«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Подведены итоги работы

11 июля 2011 года прокуратура города подвела итоги своей работы за 1 полугодие 2011 года. В указанный период усилия прокуратуры города были направлены на решение важнейших общегосударственных задач по укреплению законности и правопорядка, обеспечению прав граждан, соблюдению государственных и общественных интересов, правовому обеспечению проводимых в стране преобразований. В текущем году прокуратура г. Оленегорска, выполняя поставленные перед органами прокуратуры задачи, в значительной степени активизировала работу по укреплению законности и правопорядка.


Прокурорский надзор, осуществляемый в рамках проводимой административной реформы, системного реформирования законодательства, обусловливался социально-экономическими процессами и преобразованиями в стране, в том числе наличием кризисных явлений в экономике. При осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов на поднадзорной территории в 2011 году прокуратурой города были выявлены и устранены 401 нарушение законов.
Выполняя функцию надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, прокуратура в значительной степени акцентировала внимание на приоритетности деятельности в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. При проверках соблюдения прав и свобод человека и гражданина было выявлено 191 нарушение закона, большинство из которых относится к сфере жилищных и трудовых правоотношений. Всего в сфере соблюдения трудовых прав работников выявлено 42 нарушения, из них 14 нарушений об оплате труда. Принятыми мерами прокурорского реагирования все допущенные работодателями нарушения устранены, нарушенные права граждан полностью восстановлены.
В условиях преодоления последствий финансово-экономического кризиса вопросы соблюдения законодательства о труде, в том числе об оплате труда, о занятости населения, об охране труда и производственном травматизме приобрели особую актуальность. В этой связи прокуратурой города осуществляется постоянный контроль за деятельностью организаций, в которых проводятся организационно-штатные мероприятия, вводится режим неполного рабочего времени, а также за организациями, ранее допускавшими нарушения сроков выплаты заработной платы либо попавшими в поле зрения прокуратуры по иным фактам нарушений законодательства о труде. Помимо этого, под пристальным вниманием прокуратуры находятся вопросы соблюдения законодательства о пенсионных правах, об охране прав инвалидов и престарелых, о жилищных правах, о здравоохранении. Следует отметить, что в сложившейся экономической ситуации, в деятельности организаций, расположенных на поднадзорной территории, грубейших нарушений трудового законодательства в истекшем периоде 2011 года не выявлялось, сведений о массовых высвобождениях работников либо невыплатах заработной платы в организациях и на предприятиях города в прокуратуру не поступало. Количество допущенных нарушений в указанной сфере в сравнении с АППГ значительно снизилось (42 против 182).
Однако из анализа проведенной в течение года работы следует, что в отдельных сферах законодательства число нарушений в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина, допущенных в 2011 году, не только не снизилось в сравнении с АППГ, а напротив, имелась тенденция к их увеличению. Так в сфере соблюдения жилищных прав граждан выявлено 64 нарушения (АППГ – 26), о правах потребителей 12 (АППГ – 5), о здравоохранении 16 (АППГ – 8), о жилищных правах, об охране прав инвалидов и престарелых, о правах потребителей.
Обеспечивая единство законности, защищая интересы государства и общества, в 2011 году прокуратура города Оленегорска использовала комплекс полномочий, предоставленных законом, для выявления и пресечения средствами прокурорского надзора нарушений законодательства в сфере экономики.
В ходе проверок соблюдения законодательства в названной сфере правоотношений выявлено 72 нарушения, большая часть которых, как и в предыдущие годы, касается налогового и бюджетного законодательства.
Кроме того, несмотря на проводимую в государстве антикоррупционную политику, в органах местного самоуправления муниципального образования город Оленегорск в 2011 году отмечена негативная тенденция роста числа нарушений в сфере антикоррупционного законодательства, в том числе по вопросам исполнения законодательства о проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов.
Проведенными проверками выявлялись нарушения требований законодательства об ограничениях и запретах, связанных с государственной службой, а также иных, установленных законодательством правовых и организационных основ прохождения государственной службы.
Всего за первое полугодие 2011 года в интересах Российской Федерации и муниципального образования прокурором предъявлены в суды 8 исков (заявлений) на сумму 99 тыс. руб., в интересах граждан – 59 исков на сумму 272 тыс. руб. При этом значительно увеличилось число исков, предъявленных в защиту жилищных прав граждан, что свидетельствует о негативных процессах, происходящих в сфере соблюдения жилищного законодательства на территории муниципального образования в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
В 2011 году прокурором также приняты меры к укреплению законности в сфере надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды. По результатам проведенных проверок нарушений природоохранного законодательства было выявлено и устранено 32 нарушения (АППГ – 2).
При осуществлении надзора за исполнением законов о правах и интересах несовершеннолетних выявлено 59 нарушений законов. Анализ результатов проведенных проверок показал, что тенденций к ухудшению ситуации в области соблюдения прав и интересов несовершеннолетних не отмечено. Однако, учитывая особую заботу государства и общества о состоянии здоровья подрастающего поколения, о создании условий, гарантирующих качество и уровень образования, об искоренении детской преступности, деятельность органов местного самоуправления по вопросам охраны прав и интересов не-совершеннолетних, в том числе в области профилактики правонарушений, по-прежнему должна оставаться одной из приоритетных.
Всего в 2011 году выявлено 20 незаконных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, на которые принесены протесты. По результатам рассмотрения протестов правовые акты отменены либо приведены в соответствие с требованиями законодательства путем внесения необходимых изменений. Также по результатам рассмотрения требований прокурора из трех муниципальных правовых актов исключены коррупциогенные факторы.
Проведенный анализ состояния законности и правопорядка на территории муниципального образования г. Оленегорск с подведомственной территорией показал, что на поднадзорной территории продолжается рост числа зарегистрированных преступлений — 237 против 171 за аналогичный период 2010 года. Увеличение составило 38,6%. На 47,5% возросло количество тяжких и особо тяжких преступлений (тяжкий вред здоровью — на 500%, грабежи — на 15,8%, кражи — на 72,7%, мошенничества — на 30%). Особую озабоченность вызывает рост числа преступлений, предусмотренных ст.111 УК РФ (умышленное причинения тяжкого вреда здоровью).
На увеличение числа тяжких преступлений против личности отрицательное влияние оказало ослабление работы по выявлению преступлений профилактической направленности, предусмотренных статьями 119 (—100%) и 117(—100%) УК РФ.
Вместе с тем, положительные результаты достигнуты по профилактике умышленных убийств и разбойных нападений — за прошедший период 2011 года не совершено ни одного преступления, предусмотренного ст.105 и ст.162 УК РФ.
Достигнуты положительные показатели по выявлению преступлений коррупционной направленности, однако, все они совершены гражданами. Мер к выявлению фактов взяточничества, служебных злоупотреблений должностных лиц не принимается. Отсутствуют показатели по выявлению преступлений, совершенных организованными преступными группами.
Предпринятыми мерами удалось несколько стабилизировать криминогенную обстановку на улицах города, в общественных местах совершено 15,9% преступлений против 17,5% в АППГ.
Негативная ситуация продолжает иметь место на дорогах поднадзорной территории, на 100% больше (против АППГ) зарегистрировано дорожно-транспортных преступлений.
Улучшилась работа в сфере профилактики рецидивной и групповой. Так, лицами, ранее совершавшими преступления, за аналогичный период 2010 года было совершено 70 преступлений, а за истекший период 2011 года — 59 преступлений, в том числе, 16 тяжких (АППГ — 30). Однако, не удалось добиться положительных результатов по противодействию бытовой преступности. С 9 в 2010 году до 16 в 2011 году увеличилось число бытовых преступлений, в том числе, с 4 до 5 тяжких и особо тяжких.
Продолжает расти число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (48 против 36 в АППГ). При этом, число лиц, привлеченных к административной ответственности за появление в нетрезвом виде в общественных местах, значительно снизилось: с 1410 в АППГ до 694 в текущем году.
По итогам полугодия вызывает озабоченность наметившаяся тенденция роста удельного веса преступлений, совершенных несовершеннолетними с 0,81% в АППГ до 3,5% в текущем году.
По-прежнему ниже областных показателей и показателей прошлого года остается раскрываемость преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких.
Так, раскрываемость умышленного причинения тяжкого вреда здоровью составляет 75%, (обл.94,2%), краж чужого имущества составляет в целом 44% при среднеобластном показателе 56,2%, грабежей — 63,6% (обл. — 73,8%), дорожно-транспортных преступлений — 20% (обл.— 66,7%).
Данные показатели напрямую связаны с ненадлежащей деятельностью органов предварительного следствия и дознания.
В 1 полугодии 2011 года на досудебной стадии уголовного судопроизводства прокурорами выявлено 1210 нарушений закона, из которых 1006 — при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, и 188 — при производстве следствия и дознания. Внесено 10 представлений об устранении данных нарушений, по результатам рассмотрения которых 11 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Прокурором отменены как незаконные 38 постановлений следователей и 40 постановлений дознавателей о приостановлении уголовных дел, 8 уголовных дел возвращены следователям и дознавателям для производства дополнительного расследования в связи с существенными нарушениями УПК РФ, препятствующими направлению уголовных дел в суд. Уголовные дела по фактам злоупотреблений и нарушений закона, допущенных должностными лицами правоохранительных органов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, при расследовании уголовных дел, а также по фактам применения к гражданам насилия, незаконных методов расследования со стороны сотрудников правоохранительных органов, в 1 полугодии 2011 года не возбуждались ввиду отсутствия оснований.
Судами оправдательные приговоры не выносились, уголовные дела по реабилитирующим основаниям не прекращались. Иски о возмещении за счет казны РФ вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, не предъявлялись.
Анализ состояния прокурорского надзора в указанной сфере в 1 полугодии 2011 года, проведенный с учетом данных, полученных из поднадзорных правоохранительных органов, органов и учреждений УФСИН, судебных органов, правозащитных и иных общественных организаций, средств массовой информации, от граждан, из иных источников, показал, что на поднадзорной территории в указанный период грубых либо системных нарушений конституционных прав граждан, в том числе в уголовном судопроизводстве, не допускалось.


Е. Смирнова, прокурор города, старший советник юстиции.