«Оленегорск: Люди. События. Факты»

В год Кабана придется «рыть землю»

Завершается год, и по сложившейся традиции его итоги на страни­цах «Заполярки» подводит глава города Оленегорска с подведомствен­ной территорией Николай Леонидович СЕРДЮК.

- Как Вы оцениваете уходящий год? Каким он был для нашего муниципального образования?
- 2006 год, несмотря на ряд дестабилизирующих факторов внешнего характера, - продолжающиеся реформы местного самоуправления, ЖКХ, образования, здравоохранения, сопровождающиеся процессами централизации налоговых отчислений в пользу вышестоящих бюджетов, ростом цен на ГСМ и другие материально-технические ресурсы, для нашего муниципального образования, несомненно, следует отнести к числу благополучных Свидетельство тому - ставшее уже привычным за последние годы надежное тепло-, водо-, электроснабжение жилого фонда и объектов соцкультбыта. Наступившему зимнему сезону предшествовала целенаправленная работа органов местного самоуправления по мобилизации финансовых и технических возможностей предприятий и организаций всех форм собственности на выполнение в летний период организа­ционно-технических мероприятий по подготов­ке всей городской инженерной инфраструкту­ры к ее бесперебойному функционированию в зимний период, созданию нормативных запа­сов топлива. В рамках этих мероприятий МУП «Оленегорские тепловые сети», без каких-либо существенных сбоев в теплоснабжение и подаче горячей воды в квартиры оленегор­цев, произведена замена изношенных теп­лосетей в количестве более 5,4 тыс. погон­ных метров, в том числе 3,2 тыс. погонных метров наружных. Практически все лето подавалась горячая вода и в квартиры жи­телей н.п. Высокий. Впервые за постсоветс­кий период усилиями ООО «ТЭК» при содей­ствии ОАО «Олкон» и администрации горо­да достигнута сезонная закупка и поставка на склад котельной угля в объеме 100 тыс. тонн, что позволит исключить риски и значи­тельные материальные издержки, неизбежные при его зимней поставке. Существенно удалось продвинуться в разрешении многолетней проблемы н.п. Высокий - ремонту межпа­нельных швов в количестве более 5 тыс. погонных метров, что в 10 раз больше, чем в 2005 году (полностью отремонтированы швы на двух домах: ул. Гвардейская, д.17 и д.19).
Состояние дорог - вечная тема для обсуж­дения, особенно среди водителей - также не осталась без внимания. Всего за прошлый год отремонтировано более 10 тыс. кв.м дорож­ных покрытий, в том числе капитально более 7,2 тыс. кв.м на основных магистралях: ул. Южная (объездная), Кирова, Мира (поворот с Мончегорского шоссе на ул. Строитель­ную). Кроме того, за счет комбината отре­монтирован участок дороги от ул. Бардина до промплощадки (около 4 тыс.кв. м), сила­ми ДРСУ осуществлен ямочный ремонт Мончегорского шоссе. Кстати, по данным на­логовой инспекции, еще многие владельцы личных авто до сих пор не заплатили причи­тающиеся налоги - поторопитесь!!!
Как и в предыдущие годы, в 2006-м были продолжены работы по косметическому ремон­ту подъездов - свой новый облик приобрели 54 подъезда, ремонту рулонных кровель жи­лых домов и объектов соцкультбыта в ко­личестве более 19 тыс. кв. м. в том числе с применением прогрессивной технологии - с помощью наплавляемых материалов: 4,7 тыс.кв.м (ул. Мурманская, д.3, 9; Молодежный бульвар, д.9; ул. Комсомола, д.1; Ленинградс­кий проспект, д. 7).
В уходящем году устойчиво функциони­ровали все учреждения образования, здра­воохранения, культуры, спорта, в большинстве из них проведены неотложные ремон­ты текущего и капитального характера. К наиболее значимым относятся капиталь­ный ремонт кровли Ледового дворца спорта; ремонт обводных дорожек и ус­тройство противопожарной сигнализа­ции в плавательном бассейне; ремонт кровли школы № 21 - 5,1 тыс. кв. м; ДОУ № 13 - 3,3 тыс. кв. м; ремонт кровли и устройство пожарной сигнализации в хирургическом отделении ЦГБ; утепле­ние и обшивка влагозащитным матери­алом наружных стен здания школы N» 22; отделочные, сантехнические и элек­тротехнические работы внутри здания реконструируемой части роддома и об­шивка его наружных стен влагозащитным материалом; восстановительный ремонт электропроводки и электросило­вого оборудования в инфекционном и других отделениях ЦГБ.
В конце года удалось существенно пополнить и обновить автотранспортный парк, принадлежащий муниципальным учреж­дениям, в том числе - четырьмя автобусами марки ПАЗ (с учетом 2-х по национальному проекту) для учреждений образования; автобусом марки ПАЗ для учебно-спортивного цен­тра; микроавтобусом «Газель» для МДЦ «По­лярная звезда»; спецавтомобилем «Газель» для МУЗ «ЦГБ» (по национальному проекту). Кроме того, приобретены новые кресла и звукотехническая аппаратура для зритель­ного зала МДЦ «Полярная звезда».
Культурная и спортивная жизнь города была весьма насыщенной - проводилось множество различных по масштабу и коли­честву участников развлекательных и спортивно-оздоровительных мероприятий. К самым значимым и интересным, под своей эгидой объединяющим оленегорцев, я бы от­нес городские праздники «День города», «День металлурга», «День шахтера», «День матери», «День призывника»; областные - «Фестиваль солдатской песни», «Фестиваль саамской му­зыки и культуры», «Фестиваль семейного твор­чества», международный спортивный праздник Севера по конькобежному спорту, Кубок Рос­сии по конькобежному марафону. Всегда вы­зывают интерес и привлекают к себе участни­ков такие городские спортивные праздники, как «Новогодний праздник на лыжне», «А ну-ка, парни!», «Папа, мама и я - спортивная семья», «Лыжня зовет», а также чемпионаты Мурманс­кой области по хоккею, футболу, конькобежно­му спорту, настольному теннису, каратэ-до, волейболу среди девушек, плаванию «Веселый дельфин», боксу среди учащихся.
Городские чемпионаты дают нашим спорт­сменам возможность совершенствовать свое мастерство в лыжных гонках, конькобежном спорте, теннисе, баскетболе, боксе, волейбо­ле, футболе, греко-римской борьбе, каратэ-до, плавании, спортивном ориентировании, атле­тике. Городские турниры по мини-футболу «Па­мяти капитана В. Иванова», по настольному теннису «Памяти героя социалистического тру­да А. Волыхина», по боксу «Памяти К. Браславского» - это сложившаяся добрая тради­ция и дань глубокого уважения к землякам, бережно передаваемые от одного поколения оленегорцев к другому. Продолжают пользо­ваться большой популярностью среди горожан массовый конкурс «Лыжня зовет» и традици­онный легкоатлетический пробег Лапландия-Оленегорск «Память» в честь Дня Победы. Летняя спартакиада среди детей и подростков по 5 видам спорта каждый раз дает имена но­вых победителей, приобщая к занятиям физ­культурой и спортом все больше ребят, и дру­гие соревнования.
Приоритетной в деятельности админи­страции была и остается забота о ветера­нах, инвалидах и многодетных семьях. Бе­зусловно, главными помощниками админист­рации в вопросах обслуживания городских и ре­гиональных программ социальной защиты на­селения, и, в первую очередь, льготных кате­горий, являются работники отдела и центра социальной защиты населения. Несмотря на реформирование этих органов, происходящее путем переподчинения их Комитету по труду и социальному развитию Мурманской области, мы находим с их стороны понимание всех ини­циатив и действий администрации города, на­правленных на поддержку и помощь малоиму­щим, в числе которых, к сожалению, оказались в основном ветераны, инвалиды, многодетные семьи. Кроме оказания адресной помощи из регионального бюджета, работники отдела осу­ществляют полномочия органов местного са­моуправления по распределению различных выплат из местного бюджета, участвуют в орга­низации и проведении встреч с ветеранами, посещений их на дому. Так, в канун Дня мате­ри и декады инвалидов работниками социаль­ного отдела проводились выплаты единовре­менной материальной помощи по 1 тысяче руб­лей на ребенка женщинам, родившим и воспи­тывающим трех и более детей, а также инва­лидам всех без ограничений категорий по 200 рублей на человека. В этот период было орга­низовано посещение инвалидов, бывших жи­телей Оленегорска, проживающих ныне в Кан­далакшском доме престарелых, и вручение им подарков. В рамках программы «Дополни­тельная социальная поддержка населения муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией на 2006 год» была оказана помощь 587 ветера­нам войны ко Дню Победы, защитникам Запо­лярья - к годовщине разгрома немецко-фа­шистских захватчиков на северных рубежах Кольского полуострова. Для них были органи­зованы праздничные «Огоньки», а тем, кто не смог в них участвовать, вручались подарки на дому. Не остались без внимания и граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуа­ции: 1632 тыс. рублей выплачены с целью материальной поддержки 135 заявителям, в основном - ветеранам. 98 гражданам оп­лачено зубопротезирование на сумму 80,3 тыс. рублей, 13 одиноко проживающим пен­сионерам выплачено 9 тыс. рублей на уста­новку домашних телефонов. 13 многодетных семей получили денежные выплаты на сумму 19,5 тыс. рублей при рождении третьего и пос­ледующего ребенка. Согласно программе про­изведена компенсация оплаты проезда на ле­чение или обследование в областные медицин­ские учреждения по направлению МУЗ «Цент­ральная городская больница» неработающим пенсионерам и инвалидам в размере 3,3 тыс. рублей. Оказывалась в 2006 году денеж­ная поддержка и неработающим ветеранам здравоохранения, образования и культуры. Сумма выплат составила 66,4 тыс. рублей. До конца текущего года будет приобретено 1050 новогодних подарков для детей-инва­лидов, опекаемых детей и детей из мало­обеспеченных семей на 210 тыс. рублей.
Это далеко неполный перечень конкретных дел по социальной поддержке оленегорских ветеранов, инвалидов и других малообеспечен­ных слоев населения. Работа в этом направ­лении будет продолжена в следующем году согласно уже принятой Советом депутатов це­левой программе «Дополнительная соци­альная поддержка населения муниципально­го образования город Оленегорск с подведом­ственной территорией на 2007 год».

- В чем, на Ваш взгляд, слагаемые до­стигнутого благополучия?
- Прежде всего, это результат высоко­рентабельной работы коллектива Оленегорского горно-обогатительного комбината в последние годы и, особенно, в 2006 году за счет этого ежегодно в полтора-два разя увеличиваются налоговые отчисления в консолиди­рованный бюджет области. К сожалению, с 2005 года по принятому Областной думой за­кону «О бюджетном процессе в Мурманской области» от этих отчислений в местный бюд­жет, предусмотрено направлять только 30 %, что не покрывает минимальные расходные обязательства органов местного самоуправле­ния. Существенно сократить дефицит мест­ного бюджета как в 2005, так и в 2006 годах удалось главным образом путем реализа­ции принимаемых по инициативе админис­трации города 3-х сторонних соглашений: Администрация города - ОАО «Олкон» - Пра­вительство Мурманской области. В соответ­ствии с этим соглашением налоговые отчисле­ния в консолидированный бюджет области от Оленегорского ГОКа, превышающие ранее до­стигнутый уровень, распределялись между областью и городом 50% на 50%, а часть из этих сверхдоходов зачислялась в местный бюджет в размере 90%.
Заметный вклад в достигнутое благопо­лучие Оленегорска вносил ранее и продол­жает вносить взятый с 2001 года курс адми­нистрации города на сотрудничество с пред­приятиями и организациями города и, прежде всего, с ОАО «Олкон», с войсковыми частями. Плоды этого сотрудничества реально ощуща­ются во всех сферах жизнедеятельности му­ниципального образования. В частности, серь­езная помощь в укреплении материально-тех­нической базы местного здравоохранения ока­зана Оленегорским ГОКом. По согласованному ранее с прежним генеральным директором ОАО «Олкон» Виктором Васильевичем Васиным плану, в 2006 году городская больница получила от комбината высокоэффектив­ное медицинское оборудование на 17 млн. руб. Была поддержана Виктором Васильеви­чем и в полном объеме реализована в после­дующем нынешним руководством ОАО «Олкон» инициатива администрации города и об­ласти по выделению в рамках национального проекта «Образование» 400 тыс. руб для по­ощрения оленегорских учителей. Судьбонос­ным в сфере профессионального образо­вания Оленегорска стал инициированный руководством ОАО «Олкон» в лице В. Ва­сина, всесторонне поддержанный администра­цией города и Комитетом по образованию Мур­манской области, а затем утвержденный Пра­вительством Мурманской области, проект организации в нашем городе горнопромыш­ленного колледжа на базе ПУ-20. Все эти благородные дела коллектива комбината все­цело поддержаны его новым генеральным ди­ректором Василием Алексеевичем Черных. Посильную безвозмездную помощь учрежде­ниям образования, здравоохранения, культуры и спорта регулярно оказывают МУП «ОТС» (рук. В. Пасько), ГОУП «Оленегорскводоканал» (рук. В. Веретнов), МУП ЖКХ «Служба заказ­чика» (рук Г. Капустин), ООО «ТЭК» (О. Чека­нов), ООО «Спецпроектстрой» (Ю.Короткин), МУПП ЖКХ (В. Доронин), ООО «Полимер» (Г. Тихонов), ДРСУ (П. Бухтеев), ДСУ (В. Никола­ев). Эти предприятия, а также практически все муниципальные учреждения, принимают актив­ное участие в выполнении ежегодных мероп­риятий по санитарной очистке и благоустрой­ству городских территорий, утвержденных гла­вой города. В уходящем году обустроен сквер «Победа» в районе городской больницы; бла­гоустроена территория у почтового отделения связи; сделаны бордюрные ограждения из при­родного камня на Строительной; устроена дет­ская площадка с установкой малых архитектур­ных форм, приобретенных ООО «ТЭК» (О. Че­канов) в городке аттракционов; приобретены малые архитектурные формы (И. Аношкин) и устроена детская площадка на улице капита­на В. Иванова, 5. Подсажено около 300 дере­вьев, высажено 4200 штук цветов: по шести ад­ресам отремонтированы и покрашены малые архитектурные формы и ограждения детских площадок, покрашено пять павильонов на ав­тобусных остановках.

- Квартплата: какие изменения про­изойдут в 2007 году?
- К сожалению, и уже многие об этом зна­ют, изменений, которые могли бы обрадовать квартиросъемщиков, не произойдет. Тарифы по тепловой энергии с ростом на 10,4 % по Оленегорску и 19 % по п. Высокий в 2005 году были утверждены Комитетом по тарифному регули­рованию Мурманской области еще 11.11.2006 (Постановление № 33/6). Установлены реше­нием совета депутатов г. Оленегорска в нояб­ре и опубликованы в газете «Заполярная руда» единые тарифы для Оленегорска. п. Высокий и с. Ловозеро, обслуживаемые ГУПТП «Оле­негорскводоканал», с ростом на 13,9 % по хо­лодной воде и по водостокам 11.1 % к 2005 году (на 2006 год тарифы не пересматривались). За содержание и ремонт жилого помещения квартплата в Оленегорске возрастет на 10,5-12 % (в зависимости от наличия в доме мусо­ропровода, лифта - для этажей выше второ­го), в п. Высокий - в среднем на 12%.

- Почему вновь установленные тари­фы на коммунальные услуги и размер пла­ты за содержание и ремонт жилого помеще­ния близки или равняются предельно до­пустимым значением по их росту к прошло­му году и кто установил эти предельные значения роста?
- Предельные значения роста тарифов и размеров платы к предыдущему году установ­лены постановлением Мурманской области от 06.10.2006 №381-ПП. Совет депутатов г. Оленегорска с подведомственной территорией, а прежде - созданная постановлением главы города комиссия по тарифному регулированию из числа специалистов администрации город­ских предприятий с участием представителей совета депутатов г. Оленегорска, всесторонне проанализировали представленные поставщи­ками услуг расчеты тарифов. Установлено, что эти расчеты объективно отражали увеличение затрат на производство этих услуг.
Причина - ежегодный рост цен на ГСМ, энергоресурсы, запасные части, материалы, инфляционные процессы, требования отрасле­вого соглашения по увеличению тарифной ставки рабочих, занятых в сфере ЖКХ и др. Просчитанные по возросшим затратам и пред­ложенные для утверждения тарифы значитель­но, почти в два раза, в частности - по плате за содержание и ремонт жилого помещения, превышали предельные значения.
Администрация и депутатский корпус, по­нимая всю ответственность за принимаемые решения в области тарифной политики как пе­ред квартиросъемщиками, которыми они и сами являются, так и перед поставщиками жи­лищно-коммунальных услуг и работ, приняли, на мой взгляд, наиболее оптимальное реше­ние. Занимать страусиную позицию и в угоду популизму, на фоне навязываемых извне фак­торов роста затрат на жилищно-коммунальные услуги, не повышать хотя бы в допустимых пределах тарифы сегодня - завтра обернет­ся холодными батареями, отсутствием не только горячей, но и холодной воды в квар­тирах, остановкой лифтов, свалками мусо­ра, темнотой в подъездах и во дворах. Та­кого не допускалось в нашем городе в тече­ния последних пяти лет и, уверен, мы не должны допустить этого и впредь.

- Можно ли ожидать когда-либо в бу­дущем если не снижения, то хотя бы замо­раживания роста тарифов?
- Если ориентироваться на федеральные прогнозы индекса цен на энергоносители в сто­рону роста на 20-50% до 2010 года, которые, в основном, будут раскручивать инфляцию и кратно толкать к повышению цен на произво­димые в стране товары и еще в большей сте­пени - на жилищно-коммунальные услуги, то такие ожидания беспочвенны. Противостоять этому на местном уровне без серьезных ин­вестиций в модернизацию жилищно-комму­нального комплекса, направленную на внедре­ние энергосберегающих технологий, капиталь­ный ремонт, реконструкцию жилья и объектов инженерной инфраструктуры, включая котель­ное оборудование, наружные и внутридомовые тепло-, водо-, электросети, распределительные устройства, только за счет местного бюдже­та - невозможно. Перекладывать это фи­нансовое бремя на население и тем самым увеличивать тарифы и, соответственно, квартплату, считаю недопустимым. Мы де­лаем все зависящее от органов самоуправле­ния для предотвращения еще больших тем­пов роста квартплаты. Администрацией го­рода ежегодно формируются инвестиционные проекты и направляются в областные структу­ры для включения их в региональные и, по воз­можности, в федеральные программы. В част­ности, нам удалось включить наши предложе­ния в общефедеральную программу подготов­ки жилищно-коммунального хозяйства к рабо­те в осенне-зимний (2003-2004 гг.) период, и за счет 25 млн. рублей, выделенных в виде ссу­ды из федерального бюджета, произвести осе­нью 2003 года замену ряда аварийных участ­ков теплотрасс, в том числе и значительную часть магистрального теплопровода d 500 мм, питающую теплом 2/3 города. Эта сумма, для ее возврата, могла быть включена в тарифы для всех потребителей, включая население. Безусловно, администрация города не допус­тила такого варианта развития событий и взя­ла всю ответственность по возврату этой ссу­ды на себя. Министерство финансов Российс­кой Федерации, несмотря на наши неоднократ­ные просьбы через Департамент финансов Мурманской области, не пошло на списание ссуды, и мы в течение 2005-2006 годов были вынуждены ее погасить из местного бюджета. Зато тарифы по теплу для населения в этот период удалось удержать от существенного роста. А в результате реально достигнутой экономии поставляемой в город тепловой энергии, за счет замены в период с 2001 по 2004 годы более чем 20% изношенных тепло­сетей на новые с полеуритановой изоляцией, в том числе - 1,6 км в однотрубном исполне­нии основной магистрали d 500мм, и вслед­ствие чего - сокращения тепловых потерь, администрацией города с 2005 года были уменьшены нормативы потребления горячей воды на 1 человека со 140 л до 120 л и тепла из расчета на 1 кв. м жилой площади на 10 %. Только благодаря этим изменениям удалось с 01.01.2005 снизить ожидаемое повышение квартплаты с 30% до 20%, рассчитанной по утвержденным региональной энергетической комиссией тарифам с ростом по тепловой энергии на 26 % и горячей воде на 49 % относительно 2004 года.
Еще характерный пример: на территории нашего муниципального образования продолжается реализация инициированного мною еще в бытность депутатом областной думы инвестиционного проекта по строительству 3-й (резервной) нитки водовода на безвозмездной основе за счет средств областного бюджета. На этом объекте уже близка к завершению 1-я оче­редь: от озера «Пермус» до ДСУ. Ее ввод в эксплуатацию без каких бы то ни было дополни­тельных для населения расходов по квартпла­те позволит значительно повысить надежность водоснабжения квартир оленегорцев.
Администрацией и советом депутатов г. Оленегорска ежегодно изыскиваются средства из местного бюджета на капитальный ремонт кровель, межпанельных швов жилых домов, рекон­струкцию систем отопления. Это далеко непол­ный перечень принимаемых органами местного самоуправления мер по сдерживанию роста квартплаты и снижению бремени расходов по содержанию общего имущества жилых домов, которые новым жилищным кодексом возлагают­ся на собственников жилых помещений.
В Оленегорске, благодаря использованию в качестве котельного топлива для производ­ства тепловой энергии угля, который дешевле, чем мазут, тарифы на тепло и горячую воду были и остаются одними из самых низких в области. Но возможности для снижения кварт­платы по этой составляющей и по холодной воде, у квартиросъемщиков есть путем уста­новки как индивидуальных приборов учета, так и групповых: на дом или несколько домов. Лег­че решить проблему установки групповых приборов учета, а также принимать реше­ние по размерам платы за содержание и ремонт жилых помещений в противовес ут­верждаемым органами местного самоуправле­ния, можно в рамках коллективного управ­ления многоквартирными домами.

- Как в городе реализуется требование жилищного кодекса по переходу на коллек­тивное управление многоквартирными до­мами?
- Со стороны администрации города со­зданы все условия для такого перехода: в на­личии имеется вся необходимая нормативно-техническая документация, для разъяснения положений и порядке выбора способа управ­ления проводилось общегородское собрание 05.12.2005, публиковались соответствующие материалы в газете «Заполярная руда», всем желающим предоставлялась и будет предос­тавляться возможность обучения навыкам уп­равления, а также - необходимые консульта­ции специалистов. Представители админист­рации обязательно должны и принимают учас­тие во всех организационных собраниях соб­ственников жилых помещений. Пока, по состо­янию на 15.12.2006 года, в Оленегорске офи­циально зарегистрировано и функционирует одно товарищество собственников жилья (ТСЖ) - ул. Южная, д. 3, корп.1, 2, 3.
Вариант управления домом с помощью управляющей компании выбрали собственни­ки жилых помещений 29 домов, общей площа­дью 105.5 тыс. кв. м. Все они путем очного и заочного голосования сделали свой выбор в пользу ООО «Наш Дом». В декабре-январе по инициативе управляющей организации в каж­дом из 29 домов будут проведены собрания, на которых собственники помещений рассмот­рят условия договора управления, сами утвер­дят размер платы за услуги по управлению домом, перечень работ по текущему ремонту, содержанию общего имущества в доме и раз­мер платы за эти работы. В домах по улице Мира, д.26 и Мира, д.36 такие собрания уже состоялись. Тарифы на содержание и ремонт жилых помещений собственниками были ут­верждены на уровне 2006 года. Имеются све­дения, что по ряду адресов собственники по­мещений рассматривают предложения других организаций по управлению их домами.
Для той категории собственников, которые не смогут до 1 марта 2007 года выбрать спо­соб управления домом и не оформят в этой связи соответствующие документы (для ТСЖ - свидетельство о его регистрации, если выб­рана управляющая компания - договор с ней), администрацией города будут проведены конкурсы (конкурс) по выбору управляю­щей компании.

- Какие меры социальной защиты на­селения в отношении квартирной платы будут действовать в 2007 году и будут ли они отличаться в зависимости от выбран­ного способа управления домом?
- Однозначно, при любом способе уп­равления многоквартирным домом его жите­ли будут пользоваться одинаковым правом социальной защиты, в том числе по начисле­нию льгот и субсидий при оплате жилищно-коммунальных услуг. К сожалению, на феде­ральном уровне никаких изменений в пользу их получателей в 2007 году по сравнению с 2006 годом не предвидится. По-прежнему повышение пенсий или заработной платы по утвержденной «наверху» методике ведет к снижению почти в такой же пропорции абсолютных сумм начисляемых субсидий и льгот. Очень обидно, что некоторые наши жители ошибочно считают это снижение компенсационных выплат результатом якобы неправомерных действий бухгалтерии или еще хуже - местных властей, пытающихся «умыкнуть» их добавки к пенсиям и зарплатам. Изменить ситуацию в лучшую сторону помо­жет установленный законом Мурманской области с 01.01.2007 года региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граж­дан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в разме­ре 18 % для: одиноко проживающих пенсионе­ров (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и жен­щины, достигшие возраста 55 лет); одиноко проживающих инвалидов, в том числе детей-инвалидов; семей, состоящих из пенсионеров (мужчины, достигшие возраста 60 лет, женщины, до­стигшие возраста 55 лет); семей, состоящих из инвалидов, в том числе детей-инвалидов; семей, состоящих из пенсионеров (мужчины, достигшие возраста 60 лет; женщины, достигшие возраста 55 лет), и инвалидов, в том числе детей-инвалидов; многодетных семей. Местный норматив для этой категории граждан при начислении адресной помощи в виде доплат к региональ­ной субсидии установлен в размере 15%. Для остального населения стандарт остается прежним - 22%. Следует уточнить, что установлен­ный региональный стандарт 18% и 22% распро­страняется для начисления субсидий только на ту часть квартирной площади, которая соответ­ствует региональным нормативам. Региональные нормативы, принятые постановлением правительства Мурманской области на 2007 год, не­сколько выше, чем действующие в 2006 году: 40 кв.м для одиноко проживающих граждан (было 33 кв.м); 24 кв.м для одного члена семьи из 2-х человек (был 21 кв.м); но ниже: 17 кв.м для од­ного члена семьи из трех человек (было 18); 16 кв.м для одного члена семьи из 4-х человек (было 18); 14 кв. м для одного члена семьи из 5-ти че­ловек и более (было 18). На территории нашего муниципального образования органами местно­го самоуправления при начислении адресной помощи отдельным категориям граждан уста­новлены дополнительные нормативы, в час­тности: 42 кв.м на неработающего, одиноко про­живающего человека, принадлежащего к соци­ально-демографической группе «пенсионеры» (мужчины в возрасте от 60 лет и женщины в воз­расте от 55 лет, а также лица, получающие пен­сию по инвалидности): 51 кв. м на семью из двух человек, в состав которой входят два неработа­ющих человека, принадлежащие к социально-де­мографической группе «пенсионеры» (мужчины в возрасте от 60 лет и женщины в возрасте от 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности); 51 кв.м на семью из двух человек, в составе которой один человек является ин­валидом 1 или 2 группы. Таким образом, на ме­стном уровне мы стараемся путем начисления адресной помощи из местного бюджета на опла­ту жилищно-коммунальных услуг поддержать наших уважаемых ветеранов и инвалидов.

- В последнее время много говорится о приоритетных национальных проектах. Что они дали нашему муниципальному об­разованию?
- Национальные проекты, инициирован­ные «сверху» - не манна небесная, и сами по себе, без дополнительных и финансовых зат­рат, и заинтересованного отношения специа­листов на местах, то есть в муниципалитетах, желаемый результат вряд ли бы принесли. Так, медицинское оборудование по нацпроекту «Здравоохранение» выделялось только под гарантию органов местного самоуправления за счет собственных средств обеспечить соответ­ствующую подготовку поликлинических поме­щений. Дело весьма хлопотное, так как дан­ная подготовка потребовала осуществить полномасштабный ремонт и частичную перепла­нировку этих помещений, с устройством, напри­мер, для флюорографического кабинета уси­ленной электропроводки, экранированных дверных полотен, герметичных полов.
Нестандартных решений - через оконный проем - потребовал и непосредственный мон­таж крупногабаритной рентгеновской установки «Proteus» на 4 этаже поликлиники. Однако эксп­луатация рентгенустановки в требуемом режи­ме оказалась под угрозой срыва из-за отсутствия надлежащей к ней проявочной машины. Нацио­нальным проектом поставка такой машины не была предусмотрена. Разрешить эту проблему удалось с помощью приобретенного комбинатом аппарата для диагностики молочной железы - маммографа - в комплекте с которым была поставлена аналогичная проявочная машина. Смонтированное как единый комплекс оборудо­вание - Рентгенаппарат «Proteusn»-маммограф-проявочная машина - позволило создать в поликлинике ЦГЬ своего рода современный минидиагностический центр и тем самым суще­ственным образом повысить результатив­ность реализуемого в нашем городе националь­ного проекта «Здравоохранение». Конечно, не всегда по единому сценарию складывалась си­туация по другим направлениям национальных проектов. Неразбериха с порядком выплаты до­полнительных начислении отдельным категориям медицинских работников в начале года, обилие отчетной документации, сезонная специфика ряда профилактических мероприятии, некоторые разночтения в регламентных документах, другие трудности не стали серьезным препятствием в достижении поставленных приоритетными нацпроектами целей на территории нашего муниципального образования. В итоге благодаря реализации национальных проектов дос­тигнуто в здравоохранении:

1. Укрепление материально-технической базы путем получения и ввода в эксплуата­цию современного медицинского оборудо­вания: приобретены современный рентгено­вский аппарат для поликлиники, флюорографический аппарат, лабораторный комплекс, со­временный многоканальный ЭКГ-аппарат. С октября обслуживание граждан по скорой помощи осуществляется на новом автомобиле СМП с новейшим современным оборудованием. Администрацией ГOKa приобретены важные медицинские аппараты для УЗИ-диагностики, рентгеновский аппарат дня стационара, маммограф, эндоскопическое оборудование. Все это позволит впервые в нашем городе производить исследования сосудов головы, шеи, сосудов нижних конечностей, кишечника и рентгенисследования молочных желез.
2. Повышение заработной платы врачам и медицинским сестрам первичного звена, что в свою очередь позволило укомплектовать врачебные и сестринские кадры детской поликлиники на 100%, снизить коэффициент совместительства во взрослой поликлинике участковых терапевтов и медицинских сестер.
3. Повышение уровня диспансерного обслуживания граждан, в том числе работающих во вредных и опасных условиях труда, до 100%.
4. Обеспечен 100% охват детского населе­ния до 18 лет вакцинацией от вирусного гепа­тита В. 90% детей привиты против краснухи, впервые осуществлена прививка детей, которым обычная вакцина против полиомиелита противопоказана, специальной вакциной.

И это далеко неполный перечень выполненных в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» и за его рамками мероприятий, направленных на сохранение здоровья оленегорцев, обеспечение больших возможностей их качественного обследования. В ходе реализации национального про­екта в сфере образования обеспечена ежеме­сячная выплата ста сорока пяти педагогическим работникам сельских и городских общеобразовательных школ, а с сентября 2006 года еще двадцати пяти классным руководителям. В конкурсном отборе учителей на получение денеж­ного поощрения приняли участие сто двадцать шесть педагогов Мурманской области, в том чис­ле четверо из нашего города, двое из кото­рых получили по 100 тыс. рублей из поощри­тельного фонда федерации, а двое учителей по 50 тыс. рублей из поощрительного фонда ОАО «Олкон». В конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, приняли участие школы № 4 и № 7. В число победителей они не вошли, но за счет федерального бюджета в порядке поощрения 4-й школе была выделена интерактивная доска, а 7-я школа, которая в течение двух последних лет ведет практическое обучение по программе подготовки рабочих кадров для Оленегорского ГОКа получила 300 тыс. рублей из поощрительного фонда, сформированного этим предприятием. В течение 2006-2007 года за счет средств федерального бюджета планируется подключение всех дневных, вечерних, коррекционных школ и детских домов к сети Интернет. Софинансирование из местных бюджетов заключается в обеспечении образовательного учреждения установленным в точке подключения компьютером, соответствующим определенным требованиям. В нашем городе все перечисленные образовательные учреждения за счет средств областного и местного бюджетов оснащены компьютерным оборудованием с необходимыми для подключения техническими характеристиками. В Олене­горске на один компьютер в среднем приходится 24,5 обучающихся (по области - 36 обучающих­ся, по РФ - 37). В настоящее время уже под­ключены к Интернету 3 школы. Сельские школы № 22 п. Протоки и № 13 п. Высокий в рамках на­ционального проекта получили по автобусу, в том числе один из них - путем софинансирования за счет средств местного бюджета. В рамках реа­лизации ПНПО администрацией города прово­дилась финансовая поддержка инноваций в образовательных учреждениях, были установ­лены стипендии главы муниципального обра­зования одаренным детям; состоялось вруче­ние премий победителям и призерам городс­ких конкурсов, фестивалей, олимпиад и поощ­рение учителей, подготовивших победителей и призеров, и учителей-победителей ежегодно проводящегося муниципального конкурса «Ли­дер образования», 15 сентября 2006 года воп­рос «О ходе реализации приоритетного наци­онального проекта «Образование».
Пути повышения эффективности инноваци­онной и экспериментальной деятельности в муниципальной системе образования», обсуж­дался на конференции педагогического актива города, где опытом участия в конкурсном отбо­ре образовательных учреждений и лучших учи­телей на премию Президента РФ делились уча­стники конкурса. Отмечены позитивные изме­нения, к которым приводит реализация ПНПО: активизация инновационной деятельности об­разовательных учреждений; освоение совре­менных образовательных и управленческих тех­нологий; повышение качества воспитательной работы в школе; расширение общественного участия в управлении образованием, финансо­вой самостоятельности образовательных учреж­дений; рост ресурсной обеспеченности образо­вания; создание условий для профессиональ­ного роста педагогов, повышение роли лучших учителей в организации методической работы с молодыми педагогами; поддержка творческой, талантливой и способной молодежи.
Национальный проект «Доступное и ком­фортное жилье гражданам России», план реализации которого в Оленегорске разработан администрацией города, носит комплексный характер. Составной частью в нее входит ра­нее действующая программа «Переселение граждан г. Оленегорска с подведомственной территорией из ветхого и аварийного жило­го фонда на 2004-2010 годы». В соответствии с этой программой осуществлен снос двух и кон­сервация трех ветхих жилых домов в городе Оленегорске, консервация двух аварийных жи­лых домов в н.п. Высокий, консервация и час­тичный снос ветхих жилых домов на железно­дорожных станциях Имандра, Лапландия и Ягельный Бор. За 2005 и 2006 годы для вынуж­денных переселенцев из аварийного и ветхого жилья были отремонтированы и выделены для заселения 22 квартиры. Темпы работ по сносу ветхого жилья и приобретению квартир для переселенцев на вторичном рынке или стро­ительству новых объектов жилья сдерживают­ся отсутствием финансовых возможностей у органов местного самоуправления. Обещанное 65 % софинансирование расходов на эти цели за счет областного и федерального бюджетов пока пробить не удается.
Программа «Обеспечение жильем моло­дых семей г. Оленегорска с подведомствен­ной территорией» на 2006-2008 годы была разработана администрацией и принята в сен­тябре текущего года советом депутатов горо­да Оленегорска. В конкурсном отборе на уров­не области наша программа признана в числе победителей, а ее реализация будет поддер­жана путем софинансирования из региональ­ного и федерального бюджетов. Объем фи­нансирования: общие затраты на реализацию программы за счет всех источников финанси­рования составят 2038,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств: областного бюджета - 562,5 тыс. рублей, 2007 год - 214,5 тыс. рублей, 2008 год - 348,0 тысяч рублей; мест­ного бюджета -157,5 тыс. рублей, 2007 год-61,5 тыс. рублей, 2008 год - 96,0 тыс. рублей; внебюджетных источников - 1318,5 тыс. рублей, 2007 год - 498,0 тыс. рублей, 2008 год - 820,5 тыс. рублей. Ожидаемые конечные результаты от реализации программы: дополнительное обеспечение жильем 8 моло­дых семей, нуждающихся в улучшении жилищ­ных условий, в том числе в 2007 году - 3 мо­лодых семей, в 2008 году - 5 молодых семей.

- Каким Вам видится наступающий год?
- Хотя и наступает год Кабана, не хотелось бы во всем уподобляться этому милому живот­ному, но, чтобы вновь добиться уже достигнутого в 2006 году уровня благополучия, придется и в прямом, и переносном смысле «рыть землю». В прямом - значит, выполнять эту работу при ремонте и замене изношенных теплотрасс и во­доводов, в переносном - рыть ходы к кабине­там, в которых распределяют деньги. Уже в третий раз, после секвестирования с 01.01.2005 об­ластной Думой с нормативов отчислений в мес­тную казну от налогов, собираемых на нашей территории, мы начинаем очередной год с боль­шим дефицитом бюджета - 134 млн. рублей. Направляемая органами местного самоуправле­ния поправка к закону «Об областном бюджете на 2007 год» по увеличению дотации на эту сум­му удовлетворена лишь на 3,3%, то есть вместо 134 млн. рублей Оленегорску дотация увеличе­на лишь на 4,4 млн.руб.
Чтобы не допустить ухудшения показа­телей по тепло-, водо-, электроснабжению жилья и объектов соцкультбыта, срыва зап­ланированных программ в сферах жилищ­но-коммунального хозяйства, здравоохране­ния, образования, культуры, спорта, пред­стоит напряженная работа по сокращению дефицита местного бюджета. Для этой цели максимально будут прилагаться усилия по мо­билизации налоговых и неналоговых доходов в бюджет, в том числе - налога на землю, кото­рый в размере 100% зачисляется в местный бюджет, налога с владельцев транспортных средств, арендных платежей, выручки от при­ватизации муниципальных объектов. В настоя­щее время ведутся переговоры с руководством ОАО «Олкон», правительством Мурманской области о пролонгации 3-х стороннего соглаше­ния на 2007 год. Для того, чтобы начала рабо­тать предусмотренная соглашением схема рас­пределения налоговых отчислений от ОАО «Ол­кон» между областью и городом 50 % на 50 %, необходимо превысить достигнутый в 2006 году уровень этих отчислений в консолидированный бюджет. По такому принципу может распреде­ляться только та сумма налоговых отчислений, которая превысит достигнутый в прошлом году уровень. По информации руководства ОАО «Ол­кон», в связи с ожидаемым снижением темпов роста тарифов на железорудный концентрат и увеличением по объективным причинам расхо­дов на его производство и реализацию (углубление горных работ как на открытых, так и на подземных выработках, рост цен на основное и вспомогательное оборудование, запасные час­ти, материалы, увеличение тарифов на желез­нодорожные перевозки) достичь рекордного - как в 2006 году - уровня рентабельности про­изводства и, соответственно, прошлогодних сумм отчислений в консолидированный бюджет области в виде налогов на прибыль, практичес­ки невозможно. Но мы не собираемся склады­вать руки и продолжим вместе со специалиста­ми комбината, департаментом финансов Мур­манской области вырабатывать согласованное решение, которое будет положено в основу для пролонгации 3-х стороннего соглашения. Безус­ловно, как и прежде, будут приниматься исчер­пывающие меры по взаимодействию с испол­нительными и законодательными органами вла­сти региона, чтобы добиться компенсации с областью бюджета расходных полномочий ор­ганов местного самоуправления нашего муни­ципального образования, которые не покрыва­ются доходами местного бюджета.
Пользуясь возможностью, выражаю ис­креннюю благодарность руководству и кол­лективам хозяйствующих субъектов, бюд­жетных учреждений, частным предпринима­телям, жителям - всем, кто внес посильный вклад в финансово-экономическое благополу­чие города, в повышение надежности его теп­ло-, водо-, электроснабжения, в благоустройство городских территорий, обучение детей, лечение больных, оказание помощи ветеранам, инвали­дам, и надеюсь на ваше понимание и поддерж­ку инициатив органов местного самоуправления в разрешении этих вопросов в дальнейшем.

Поздравляю всех вас, дорогие оленегорцы, с наступающим Новым 2007 годом! Пусть он принесет вам, уважаемые земляки, успехи и удачи в ваших благо­родных делах, в стремлении улучшить окружающий мир, сделать его добрее и прекраснее. Желаю каждому из вас креп­кого здоровья, долгих лет жизни, семей­ного благополучия, счастливых улыбок и праздничного настроения!