«Оленегорск: Люди. События. Факты»

В мастерских ОПР

Одна за другой то выезжают, то ныряют в глубь выработок подземные машины. Работа на перегрузке Оленегорского карьера кипит круглосуточно. Весовая беспристрастно фиксирует количество тонн руды, вывезенной на поверхность. А бесперебойная работа подземной техники зависит от ее технического состояния.

v-masterskih-opr.jpg

Главный механик Оленегорского подземного рудника Александр Смычковский уверен, что его служба способна обеспечить качественные ремонты подземной самоходной техники, обладая мощной ремонтной базой. Раньше практически все ремонты производились в гараже на отметке минус 40 метр в Оленегорском карьере. Теперь же ремонты техники осуществляются в хороших условиях на современных станках. Коллектив службы главного механика небольшой, но, по словам руководителя, боеспособный. Здесь трудятся как опытные специалисты, так и молодежь, которая перенимает опыт старших. «Оленегорский подземный рудник — самое молодое подразделение на комбинате, поэтому оборудование и помещения появлялись постепенно. Если раньше наша ремонтная база находилась в ангаре на отметке минус 40 метр, то теперь это и мастерские, которые мы своими силами отремонтировали и оборудовали практически всем необходимым», — рассказывает Александр Иосифович. Однако, несмотря на молодой возраст подразделения, техника, парк которой не обновлялся достаточно давно, уже изношена, а значит, она требует большего внимания. И здесь важно взаимодействие между теми, кто ее эксплуатирует, и теми, кто ее ремонтирует. «Споры между ремонтниками и машинистами будут всегда. Но сейчас мы пришли к тому моменту, когда и машинисты научились работать на технике, и у нас накопился достаточный опыт в ее обслуживании и ремонте. Кроме того, появились станки, с помощью которых можно изготавливать детали или реставрировать их», — говорит главный механик.
Гордостью ремонтной базы является наплавочно-расточной комплекс WS-3, в который входят расточной станок и сварочный автомат. Комплекс позволяет выполнять наплавочно-расточные работы непосредственно на оборудовании, без трудоемких затрат на демонтаж. Он крепится прямо на обрабатываемую поверхность, наплавляет и растачивает деталь с точностью до 0,03 мм. Ремонты с применением комплекса уже выполняются, и подземщики успели оценить их исключительное качество.
В мастерской появился свой цех металлообработки, где есть станки разного назначения: бесконсольнофрезерный, токарновинторезный, лентопильный, вертикально-сверлильный, заточной. Конечно, вся эта современная техника не стоила бы ничего, если бы не было специалистов, работающих на ней. Слесарь шестого разряда Владимир Сафронов может выполнять самые сложные операции по металлообработке. В мастерских выполняются ремонты и различных узлов самоходной техники: узлы трансмиссии, гидравлики (насосы, моторы, редукторы). Приобретен стенд отечественного производства ССГ-1 для переборки гидроцилиндров. Раньше эта работа выполнялась вручную, что не давало высокого качества, возникала вероятность повреждения рабочих поверхностей цилиндра. Теперь же это исключено, так как задача специалиста — правильно надеть уплотнение на поршне.
Также в мастерской есть оборудование для настройки, диагностики и регулировки топливной аппаратуры двигателей внутреннего сгорания, тестирования электрооборудования. Слесарь дежурный и по ремонту оборудования Виктор Сачек опрессовывает форсунки, настраивает топливные насосы высокого давления. Электрооборудованием, в частности стартерами, генераторами, занимается слесарь дежурный и по ремонту оборудования Михаил Ананьев. Это тоже высококвалифицированный специалист, мастер своего дела.
На сегодня зависимость от подрядных организаций стала меньше. Сократились сроки выполнения ремонтов машин. Например, если раньше на ремонт цилиндра подъема кузова с привлечением подрядчиков уходила неделя, то сейчас — 5 рабочих смен. Таким образом, время ремонта сократилось в три раза.
Однако остаются сложности с запчастями. Каждая единица техники, простаивающая из-за отсутствия запчастей, — это дополнительные затраты. Конечно, с внедрением системы SAP ERP процедура оформления заявок несколько упростилась, стала более прозрачной, но человеческий фактор все-таки остается. Так, например, две машины, вышедшие из строя в конце апреля, механики не могут выпустить на линию только из-за того, что сроки поставки цилиндра подъема кузова для одной и подвесного подшипника для другой были нарушены.
По мнению главного механика подземного рудника, можно считать, что мастерские укомплектованы практически на сто процентов всем необходимым оборудованием. Осталось лишь дождаться более мощного сварочного полуавтомата для обработки отверстий большого диаметра. В ближайшее время будет введен в эксплуатацию шиномонтажный стенд «Навигатор», с помощью которого можно будет производить монтаж и демонтаж колес подземной техники. Аналогов такого оборудования на комбинате нет. Уже есть договоренность со специалистами компании «Michelin» об обучении работников службы главного механика работе на стенде.
В текущем году парк подземной самоходной техники пополнится двумя новыми единицами. Одна из них — самосвал TORO 40D — ожидается в конце июня.

Наталья РАССОХИНА.