«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Вечерка. Работа на город

Семнадцатого мая в оленегорской вечерней школе был про­веден традиционный День открытых дверей. Такие мероприя­тия, как правило, всегда вызывают неизменный интерес у горо­жан. Вот и в это раз гостями школы стали оленегорцы, подумы­вающие о том, не продолжить ли здесь свое образование. Им показали учебные классы, познакомили с учителями, рассказа­ли о школе и принципах ее работы, ответили на поступившие вопросы. И, кто знает, может быть, действительно, кто-то из них - учеников потенциальных - станет учеником настоящим уже этой осенью? А еще этот День открытых дверей стал поводом поговорить об успехах и проблемах вечерки.

Итак, как показывает практика, рассказала заместитель директора по учебной работе МОУ ОСОШ № 3 города Оленегорска Светлана Александровна Ильющиц, начиная с 2002-го года констатирован рост числа обучающихся и сейчас здесь их сто шестьдесят человек (как ти­повое здание школа рассчитана на двести). Пре­обладают совершеннолетние ученики. Самому старшему из набора минувшего учебного года сорок лет. Этот факт можно вполне считать по­казательным - те, кто в силу разных причин не смогли получить образование прежде, сво­евременно, имеют такую возможность; и если уж человек в сорок лет решается сесть за школь­ную парту, значит, у него есть потребность по­высить свой образовательный и культурный уровень, уровень профессионального мастер­ства. Рост востребованности образования, которое можно получить в вечерней школе, на­лицо. Среди ее учеников есть работники Оленегорского механического завода, Оленегорского горно-обогатительного комбината, желез­ной дороги, завода «Стройдеталь». Рост чис­ла учащихся вечерней школы происходит, в основном, за счет прихода учащихся прошлых лет, имеющих основное образование.

И вот на этом моменте нужно остановить­ся подробнее, поскольку существует доволь­но серьезная проблема, оказывающая влия­ние на показатели результативности работы ве­черней школы, главным из которых для всей нынешней системы образования является еди­ный государственный экзамен. «Мы постав­лены в неравные условия с обычной школой, - считает С. Ильющиц. - Ведь на ЕГЭ в 4-й школе за партами с сегодняшними обучаю­щимися будут сидеть наши ученики, некото­рые из которых имеют десяти-пятнадцатилетний перерыв в получении образования. На самом деле это большой психологический стресс для взрослого человека и с точки зре­ния качества имеющихся знаний, и с точки зрения возраста. Преодолеть этот стресс весьма непросто, да и не у всех может полу­читься. Более того, не буду скрывать, что при наличии желания продолжить учебу в ве­черней школе, многие из наших потенциаль­ных учеников, принимая во внимание именно фактор такого психологического стресса, задумываются - идти или нет в нашу шко­лу, чтобы учиться дальше». Есть и другие сложности: например, предметы не набирают нужного количества часов в неделю. Учебный план в группах рассчитан на двенадцать ча­сов в неделю по всем образовательным пред­метам. Работают педагоги на основе учебни­ков общеобразовательных школ, то есть сна­чала темы приходится адаптировать, а потом уже проводить занятия. Но несмотря ни на что они стараются идти в ногу с требования­ми современного образовательного процесса и, исходя из возможностей, совершенствуют свое профессиональной мастерство и методы работы.

Со своей стороны коллектив открытой сменной общеобразовательной школы № 3 во главе с директором Раисой Георгиевной Тактаровой делает все для того, чтобы обеспечить качественный учебный процесс, предоставляя гражданам Российской Федерации любого возраста возможность получить основное и сред­нее (полное) образование. Школа идет навстре­чу всем в его рациональной организации, ста­раясь помочь своим ученикам в любых ситуа­циях. Здесь выработана уникальная возмож­ность изменять условия обучения соответ­ственно требованиям жизни, при этом в систе­ме образования школа прежде всего выполня­ет компенсаторную и адаптирующую функции; создает возможность, позволяющую молоде­жи, не нашедшей себя в массовой образователь­ной школе, избрать свой персональный обра­зовательный «маршрут»; помогает ученику вы­строить оптимальную образовательную тра­екторию, учитывая социальное и семейное по­ложение, состояние здоровья и место проживания; в школе существует гибкое дифференцированное обучение под­ростков и молодежи, которое созда­ет почву для последующего обуче­ния и осознанного выбора профес­сии, помогает молодым людям адап­тироваться к взрослой жизни. «Мы стараемся никого не упустить, со­хранить всех и каждого - и для школы, и для общества», - сделала акцент Светлана Александровна.

Информация для тех, кто давно сюда не заглядывал: да, фасад вечерки не впечатляет и давно требует ремонта, но благодаря президентской программе кабинеты в ней современно оснащены, что принципиаль­но важно для качественного образования, и ни в чем не уступают кабинетам массовой школы. Здесь можно учиться очно, заочно и экстер­ном. Но пребывание в школе не ограничивает­ся только пребыванием на уроках. Здесь с ус­пехом проводятся многочисленные традиционные праздники и мероприятия - такие, как День знаний, День самоуправления, День свя­того Валентина, конкурсы «Ученик года» и «Класс года», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны… Здесь уделяют много внимания созданию доброжелательной и ком­фортной обстановки для всех и творчески под­ходят к реализации любой идеи. Вот, к слову, конкурс провели, и теперь у вечерки будет даже свой герб! Кстати, иногда на традиционных встречах выпускников здесь можно встретить и некоторых известных людей Оленегорска, так что вечерняя для человека целеустремленного тоже может быть хорошим стартом в жизни.

«Наши выпускники любят возвращать­ся в школу. Изредка они пишут нам письма, присылают открытки. Они пишут о том, как складываются их судьбы. Кто-то про­должает учебу в вузах, кто-то продолжа­ет работать на наших предприятиях - по большому счету мы ведь работаем на го­род... И приятно сознавать, что в их жиз­ненных успехах есть и частица нашего тру­да», - сказала в заключение С. Ильющиц. В этом году одну из старейших школ Оленегорска закончит пятьдесят один учащийся. В прежние - далекие - годы выпускали до двухсот человек. С 2000-го по 2008-й наблю­дается рост числа выпускников: соответствен­но с тридцати девяти до упомянутых пятиде­сяти одного. И это тоже показатель, пусть небольшой, но все-таки. Кстати, на прощание выпускники вечерки по традиции адресуют своим учителям пожелания - они похожи, поэтому процитируем лишь некоторые. В целом же, все они заставляют еще раз заду­маться о том, как важно встретить в жизни настоящего человека и настоящего учителя.