«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Николай, Любовь и ангел

Наш сегодняшний рас­сказ из цикла МДЦ «Поляр­ная звезда» «Я и мое поколе­ние» о замечательной семье Дурягиных - Николай Сте­панович и Любовь Ивановна, однажды встретившись, сумели сохранить и пронес­ти через всю свою семейную жизнь радость той первой встречи, которая и стала отправной точкой создания нового мира - мира уже не­скольких поколений Дурягиных, где к Вере, Надежде и Любви свое - особо тре­петное - отношение: и это неслучайно.

Николай Степанович Дурягин родился двадцать четвертого июля 1925-го года в деревне Захарово, Батдаровского сельсовета, Николь­ского района, Вологодской области. Когда началась война, ему не было и шестнадцати. А когда подошел призывной возраст, из райвоенкома­та пришла повестка. Но в армию Николая не взяли - весил всего тридцать пять килограммов… Оста­вили в городе - учиться на шофе­ра, а заодно и проходить первона­чальную военную подготовку. Двад­цать пятого декабря 1943-го года Николай Дурягин был направлен в город Богородск, Горьковской обла­сти, и зачислен курсантом в учеб­ную роту 6-го автополка 283-го мо­торизованного батальона особого назначения. Двенадцатого января 44-го принял военную присягу и был переброшен под Нарофоминск, где на американских машинах «Ам­фибия» приобретал опыт форсиро­вания водных преград и высадки десанта в тылу врага. Боевое кре­щение принял в боях под Нарвой. Там полегло много боевых товари­щей-однополчан, тогда же были по­теряны и первые боевые машины. За освобожение Прибалтики - ос­трова Озель - рядовому Николаю Дурягину приказом Верховного главнокомандующего маршала Со­ветского Союза товарища Сталина двадцать четвертого ноября 1944-го года была объявлена благодарность. После освобождения Прибалти­ки для восстановления потерь авто­полк вернулся под Ленинград - там в спешном порядке набирали сол­дат, проверяли машины, чтобы в скором времени отправить их в Вар­шаву, далее - в сторону Франкфурта-на-Одере и, наконец, на Берлин. Поставленная задача - форсиро­вать Одер. «На одном берегу были наши, - вспоминает Николай Сте­панович, - на другом - немцы. Пе­ред рассветом «Катюши» дали по ним очередь… Так молотили, что дышать нечем было. А когда пере­правлялись на ту сторону, со сто­роны немцев началась бомбежка. Много тогда ребят вместе с маши­нами ко дну ушло, многие на берегу погибли… После боя автополк по­лучил небольшую передышку. Неда­леко от Франкфурта устроились на привал до утра, засыпали прямо за рулем. Ни еды, ни питья не надо было - только сон… А потом опять в бой - на Берлин. Быстроходные машины «Форд» всегда были на пе­реднем плане».

Войну Николай Дурягин про­шел без ранений, но жизнь в сосед­стве с водой подорвала здоровье. Однажды при форсировании Рижс­кого залива машина не дошла до берега - отказала помпа. При­шлось всю ночь просидеть в воде. Ноги опухли, руки отказывали… Только после окончания войны Дурягин попал в госпиталь, располо­жившийся недалеко от Берлина. Месяц пролежал на больничной койке, потом вернулся в свой авто­полк. Об окончании войны узнал девятого мая от радисток, но сил радоваться не было - хоронили ре­бят, погибших в последних боях…

После войны Николай Степано­вич остался на пять лет в Германии в контрразведке «Смерш», в задачи которой входило освобождение со­ветских граждан, насильно увезен­ных из Советского Союза. Демоби­лизовался рядовой Дурягин четыр­надцатого октября 1948-го года. В 50-м уехал на север, сначала в Мон­чегорск, где устроился водителем в «Стальмонтаж». Через год всех хо­лостяков перевели в Оленегорск в «Трансводстрой». Вскоре оказался на комбинате, несколько лет был водителем у директора Панкрушина, потом работал на БелАЗе, за год до пенсии стал трудиться слесарем по ремонту автомобилей.

В День Победы Николай Сте­панович Дурягин надевает свои бо­евые награды. Ему есть чем гор­диться. И в мирное время тоже. В семье Дурягиных два сына, две до­чери, десять внуков и семеро прав­нуков! Со своей женой Любовью Ивановной Николай Степанович познакомился в православный праздник Веры, Надежды, Любви тридцатого сентября - в День ее ангела, что очень символично. А родилась Любовь Ивановна, в де­вичестве Телешова, двадцать седь­мого сентября 1926-го года в дерев­не Медведково, Княгининского района, Горьковской области. Она была четвертым ребенком в боль­шой крестьянской семье. Работала так, как не всякий взрослый чело­век может. В 1942-м году пришла повестка из сельсовета - пятнад­цатилетнюю Любу и еще несколь­ких деревенских девчонок забрали на 112-й судостроительный завод Горького на курсы ФЗО. С началом войны завод переоборудовали для производства танков Т-34 и снаря­дов. Обучение длилось шесть ме­сяцев. Чтобы быстрее появились навыки, девчонок заставляли каж­дый день работать на станках. Ра­ботали обычно по двенадцать ча­сов. Жили в общежитии, по двенад­цать человек в комнате, в которой были только окна и узенькие кой­ки. До Горького немцы не дошли, но самолеты вражеские сюда доле­тали.

В начале 50-х в Горьковскую область с Кольского полуострова приехали специалисты вербовать молодежь для строительства обога­тительной фабрики в Оленегорске - так Люба Телешова и оказалась в городе, с которым с тех пор креп­ко связана ее судьба. Тринадцать лет и восемь месяцев отработала Лю­бовь Ивановна в центральных ре­монтных мастерских, вышла на пен­сию в 1979-м году. Любовь Иванов­на и Николай Степанович Дурягины столько лет идут по жизни вме­сте, умея мечтать, радоваться и ис­кренне любить - красивая семей­ная пара, над которой когда-то рас­простер свои крылья ангел.


Ольга ВЕНСПИ.