«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Откуда берутся художники

Есть в Оленегорске, городе горной добычи и тяжелой промышленности, городе, полном стальных названий и железных людей, место и для искусства. Уютные кабинеты художественной школы принимают ребят, предпочитающих конькам палитру, и знающих, что тетради в клетку придуманы не для логарифмов, а для хороших пропорциональных рисунков. Шутки шутками, а здесь берут начало пути тех, кто решил (или еще решит) посвятить себя искусству. Об Оленегорской художественной школе ее директор Елена Артуровна Шагалина рассказывает читателям «Заполярки».

Познакомимся?
— Скажите, занятия в художественной школе — это скорее хобби или подготовка к будущей профессии?
— Художественные школы отличаются более узкой специализацией от школ искусств, где ребенок понемногу учится и рисованию, и музыке, и танцам. Обучение у нас требует полной отдачи, хобби это точно не назовешь. Так же, как и в профессиональном спорте, как в музыке. Да, многие дети начинают ходить в несколько кружков и секций. Но если ребенок хочет добиться заметных результатов, спустя 1-2 года приходится делать выбор в пользу чего-то одного.
— За счет чего такая нагрузка?
— Сфера изобразительного искусства включает в себя разные направления, и многие преподаются в нашей школе. У детей большой выбор, а значит, им проще найти свою нишу. Здесь изучают и историю искусств, и прикладное искусство, и академическую живопись, и рисунок, и скульптуру. Знание всех этих предметов пригодится ученикам при поступлении в художественные колледжи и вузы и поможет выбрать подходящую специальность.
— Какая доля выпускников получает дальнейшее образование в области искусства?
— Примерно 20%. По моему опыту, лучший вариант — поступление в колледж после 11 -го класса. Старшеклассники очень быстро готовятся к поступлению и более четко понимают, чего они хотят. Среди наших выпускников многие добились успеха в сфере искусства: есть и графики, дизайнеры, и ювелиры, и даже одна галеристка. Но, насколько мне известно, у тех, кто выбрал другие профессии, увлечение остается на долгие годы. Я слышала, что горняки вечерами рисуют, инженеры занимаются керамикой — и все это наши выпускники! Очень приятно знать, что они сохраняют любовь к творчеству.

Чему учат в школе
— Предположим, родители приводят к вам ребенка. Когда они могут ждать результатов? И будет ли заметен прогресс, скажем, через год?
— У всех развитие навыков идет по-разному. Есть дети с ярко выраженным потенциалом; кому-то нужно время, чтобы раскрыться. В основном результат можно увидеть к третьему году. Самых маленьких необходимо заинтересовать, поиграть с ними — серьезно обучаться они пока неспособны.
С какого возраста имеет смысл начинать занятия?
— Лет с семи-восьми. Дети в более раннем возрасте еще не могут по-настоящему учиться. Да, иногда родители приводят пятилетних малышей, но они ходят сюда просто поиграть — толку по-чти нет. Обучение в художественной школе требует напора, в каких-то случаях — даже агрессии определенного рода. Это не только творческий процесс, но и упорное изучение, отработка. Более того, мы предъявляем ученикам довольно строгие требования. Художественная школа — это не кружок, мы не идем на поводу у детей и не развлекаем их. Мы занимаемся академическим образованием.
Что касается методики, понятно. А как развиваете художественное восприятие?
— К сожалению, современные дети видят много графических изображений. Если раньше были только мультфильмы, то теперь появились игры для смартфонов и планшетов, где графика довольно проста. И ребенку легче усвоить способ изображения того или иного предмета, чем придумать самому. Он рисует дерево как в игре, кошку как в мультфильме... Мы стараемся бороться с этим «срисовыванием». Читаем книги вслух, а потом просим нарисовать ту или иную сценку; придумываем нетривиальные ситуации или объекты для изображения.

Художник в обиду себя не даст
— Каково сегодня получать академическое образование в этой сфере? У современного искусства другие законы, а подражать шедеврам классики не станешь.
— Нам, приверженцам старой школы, бывает грустно видеть смену ориентиров в искусстве. И еще бывает обидно, когда благодаря новым технологиям многие навыки обесцениваются. На-пример, роспись маслом по готовой фотографии — получается красиво, но какое же это искусство? А молодые ребята смогут приспособиться в новых реалиях, я в них не сомневаюсь. Худож-ник не обязательно пишет картины или ваяет скульптуры. Сейчас многие выходят из положения, выбирая узкие направления, приближенные к жизни и производству. Это дизайн интерьеров, ювелирное искусство, дизайн предметов быта и оборудования.
— Специальности, которые вы перечислили, кажутся довольно востребованными...
— Конечно. Хотя нередко родители и учителя опасаются за будущее детей, пытаются переубедить их, навязать более приземленный и распространенный выбор. Но есть категория учеников, которые не согласятся быть ни инженерами, ни финансистами, как бы их ни уговаривали. И я очень благодарна администрации города за то, что наша художественная школа не закрывается, и у детей остается возможность выбрать профессию в сфере искусства. Это призвание, я считаю. И сегодня ему можно найти применение.

Подготовила Анна СМОЛЬЯНИНОВА.
Фото Кирилла Татаринцева.