Кто для нас Саныч? Это наш первый учитель по физическому воспитанию - человек, который со дня основания в 1962 году школы № 15 начинал работу в ней и с тех пор имел только одну запись в трудовой книжке. Мы, первоклассники - первые ученики этой школы-новостройки, с уважением смотрели на атлетически сложенного и просто красивого человека. Александр Леонидович Шевнин был словно человек с плакатов, призывавших нас в то время к активному образу жизни. Горестно думать, что очень рано ушел из жизни хороший спортивный работник, специалист своего дела, воспитатель, педагог. Но он оставил заметный, добрый след в своих воспитанниках, многие из которых, как он, стали тренерами, физкультурными работниками, активистами здорового образа жизни в нашем Оленегорске. И все они стали хорошими людьми.
Ни одна профессия не привлекает к себе столько внимания, как профессия учителя. О ней говорят с благодарностью и разочарованием, с горечью сожаления и с радостным удивлением. Ведь родители воспринимают учителя не только умом, но и сердцем.
В этом состоит специфическая особенность его работы: его постоянно оценивают окружающие. Но оценить сложность данной профессии может далеко не каждый, тем более "критиков и знатоков" в нынешнее время развелось немало. Да и сами учителя относятся к своей работе по-разному. У одних отношения с детьми складываются трудно, путем преодоления многочисленных конфликтов, у других радость от общения с детьми порой сменяется глубоким разочарованием в выбранной профессии, а есть и те, кто, придя в школу, забывают обо всех личных заботах, неприятностях и с удовольствием окунаются в атмосферу школьной жизни. Про таких говорят, что они живут школой, общением с учениками, они увлечены делом.
Как бывший его ученик, а теперь коллега, могу заявить, что одним из таких людей был преподаватель физического воспитания Александр Леонидович Шевнин. Помимо основной работы, он был хорошим тренером, любил свою работу и полностью себя ей отдавал, не считаясь ни со временем, ни с личными материальными затратами для "чужих" детей, пришедших заниматься к нему в секцию. В детском спорте все держалось и держится до сих пор только на отдельных личностях, и детям везло, если на их пути встречался такой человек - отзывчивый товарищ и просто порядочный человек. Через одних учителей по жизни проходит немалое число мастеров спорта, чемпионов, тех, кто посвятил свою жизнь тренерской работе или пошел по их стопам. Ученики других не добивались выдающихся успехов, но уроки физической культуры остались для них светлыми воспоминаниями о школьной жизни. Спортивный зал становился тем местом, где формировалось мировоззрение. Именно там зарождалось их спортивное будущее. Третий сумел приобщить детей к активной деятельности. Научил играть в спортивные игры, ходить на лыжах и кататься с гор. После школы у его учеников остаются навыки и умения, которые они с удовольствием демонстрируют впоследствии, привлекая к занятиям уже окружающих и членов своих семей. У Александра Леонидовича получалось успешно работать во всех этих направлениях, и он растил здоровое, крепкое и жизнерадостное поколение.
Школа - не просто место работы. Здесь происходит формирование личности. Не только ученика, но и учителя. Десятки глаз, устремленных на него, ежедневно наблюдают, оценивают, требуют... Они заставляют учителя смотреть на себя, анализировать собственные поступки, сравнивать результаты труда. Вряд ли кто при этом не захочет стать лучше, профессиональнее. Работа Александра Леонидовича была всегда на виду и в специальной оценке не нуждалась. Он всегда был авторитетным человеком, был всегда в форме и действующим «Отличником ГТО». Его отличала своя методика обучения: по принципу - "делай, как я". А человек он был по природе добрый и неравнодушный. В спорте со своими учениками он был счастлив и чувствовал свою необходимость. Ему везло на способных учеников - спортсменов, которые разъехались по всей стране, да и в Оленегорске их живет немало. Они утверждают, что любовь к спорту и их достижения в нем появились благодаря Санычу.
Понимая, что отношение учащихся к физическому воспитанию и спорту зависит от того, как проходят уроки, А. Л. Шевнин сделал урок главной структурной единицей в системе физического воспитания в школе. Большой педагогический опыт, высокий уровень профессиональной подготовки делали его уроки по-настоящему интересными, четко организованными и целенаправленными. На уроке в поле зрения находился каждый ученик, занятия завершались кратким анализом результатов, успехов или неудач, каждый знал динамику роста своих результатов. Опытный педагог относится к каждому своему воспитаннику внимательно - независимо от его способностей. Даже физически слабого ребенка он умеет убедить в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом, вселить в него веру в свои силы, помочь преодолеть психологический барьер неуверенности. А это самое важное в работе учителя.
При постоянной поддержке всего педагогического коллектива, с помощью родителей и вместе с учащимися А. Шевнин создал при школе своего рода комбинат здоровья, придавал большое значение организации и проведению разноплановой спортивно-массовой работы, которая была невозможна без самих учеников, их инициативы. В школе систематически проводились спортивные праздники, вечера, массовые соревнования по программе многоборья ГТО, лыжные состязания, кроссы, традиционные эстафеты, "Веселые старты" для младших школьников. В дни здоровья и спорта на старт выходили все учителя и учащиеся, не оставались в стороне родители учащихся и шефы. Александр Леонидович Шевнин был отмечен многими наградами и одна из них - значок "Отличник просвещения".
Я неоднократно говорю: был, был, был... Да - он был, и смерть настигла его на пике активной жизнедеятельности. Он ушел из жизни словно пример того, как нужно встречать зрелый возраст, и многие его ученики, прочитав эту статью, вспомнят своего неутомимого Саныча. Много проблем того времени он брал на себя, и только ему они были по плечу, и только ему было суждено их решить. Уверен, что выбор профессии у него не был случайным, он был предначертан судьбой. И счастливы те, кому в период своей высокой работоспособности он повстречался на пути.
Слишком сильна боль, слишком велика потеря. Все, кто знал нашего Саныча, глубоко скорбят по поводу его кончины. Уверен, что выражу мнение и спортивной общественности города, и его воспитанников по поводу преждевременного ухода из жизни Шевнина Александра Леонидовича. Приносим искренние соболезнования родным и близким. Светлая память о нем останется навсегда в сердцах учеников, коллег и друзей.
М. Булычев, директор спортивной школы