Второй год 11 В занимается по специально разработанной программе. Именно это позволит выпускникам получить по окончании школы не только аттестат зрелости, но и удостоверение о полученной рабочей профессии. Кроме того, каждый из них, заручившись поддержкой Оленегорского горно-обогатительного комбината, получит возможность продолжить свое образование в Московском государственном горном университете.
Настрой ребят, как показал разговор с ними и с их наставниками, очень серьезный. Многие из них после школы собираются прийти работать на комбинат, планируя обучаться заочно, кто-то готовится к поступлению в МГГУ на очное отделение различных факультетов. Главное, что хотелось бы выделить, это осознанный выбор ребят. Их не испугала дополнительная нагрузка, ведь в отличие от обычных школьников они еженедельно занимаются с работниками дробильно-обогатительной фабрики, постигая азы непростых профессий. Класс разделен на три группы: одна часть ребят учится на машиниста конвейера, другая - на машиниста насосных установок, третья - на сепараторщиков.
Класс уже побывал и в корпусах фабрики, и на хвостохранилище, своими глазами старшеклассники увидели всю технологическую цепочку производства железорудного концентрата. Теоретическая подготовка ведется на промплощадке, куда каждую пятницу после общеобразовательных уроков ребята приезжают на автобусе, выделенном Оленегорским ГОКом. Предприятие создает все условия для подготовки своих будущих кадров. Знакомой дорогой уверенно шагают школьники: кто в пульпонасосную, кто в административно-бытовой комплекс ДОФ. Занятия начинаются строго по расписанию, и преподаватели уже ожидают своих подопечных. Рассказ об оборудовании пульпонасосной Анатолий Васильевич Гноевой - начальник хвостового хозяйства - ведет без шпаргалок и записей. Свою работу он знает досконально. В пятницу, 1 декабря, ребята знакомились с насосами, работающими в пульпонасосной 1 А. Из рассказа преподавателя они узнали о конструктивных особенностях пульпонасосной, о том, какие насосы работают здесь. Анатолий Васильевич учил школьников, как надо расшифровывать названия насосов, что означает каждая цифра в нем. Узнали они и о модернизации производства, ведь именно им предстоит работать на английских насосах, которые установлены весной 2005 года. Модернизация продолжается, преимущества новой современной техники на хвостовом хозяйстве уже успели оценить. Зашла речь и об экономике - без нее сейчас не обойтись. В обязанности машиниста насосной установки входят не только контроль за работой оборудования, но и выбор оптимального режима его работы. Это лишь малая часть той работы, которую выполняет за смену машинист. «Машинист насосной установки - это творческая работа, которая требует многих умений», - говорит А. В. Гноевой.
Вторая группа слушала лекцию старшего мастера участка дробления руды Гусамаддина Гусейновича Гаджиева. Мастеру постоянно приходится сталкиваться с проблемой нехватки квалифицированных кадров, поэтому он, как никто, заинтересован, чтобы ребята по окончании школы пришли работать на фабрику. Понимая, как привлекает молодежь высокотехнологичное оборудование, Г. Г. Гаджиев рассказывает о своей поездке в Швецию и о предстоящих переменах на участке. Многое там уже сделано, но и много предстоит сделать. Нет сомнений, что столь авторитетный специалист сумеет подготовить молодую смену. А пока становятся для ребят понятными слова «гуммирование», «футеровка», «конвейерная лента» и т.п.
Для одиннадцатиклассника время летит незаметно. Осталось чуть более полугода до выпускных экзаменов. По словам А. В. Гноевого и Г. Г. Гаджиева, ребята в технологическом классе толковые, занимаются с желанием. Весной им предстоит сдать экзамен, который и станет итогом двухлетней работы специалистов комбината по подготовке новых кадров. Да и ребята чувствуют себя увереннее, так как точно знают, что их ждет за порогом школы.
Наталья РАССОХИНА