«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Жить с увлечением

Успехами учителя русского языка и литературы Натальи Юрьевны Корнеевой гордится не только школа поселка Протоки. Своим опытом она делится с коллегами Оленегорска, Мурманска, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Москвы. Человек увлеченный, целеустремленный, Наталья Юрьевна легко ведет за собой учеников в мир словесности, где царит любовь к родному слову.

korneeva.jpg

Если перечислять все Ваши награды и достижения, то займем немало места на газетной полосе. В чем секрет успеха?
— Секрет успеха в любой профессии — бесконечный труд, постоянное движение вперед. Трудно зажечь детей, если сам не увлечен своим делом. В 1992-м году я приехала из Санкт-Петербурга в гарнизонную школу математиком-программистом. Тогда я оказалась ценным специалистом, так как предмет был новым, программ мало, компьютер был, скорее, в диковинку. Но очень скоро поняла, что это не мое. Крутой разворот в сторону словесности дался легко. Окончила Мурманский педагогический университет по специальности «учитель русского языка и литературы». И теперь уже понимаю, что навсегда моя жизнь связана со словом. Однако наше время предоставляет столько возможностей, что грех ими не воспользоваться, поэтому получила еще одно образование «Менеджмент в образовании», а сейчас учусь в аспирантуре, пишу диссертацию, по теме которой опубликовала шесть научных статей. Тема диссертации связана с развитием гражданской идентичности школьников в процессе обучения.
Наверное, выбор темы не случаен? Вы много лет живете в военном гарнизоне.
— Да, тема мне близка, так как я из семьи потомственных военных. Мой прадед, дед, отец были военными. Кстати говоря, школу я оканчивала здесь, в Протоках. И так сложилась судьба, что после Петербурга вернулась сюда, встретила любимого человека. Муж — майор полиции.
И как чувствовали себя в своей школе в роли учителя?
— Прекрасно. Меня приняли как родную, поддерживали, помогали. И мне надо было держать марку, приехала-то ведь редким специалистом.
Какой из двух предметов Вам ближе?
— У меня больше технократическое мышление развито, поэтому, наверное, русский язык. В литературе есть любимое, что даю ученикам с удовольствием. Это «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, стихи Андрея Дементьева, Эдуарда Асадова. Не могу не назвать Пушкина, Лермонтова. Список можно продолжать и продолжать.
Для Вас дети — это ученики или соратники, партнеры?
— Все вместе. Особенность нашей школы в том, что мы постоянно поддерживаем тесные отношения не только с детьми, но и с семьями. Это и дает почти абсолютное взаимопонимание. В нашей школе царит демократия. В отношениях с учениками есть место и шутке, и строгому слову. Мне легко работать со старшими классами, интересно. Ребята открыты для всего нового, нацелены на результат, который нужно выдать на экзамене. Наверное, поэтому и такие высокие показатели: 4,6 балла в девятых классах, 73,3 балла в одиннадцатых. Это показатель выше среднего не только по городу и области, но и по России. Высокие результаты мы даем на протяжении последних пяти лет.
Конечно же, есть ученики, которыми гордитесь?
— Да, таких ребят много. Это гордость школы. Со многими общаемся, переписываемся. Одна из учениц — студентка факультета журналистики Санкт-Петербургского университета. Она и в школе подавала надежды: увлекалась языком, литературой, много занималась исследовательской деятельностью. Есть звездочки, которые покоряли вершины конкурсов чтецов. О них приятно вспомнить. Сейчас подрастает новое поколение. Работаю с учениками с пятого класса. Уже готовимся к олимпиаде. Будем пробовать свои силы.
Какие инновационные технологии применяете в работе?
— Будучи программистом по первому образованию, я легко освоила эти технологии, когда они только появились, например, дистанционное обучение. Открытые мероприятия снимаю на камеру, чтобы этим материалом могли воспользоваться коллеги. Ведь лучше один раз увидеть, чем несколько раз прочитать конспект урока. Я являюсь автором электронных ресурсов образовательного назначения, прошедших апробацию в Российской академии образования. Ими пользуются коллеги всей страны.
Лет шесть использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо. В 2011-м году давала мастер-класс в Санкт-Петербурге на Международном педагогическом форуме по созданию синквейнов — пятистрочных стихотворений, которые требуют от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Интересно было читать, что писали школьники, еще любопытнее оказались работы коллег. И, конечно, интеграция: внутрипредметная, межпредметная и транспредметная.
На каком литературном материале интереснее для Вас лично работать?
— Поле для подобной работы огромно. «Слово о полку Игореве», оды Михаила Ломоносова, Александр Радищев, Пушкин. Трудно выделить какие-то предпочтения. Главное, чтобы ученики почувствовали сердцем героев, поняли, как актуально все, о чем писали столетия назад.
Что радует вас в последнее время?
— Мне нравится, что вернули сочинение. Дети начали читать, развивать речь. Ведь литература остается единственным предметом, где мы говорим с ними о духовности, о нравственности. А сочинение — это хорошая возможность сесть и подумать над нравственными проблемами, изложить свои мысли на бумаге.
Не одной работой живет человек. На что тратите свободное время?
— Его так мало, к сожалению, в течение учебного года. Но моя семья уже привыкла к тому, что я постоянно работаю. Близкие привыкли видеть спину мамы и уже давно не обижаются. Когда-то любила бегать на лыжах. Люблю путешествовать. С учениками объездили Скандинавию: бывали в Швеции, Финляндии, Дании. Ездили всегда через Санкт-Петербург — родной для меня город. Он тоже мое увлечение. Люблю его дворцы, музеи, улицы. Пройтись по Невскому проспекту — одно из самых больших удовольствий.
Большое спасибо за интересный разговор. Удачи и новых побед Вам и Вашим ученикам.


Наталья РАССОХИНА.