательная возможность выбирать родителей. Наш же детский сад является муниципальным учреждением, и мы принимаем всех детей, проживающих на нашем участке. А их родители не всегда в полной мере приемлют наши методы воспитания и обучения.
Получается, ребенок воспитывается в двух конфликтующих системах?
— Мы стараемся сделать родителей своими единомышленниками. Приглашаем их, показываем, как дети работают, проводим беседы и мастер-классы. Нет детей, которым противопоказана система Монтессори, но есть такие семьи. Если не получается идти в одном направлении, я обычно советую родителям выбрать другое место, где мнение педагогов будет совпадать с их убеждениями.


Зрелость «Олененка»


Какая у Вас кадровая политика? Как Вы узнаете единомышленников?
— Мы с радостью берем молодых специалистов, и они первое время работают ассистентами Монтессори-педагогов. Их не нужно переучивать, они перенимают опыт и подход у старших коллег. Мы уже сейчас на них опираемся — это новое поколение воспитателей, которое однажды придет нам на смену.
А еще мы все год от года совершенствуемся. Но не отправляем педагогов на учебу — это дорого и малоэффективно: Монтессори-тренер приезжает к нам из Санкт-Петербурга и три недели в году обучает наших педагогов прямо на месте.
Сейчас садику 35. А как Вы видите сорокалетнего «Олененка»?
— Я, конечно, к тому времени уйду на заслуженный отдых. Надеюсь, новое руководство будет поддерживать развитие в заданном направлении. Но пока планы есть. Хочется перевести группы раннего возраста на систему Монтессори, наравне с дошкольными группами. Доделать несколько кабинетов. И обучить преемника, потому что педагоги — это главное.

Подготовила Анна СМОЛЬЯНИНОВА.

Фото из архива МДОУ «ЦРР № 13 «Олененок».


Мнение
«Мы привели младшую дочку Илону в «Олененок», потому что слышали, что там помогают детям с такими проблемами, как у нас. До этого дочь очень не хотела ходить в детский сад, не могла адаптироваться, не хотела дружить с детьми. Даже начала подкашливать на нервной почве. Сейчас она уже два месяца ходит в тринадцатый садик. Пока она на индивидуальном сопровождении, но результат уже есть: дочь просится в детский сад. Она была очень нелюдимая, а теперь интересуется другими детьми, хочет знакомиться. У нас трое детей, и мне жаль, что старшие ходили в другие сады. Здесь мне очень нравится отношение педагогов, они рассматривают индивидуально каждого ребенка, учитывают его особенности».

Ирина, мама Илоны.



privivka-2.jpg

«Это спортивная комната, а здесь игровая. Тут мы рисуем и занимаемся английским», — рассказывает Галина Григорьевна, проводя меня по помещениям. В бассейне воспитанники плескаются под присмотром тренера. В «Академии конструирования» идеальный порядок и с полсотни аккуратных ящиков с конструкторами; лучшие поделки, как водится, украшают кабинет.
«Здесь они сами выбирают, чем играть, а закончив, сами все убирают на прежнее место». (Тут мне приходит в голову мысль, что, чтобы ребенок по своей инициативе убирал игрушки, нужен, по меньшей мере, ремень или сломанная психика).
«Вот этот мальчик очень любит лазать по канату и кататься на качелях. Наверно, будет гимнастом. А вон тот пришел к нам с большими проблемами: у него не получалось общаться со сверстниками, он почти не разговаривал с другими детьми, легко начинал драться». (Я вижу, как мальчик почти непринужденно болтает с приятелями, сидя над какой-то «развивайкой»).
«Это наш зимний сад, — продолжает заведующая. — Дети сами ухаживают за растениями, ведут журнал наблюдений...»
«А вот и библиотекарь пришел», — замечает Галина Григорьевна. В коридоре ребята внимательно выбирают книжки, аккуратно перелистывая странички. Кто-то принес сдавать уже прочитанное. «Теперь у них совсем другое отношение к книге. Каждая лежит в пакетике, в хорошем состоянии. Раньше такого не было».