«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Колледж: итоги, планы, перспективы

Новый учебный год - очередной период в жизни учебного заведения. Для студентов - это пополнение багажа знаний и получение навыков по выбранным специальностям, для педагогического коллектива - ре­шение образовательных, организационных и множества других вопро­сов. На пороге нового учебного года мы попросили директора Оленегорского горнопромышленного колледжа Татьяну БЕЛЯКОВУ рассказать о поставленных перед коллективом задачах, произошедших за последнее время переменах в учебном заведении и о сотрудничестве с Оленегорским ГОКом - основным работодателем для выпускников колледжа.

- Татьяна Александровна, первый вопрос, который хотелось бы задать, касается нового набора на 2008-2009 учебный год. Сколь­ко человек и на какие специаль­ности было принято колледжем?

- В этом году Комитет по обра­зованию Мурманской области прика­зом утвердил плановые цифры набо­ра для учреждения. Предварительно администрация колледжа совместно с руководством Оленегорского горно-обогатительного комбината определи­ли те профили, по которым учебное заведение будет готовить кадры для комбината. По программам среднего профессионального образования на базе 9 классов, основного общего об­разования, было утверждено 25 бюд­жетных мест по специальности «Обо­гащение полезных ископаемых» и такое же количество мест на базе 11 классов, среднего (полного) общего образования, по специ­альности «Подземная разра­ботка месторождений полезных ископаемых».

В настоящее время в груп­пу «Обогащение полезных ис­копаемых» зачислено 25 чело­век, в группу «Подземная раз­работка месторождений полез­ных ископаемых»-23 челове­ка. На оставшиеся в последней группе два вакантных бюджет­ных места уже сегодня в учеб­ной части есть два заявления от молодых людей.

Напомню, что колледж - это многоуровневое учебное заведение, поэтому мы готовим специалистов не только по про­граммам среднего профессио­нального образования, но и по программам начального про­фессионального образования. На 25 бюджетных мест профес­сии «Повар-кондитер» зачис­лен полный состав учащихся. План набора мы выполнили. По программе начального профессионального образования в группу специальности «Автомеханик» также зачислено 25 человек учащихся.

Кроме перечисленных выше че­тырех групп колледж принял на обу­чение группу коррекционного про­филя профессии «Слесарь». В ней будут учиться воспитанники школ-интернатов из Оленегорска и других городов и поселков Мурманской об­ласти. На все выделенные по плану набора места приняты на обучение 11 человек. Подобная профессиональная подготовка осуществляется не впер­вые: аналогичные группы мы выпус­каем два года.

- Есть ли в новом потоке ино­городние студенты, где они прожи­вают? Какова стипендия учащих­ся колледжа?

- Из городов Мурманской об­ласти в этом году приехало семь чело­век. Всех их Оленегорский ГОК обес­печил местами в благоустроенном об­щежитии.
Академическая государственная стипендия, которая будет выплачи­ваться студентам и обучающимся, с учетом полярных надбавок, с 1 сен­тября 2008 года составляет 920 руб­лей. Чтобы ее получать, студентам не­обходимо было сдать вступительные экзамены на «4» и «5». Государствен­ная социальная стипендия
в этом учеб­ном году составит 1380 рублей.

- И учащихся колледжа, и их родителей, безусловно, волнует вопрос дальнейшего трудоустрой­ства выпускников. В настоящее время одним из основных работо­дателей является Оленегорский ГОК, с которым колледж тесно со­трудничает в рамках социального партнерства. С какими еще пред­приятиями колледж планирует заключить подобные договоры?

- Этот вопрос касается развития учебного заведения, его будущего. По Закону об образовании в настоя­щее время набор учащихся в учеб­ные заведения должен проводиться с учетом потребностей в кадрах рабо­тодателей. Правительством Мурман­ской области разработана программа «Кадровое обеспечение стратегии эко­номического развития Мурманской области на период до 2015 года». По этой программе работает и Комитет по образованию, и областные учеб­ные заведения. Так, между колледжем и Оленегорским ГОКом в 2006 году был заключен договор социального партнерства. Согласно этому доку­менту мы ведем подготовку специа­листов, лучшие из которых после вы­пуска будут трудоустроены комби­натом, а он, в свою очередь, оказыва­ет финансовую поддержку, приобре­тает лабораторное, компьютерное и иное оборудование для учебного про­цесса.

В этом году колледж начал со­трудничать со вторым работодателем - Ловозерским ГОКом. С предпри­ятием заключен договор на три года. По этому соглашению Ловозерский ГОК предоставляет большой соци­альный пакет тем студентам, которые после выпуска придут работать на Ловозерский комбинат. Он гарантиру­ет оплату стипендии студентам в рам­ках целевого приема, проживания в общежитии, прохождение всех видов практик с предоставлением рабочих оплачиваемых мест и последующее трудоустройство. В начавшемся учебном году целевым приемом мы зачислили пять человек для обучения в группах колледжа по двум направ­лениям - подземному профилю и обогащению.

В дальнейшем колледж будет про­должать работу в этом направлении, искать пути сотрудничества с рабо­тодателями, которые нуждаются в специалистах, выпускаемых нашим учебным заведением.

- Расскажите, пожалуйста, как проходит модернизация учебно-материальной базы колледжа. За два с половиной года существова­ния учебного заведения в новом статусе в этом направлении уже сделано немало. А что уда­лось обновить и приобрести к 1 сентября этого учебного года?

- Во-первых, хочу отме­тить, что в помещениях коллед­жа в большом объеме проведе­ны капитальный и текущий ре­монты, так необходимые для под­держания в нормальном состоя­нии здания учебного заведения, которому уже почти 30 лет. В теоретическом корпусе был про­веден капитальный ремонт роз­лива.

Надеемся, что он позволит поддерживать необходимые па­раметры отопления в помещени­ях и рекреациях.

В течение последних лет не проводилось ремонтных работ в столовой колледжа, так как она находилась в аренде у сторон­ней организации. Год назад сто­ловая снова стала принадлежать колледжу, поэтому у нас появи­лась возможность провести там ряд работ. Заменили всю элект­ропроводку, поменяли техноло­гическое оборудование (приобрели новую плиту, жарочный шкаф, кипятильник и другое технологичес­кое оборудование), провели большой текущий ремонт основного цеха сто­ловой, где идет приготовление горя­чих блюд. Так как количество обуча­ющихся в колледже увеличивается, обеденный зал специально разделили на две части, чтобы у всех была воз­можность питаться. Конечно, все эти работы были связаны с весомыми фи­нансовыми затратами. Комитетом по образованию Мурманской области целенаправленно были выделены средства на ремонт этого помещения. Таким образом, к новому учебному году мы подготовили столовую, что­бы учащиеся колледжа могли полу­чать горячее питание. Студенты учеб­ного заведения питаются через буфет, где наценки на продукцию, которую мы сами и производим, минимальны. В этом году благодаря поддерж­ке Комитета по образованию Мур­манской области колледжу дополни­тельно было выделено почти полтора миллиона рублей в рамках реализа­ции программы «Кадровое обеспече­ние стратегии экономического разви­тия Мурманской области на период до 2015 года». Безусловно, для бюд­жетного учреждения это большая под­держка. На выделенные средства мы смогли отремонтировать огромную аудиторию в производственном кор­пусе: установили два больших евро-окна и дверь, выровняли пол и поло­жили плитку, обили стены панелями, покрасили, повесили новые светиль­ники, жалюзи на окнах. 500 тысяч рублей ушло на приобретение лабо­раторного оборудования в эту лабо­раторию, 200 тысяч-на приобрете­ние диагностического транспортного оборудования.

Удалось отремонтировать одну компьютерную лабораторию (всего в колледже их три), причем провести ремонт с применением последних стро­ительных новинок и в соответствии с санитарно-эпидемиологическими тре­бованиями.

Практически год шли работы по обновлению актового зала колледжа. Это помещение было в плачевном со­стоянии, плохо отапливалось. Поэто­му там мы также провели большое количество работ: 300 тысяч рублей ушло на замену окон, немалые силы и средства были потрачены на то, что­бы перестроить сцену, сделать ее бо­лее современной, отреставрировать паркетные полы, заменить двери, по­менять мебель. В июне этого года все работы были завершены, и для вы­пускников групп начального профес­сионального образования церемония вручения дипломов проходила в пре­образившемся помещении актового зала. Отрадно отметить, что часть ре­монтных работ выполнялась собствен­ными силами колледжа-мастерами производственного обучения.

Несмотря на то, что за два года было сделано немало, хотелось бы и в дальнейшем провести как можно боль­ше текущих ремонтов, приобрести дополнительное учебное оборудова­ние. Безусловно, коллектив колледжа прилагает все усилия для того, чтобы учебная база заведения изменилась и соответствовала статусу образова­тельного учреждения.

Надо отметить, что оборудование, которое мы приобретаем для студен­тов, используется и в группах началь­ного профессионального образования. Это помогает заинтересовать ребят, дает им возможность работать на ла­бораторном оборудовании прямо в помещении колледжа в условиях, мак­симально приближенных к реально­му производству, повысить тем са­мым качество подготовки учащихся.

- Как обстоит дело с прохож­дением учащимися колледжа практики? Для каких групп она была организована?

- Образовательная программа колледжа подразумевает прохождение различных видов производственной практики. В группах среднего про­фессионального образования, в отли­чие от начального, где производствен­ное обучение совмещено с практикой, проводятся три вида практики: пер­вая - учебная, для получения пер­вичных (профессиональных) навыков, которая подразумевает несколько ви­дов по разным профилям, далее-по профилю специальности (технологи­ческая) и преддипломная практика (квалификационная).

Вопросы организации всех видов производственной практики мы реша­ем совместно с инженерно-техничес­ким составом цехов Оленегорского ГОКа. В июне на Оленегорском под­земном руднике прошли практику студенты первой группы, которые в этом году перешли на 3 курс, и гор­ные электромеханики, которые через год окончат учебное заведение. Это будет первый выпуск специалистов среднего профессионального образо­вания, которых с нетерпением ждут на комбинате. Таким образом, из 27 горных электромехаников 16 прошли практику на комбинате и 11 - в «Спецэлектрострое». Обо всех ребятах мы получили только хорошие отзывы.

Пользуясь случаем, хочу от име­ни коллектива колледжа выразить бла­годарность руководству Оленегорс­кого ГОКа за всю оказываемую по­мощь, в частности, - в решении воп­росов по прохождению нашими сту­дентами практики, и руководству ООО «Спецэлектрострой» (директор Виктор Дубровский). Несмотря на все сложности, в сжатые сроки был решен вопрос о закреплении за наши­ми студентами наставников.

Оленегорским ГОКом была ока­зана финансовая поддержка в приоб­ретении нового токарного станка сто­имостью в 200 тысяч рублей. Этого оборудования не хватало, чтобы орга­низовать практику по металлообра­ботке для студентов.

- В этом учебном году горно­промышленному колледжу пред­стоит пройти государственную ак­кредитацию. Как проходит подго­товка к этому важному событию?

- Аккредитация будет прохо­дить в 2009 году: в феврале - по направлениям начального професси­онального образования, в июне - по одной программе среднего професси­онального образования «Техническая эксплуатация и обслуживание элект­рического и электромеханического оборудования».

Одно из требований Комитета по образованию Мурманской области, предъявляемое к аккредитируемому учебному заведению, - проводить в группах среднего профессионально­го образования обучение по двум программам повышенного уровня. Одну из них мы ввели в прошлом году. По этой программе обучаются техни­ки-транспортники, которые после выпуска будут старшими техниками по специальности «Техническое об­служивание и ремонт автомобильно­го транспорта». Из нескольких на­правлений, которые можно было реализовывать подобным образом, мы выбрали «Безопасность дорожного движения». Спецификация дополни­тельного года образования будет на­правлена именно на изучение вопро­сов безопасности. Благодаря этому, в дальнейшем ребята смогут предлагать свои силы и в ГИБДД.

Кстати, та модернизация учебно-материальной базы, о которой я гово­рила, также связана с появлением групп повышенного уровня, предос­тавлением возможности полноценно вести учебные аудиторные занятия и закреплять практикой теоретические дисциплины. Уникальность лабора­торных работ по автомобильным спе­циальным дисциплинам состоит в том, что учащиеся, в соответствии с тре­бованиями образовательного стан­дарта, должны проводить диагности­ку действующих двигателей всех ви­дов - и карбюраторных, и дизель­ных. Уже сейчас для этого мы гото­вим новое отделение гаража и уста­навливаем профессиональный диаг­ностический стенд. Таким образом, наши выпускники смогут работать на различных предприятиях автомобиль­ной промышленности.

Еще одно из значимых событий в жизни учебного заведения, которое произойдет в этом году, - участие в расширенной коллегии по образова­нию, которая будет проходить в Ко­митете по образованию Мурманской области в ноябре этого года. Здесь администрации колледжа предстоит отчитаться о проведенной за два года работе и рассказать о дальнейших пер­спективах развития учебного заведе­ния.

Беседовала Кира НАЗАРОВА.

1.jpg