- Как Вы оцениваете уходящий год? Каким он был для нашего муниципального образования?
- 2006 год, несмотря на ряд дестабилизирующих факторов внешнего характера, - продолжающиеся реформы местного самоуправления, ЖКХ, образования, здравоохранения, сопровождающиеся процессами централизации налоговых отчислений в пользу вышестоящих бюджетов, ростом цен на ГСМ и другие материально-технические ресурсы, для нашего муниципального образования, несомненно, следует отнести к числу благополучных Свидетельство тому - ставшее уже привычным за последние годы надежное тепло-, водо-, электроснабжение жилого фонда и объектов соцкультбыта. Наступившему зимнему сезону предшествовала целенаправленная работа органов местного самоуправления по мобилизации финансовых и технических возможностей предприятий и организаций всех форм собственности на выполнение в летний период организационно-технических мероприятий по подготовке всей городской инженерной инфраструктуры к ее бесперебойному функционированию в зимний период, созданию нормативных запасов топлива. В рамках этих мероприятий МУП «Оленегорские тепловые сети», без каких-либо существенных сбоев в теплоснабжение и подаче горячей воды в квартиры оленегорцев, произведена замена изношенных теплосетей в количестве более 5,4 тыс. погонных метров, в том числе 3,2 тыс. погонных метров наружных. Практически все лето подавалась горячая вода и в квартиры жителей н.п. Высокий. Впервые за постсоветский период усилиями ООО «ТЭК» при содействии ОАО «Олкон» и администрации города достигнута сезонная закупка и поставка на склад котельной угля в объеме 100 тыс. тонн, что позволит исключить риски и значительные материальные издержки, неизбежные при его зимней поставке. Существенно удалось продвинуться в разрешении многолетней проблемы н.п. Высокий - ремонту межпанельных швов в количестве более 5 тыс. погонных метров, что в 10 раз больше, чем в 2005 году (полностью отремонтированы швы на двух домах: ул. Гвардейская, д.17 и д.19).
Состояние дорог - вечная тема для обсуждения, особенно среди водителей - также не осталась без внимания. Всего за прошлый год отремонтировано более 10 тыс. кв.м дорожных покрытий, в том числе капитально более 7,2 тыс. кв.м на основных магистралях: ул. Южная (объездная), Кирова, Мира (поворот с Мончегорского шоссе на ул. Строительную). Кроме того, за счет комбината отремонтирован участок дороги от ул. Бардина до промплощадки (около 4 тыс.кв. м), силами ДРСУ осуществлен ямочный ремонт Мончегорского шоссе. Кстати, по данным налоговой инспекции, еще многие владельцы личных авто до сих пор не заплатили причитающиеся налоги - поторопитесь!!!
Как и в предыдущие годы, в 2006-м были продолжены работы по косметическому ремонту подъездов - свой новый облик приобрели 54 подъезда, ремонту рулонных кровель жилых домов и объектов соцкультбыта в количестве более 19 тыс. кв. м. в том числе с применением прогрессивной технологии - с помощью наплавляемых материалов: 4,7 тыс.кв.м (ул. Мурманская, д.3, 9; Молодежный бульвар, д.9; ул. Комсомола, д.1; Ленинградский проспект, д. 7).
В уходящем году устойчиво функционировали все учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта, в большинстве из них проведены неотложные ремонты текущего и капитального характера. К наиболее значимым относятся капитальный ремонт кровли Ледового дворца спорта; ремонт обводных дорожек и устройство противопожарной сигнализации в плавательном бассейне; ремонт кровли школы № 21 - 5,1 тыс. кв. м; ДОУ № 13 - 3,3 тыс. кв. м; ремонт кровли и устройство пожарной сигнализации в хирургическом отделении ЦГБ; утепление и обшивка влагозащитным материалом наружных стен здания школы N» 22; отделочные, сантехнические и электротехнические работы внутри здания реконструируемой части роддома и обшивка его наружных стен влагозащитным материалом; восстановительный ремонт электропроводки и электросилового оборудования в инфекционном и других отделениях ЦГБ.
В конце года удалось существенно пополнить и обновить автотранспортный парк, принадлежащий муниципальным учреждениям, в том числе - четырьмя автобусами марки ПАЗ (с учетом 2-х по национальному проекту) для учреждений образования; автобусом марки ПАЗ для учебно-спортивного центра; микроавтобусом «Газель» для МДЦ «Полярная звезда»; спецавтомобилем «Газель» для МУЗ «ЦГБ» (по национальному проекту). Кроме того, приобретены новые кресла и звукотехническая аппаратура для зрительного зала МДЦ «Полярная звезда».
Культурная и спортивная жизнь города была весьма насыщенной - проводилось множество различных по масштабу и количеству участников развлекательных и спортивно-оздоровительных мероприятий. К самым значимым и интересным, под своей эгидой объединяющим оленегорцев, я бы отнес городские праздники «День города», «День металлурга», «День шахтера», «День матери», «День призывника»; областные - «Фестиваль солдатской песни», «Фестиваль саамской музыки и культуры», «Фестиваль семейного творчества», международный спортивный праздник Севера по конькобежному спорту, Кубок России по конькобежному марафону. Всегда вызывают интерес и привлекают к себе участников такие городские спортивные праздники, как «Новогодний праздник на лыжне», «А ну-ка, парни!», «Папа, мама и я - спортивная семья», «Лыжня зовет», а также чемпионаты Мурманской области по хоккею, футболу, конькобежному спорту, настольному теннису, каратэ-до, волейболу среди девушек, плаванию «Веселый дельфин», боксу среди учащихся.
Городские чемпионаты дают нашим спортсменам возможность совершенствовать свое мастерство в лыжных гонках, конькобежном спорте, теннисе, баскетболе, боксе, волейболе, футболе, греко-римской борьбе, каратэ-до, плавании, спортивном ориентировании, атлетике. Городские турниры по мини-футболу «Памяти капитана В. Иванова», по настольному теннису «Памяти героя социалистического труда А. Волыхина», по боксу «Памяти К. Браславского» - это сложившаяся добрая традиция и дань глубокого уважения к землякам, бережно передаваемые от одного поколения оленегорцев к другому. Продолжают пользоваться большой популярностью среди горожан массовый конкурс «Лыжня зовет» и традиционный легкоатлетический пробег Лапландия-Оленегорск «Память» в честь Дня Победы. Летняя спартакиада среди детей и подростков по 5 видам спорта каждый раз дает имена новых победителей, приобщая к занятиям физкультурой и спортом все больше ребят, и другие соревнования.
Приоритетной в деятельности администрации была и остается забота о ветеранах, инвалидах и многодетных семьях. Безусловно, главными помощниками администрации в вопросах обслуживания городских и региональных программ социальной защиты населения, и, в первую очередь, льготных категорий, являются работники отдела и центра социальной защиты населения. Несмотря на реформирование этих органов, происходящее путем переподчинения их Комитету по труду и социальному развитию Мурманской области, мы находим с их стороны понимание всех инициатив и действий администрации города, направленных на поддержку и помощь малоимущим, в числе которых, к сожалению, оказались в основном ветераны, инвалиды, многодетные семьи. Кроме оказания адресной помощи из регионального бюджета, работники отдела осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распределению различных выплат из местного бюджета, участвуют в организации и проведении встреч с ветеранами, посещений их на дому. Так, в канун Дня матери и декады инвалидов работниками социального отдела проводились выплаты единовременной материальной помощи по 1 тысяче рублей на ребенка женщинам, родившим и воспитывающим трех и более детей, а также инвалидам всех без ограничений категорий по 200 рублей на человека. В этот период было организовано посещение инвалидов, бывших жителей Оленегорска, проживающих ныне в Кандалакшском доме престарелых, и вручение им подарков. В рамках программы «Дополнительная социальная поддержка населения муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией на 2006 год» была оказана помощь 587 ветеранам войны ко Дню Победы, защитникам Заполярья - к годовщине разгрома немецко-фашистских захватчиков на северных рубежах Кольского полуострова. Для них были организованы праздничные «Огоньки», а тем, кто не смог в них участвовать, вручались подарки на дому. Не остались без внимания и граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации: 1632 тыс. рублей выплачены с целью материальной поддержки 135 заявителям, в основном - ветеранам. 98 гражданам оплачено зубопротезирование на сумму 80,3 тыс. рублей, 13 одиноко проживающим пенсионерам выплачено 9 тыс. рублей на установку домашних телефонов. 13 многодетных семей получили денежные выплаты на сумму 19,5 тыс. рублей при рождении третьего и последующего ребенка. Согласно программе произведена компенсация оплаты проезда на лечение или обследование в областные медицинские учреждения по направлению МУЗ «Центральная городская больница» неработающим пенсионерам и инвалидам в размере 3,3 тыс. рублей. Оказывалась в 2006 году денежная поддержка и неработающим ветеранам здравоохранения, образования и культуры. Сумма выплат составила 66,4 тыс. рублей. До конца текущего года будет приобретено 1050 новогодних подарков для детей-инвалидов, опекаемых детей и детей из малообеспеченных семей на 210 тыс. рублей.
Это далеко неполный перечень конкретных дел по социальной поддержке оленегорских ветеранов, инвалидов и других малообеспеченных слоев населения. Работа в этом направлении будет продолжена в следующем году согласно уже принятой Советом депутатов целевой программе «Дополнительная социальная поддержка населения муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией на 2007 год».
- В чем, на Ваш взгляд, слагаемые достигнутого благополучия?
- Прежде всего, это результат высокорентабельной работы коллектива Оленегорского горно-обогатительного комбината в последние годы и, особенно, в 2006 году за счет этого ежегодно в полтора-два разя увеличиваются налоговые отчисления в консолидированный бюджет области. К сожалению, с 2005 года по принятому Областной думой закону «О бюджетном процессе в Мурманской области» от этих отчислений в местный бюджет, предусмотрено направлять только 30 %, что не покрывает минимальные расходные обязательства органов местного самоуправления. Существенно сократить дефицит местного бюджета как в 2005, так и в 2006 годах удалось главным образом путем реализации принимаемых по инициативе администрации города 3-х сторонних соглашений: Администрация города - ОАО «Олкон» - Правительство Мурманской области. В соответствии с этим соглашением налоговые отчисления в консолидированный бюджет области от Оленегорского ГОКа, превышающие ранее достигнутый уровень, распределялись между областью и городом 50% на 50%, а часть из этих сверхдоходов зачислялась в местный бюджет в размере 90%.
Заметный вклад в достигнутое благополучие Оленегорска вносил ранее и продолжает вносить взятый с 2001 года курс администрации города на сотрудничество с предприятиями и организациями города и, прежде всего, с ОАО «Олкон», с войсковыми частями. Плоды этого сотрудничества реально ощущаются во всех сферах жизнедеятельности муниципального образования. В частности, серьезная помощь в укреплении материально-технической базы местного здравоохранения оказана Оленегорским ГОКом. По согласованному ранее с прежним генеральным директором ОАО «Олкон» Виктором Васильевичем Васиным плану, в 2006 году городская больница получила от комбината высокоэффективное медицинское оборудование на 17 млн. руб. Была поддержана Виктором Васильевичем и в полном объеме реализована в последующем нынешним руководством ОАО «Олкон» инициатива администрации города и области по выделению в рамках национального проекта «Образование» 400 тыс. руб для поощрения оленегорских учителей. Судьбоносным в сфере профессионального образования Оленегорска стал инициированный руководством ОАО «Олкон» в лице В. Васина, всесторонне поддержанный администрацией города и Комитетом по образованию Мурманской области, а затем утвержденный Правительством Мурманской области, проект организации в нашем городе горнопромышленного колледжа на базе ПУ-20. Все эти благородные дела коллектива комбината всецело поддержаны его новым генеральным директором Василием Алексеевичем Черных. Посильную безвозмездную помощь учреждениям образования, здравоохранения, культуры и спорта регулярно оказывают МУП «ОТС» (рук. В. Пасько), ГОУП «Оленегорскводоканал» (рук. В. Веретнов), МУП ЖКХ «Служба заказчика» (рук Г. Капустин), ООО «ТЭК» (О. Чеканов), ООО «Спецпроектстрой» (Ю.Короткин), МУПП ЖКХ (В. Доронин), ООО «Полимер» (Г. Тихонов), ДРСУ (П. Бухтеев), ДСУ (В. Николаев). Эти предприятия, а также практически все муниципальные учреждения, принимают активное участие в выполнении ежегодных мероприятий по санитарной очистке и благоустройству городских территорий, утвержденных главой города. В уходящем году обустроен сквер «Победа» в районе городской больницы; благоустроена территория у почтового отделения связи; сделаны бордюрные ограждения из природного камня на Строительной; устроена детская площадка с установкой малых архитектурных форм, приобретенных ООО «ТЭК» (О. Чеканов) в городке аттракционов; приобретены малые архитектурные формы (И. Аношкин) и устроена детская площадка на улице капитана В. Иванова, 5. Подсажено около 300 деревьев, высажено 4200 штук цветов: по шести адресам отремонтированы и покрашены малые архитектурные формы и ограждения детских площадок, покрашено пять павильонов на автобусных остановках.
- Квартплата: какие изменения произойдут в 2007 году?
- К сожалению, и уже многие об этом знают, изменений, которые могли бы обрадовать квартиросъемщиков, не произойдет. Тарифы по тепловой энергии с ростом на 10,4 % по Оленегорску и 19 % по п. Высокий в 2005 году были утверждены Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области еще 11.11.2006 (Постановление № 33/6). Установлены решением совета депутатов г. Оленегорска в ноябре и опубликованы в газете «Заполярная руда» единые тарифы для Оленегорска. п. Высокий и с. Ловозеро, обслуживаемые ГУПТП «Оленегорскводоканал», с ростом на 13,9 % по холодной воде и по водостокам 11.1 % к 2005 году (на 2006 год тарифы не пересматривались). За содержание и ремонт жилого помещения квартплата в Оленегорске возрастет на 10,5-12 % (в зависимости от наличия в доме мусоропровода, лифта - для этажей выше второго), в п. Высокий - в среднем на 12%.
- Почему вновь установленные тарифы на коммунальные услуги и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения близки или равняются предельно допустимым значением по их росту к прошлому году и кто установил эти предельные значения роста?
- Предельные значения роста тарифов и размеров платы к предыдущему году установлены постановлением Мурманской области от 06.10.2006 №381-ПП. Совет депутатов г. Оленегорска с подведомственной территорией, а прежде - созданная постановлением главы города комиссия по тарифному регулированию из числа специалистов администрации городских предприятий с участием представителей совета депутатов г. Оленегорска, всесторонне проанализировали представленные поставщиками услуг расчеты тарифов. Установлено, что эти расчеты объективно отражали увеличение затрат на производство этих услуг.
Причина - ежегодный рост цен на ГСМ, энергоресурсы, запасные части, материалы, инфляционные процессы, требования отраслевого соглашения по увеличению тарифной ставки рабочих, занятых в сфере ЖКХ и др. Просчитанные по возросшим затратам и предложенные для утверждения тарифы значительно, почти в два раза, в частности - по плате за содержание и ремонт жилого помещения, превышали предельные значения.
Администрация и депутатский корпус, понимая всю ответственность за принимаемые решения в области тарифной политики как перед квартиросъемщиками, которыми они и сами являются, так и перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг и работ, приняли, на мой взгляд, наиболее оптимальное решение. Занимать страусиную позицию и в угоду популизму, на фоне навязываемых извне факторов роста затрат на жилищно-коммунальные услуги, не повышать хотя бы в допустимых пределах тарифы сегодня - завтра обернется холодными батареями, отсутствием не только горячей, но и холодной воды в квартирах, остановкой лифтов, свалками мусора, темнотой в подъездах и во дворах. Такого не допускалось в нашем городе в течения последних пяти лет и, уверен, мы не должны допустить этого и впредь.
- Можно ли ожидать когда-либо в будущем если не снижения, то хотя бы замораживания роста тарифов?
- Если ориентироваться на федеральные прогнозы индекса цен на энергоносители в сторону роста на 20-50% до 2010 года, которые, в основном, будут раскручивать инфляцию и кратно толкать к повышению цен на производимые в стране товары и еще в большей степени - на жилищно-коммунальные услуги, то такие ожидания беспочвенны. Противостоять этому на местном уровне без серьезных инвестиций в модернизацию жилищно-коммунального комплекса, направленную на внедрение энергосберегающих технологий, капитальный ремонт, реконструкцию жилья и объектов инженерной инфраструктуры, включая котельное оборудование, наружные и внутридомовые тепло-, водо-, электросети, распределительные устройства, только за счет местного бюджета - невозможно. Перекладывать это финансовое бремя на население и тем самым увеличивать тарифы и, соответственно, квартплату, считаю недопустимым. Мы делаем все зависящее от органов самоуправления для предотвращения еще больших темпов роста квартплаты. Администрацией города ежегодно формируются инвестиционные проекты и направляются в областные структуры для включения их в региональные и, по возможности, в федеральные программы. В частности, нам удалось включить наши предложения в общефедеральную программу подготовки жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний (2003-2004 гг.) период, и за счет 25 млн. рублей, выделенных в виде ссуды из федерального бюджета, произвести осенью 2003 года замену ряда аварийных участков теплотрасс, в том числе и значительную часть магистрального теплопровода d 500 мм, питающую теплом 2/3 города. Эта сумма, для ее возврата, могла быть включена в тарифы для всех потребителей, включая население. Безусловно, администрация города не допустила такого варианта развития событий и взяла всю ответственность по возврату этой ссуды на себя. Министерство финансов Российской Федерации, несмотря на наши неоднократные просьбы через Департамент финансов Мурманской области, не пошло на списание ссуды, и мы в течение 2005-2006 годов были вынуждены ее погасить из местного бюджета. Зато тарифы по теплу для населения в этот период удалось удержать от существенного роста. А в результате реально достигнутой экономии поставляемой в город тепловой энергии, за счет замены в период с 2001 по 2004 годы более чем 20% изношенных теплосетей на новые с полеуритановой изоляцией, в том числе - 1,6 км в однотрубном исполнении основной магистрали d 500мм, и вследствие чего - сокращения тепловых потерь, администрацией города с 2005 года были уменьшены нормативы потребления горячей воды на 1 человека со 140 л до 120 л и тепла из расчета на 1 кв. м жилой площади на 10 %. Только благодаря этим изменениям удалось с 01.01.2005 снизить ожидаемое повышение квартплаты с 30% до 20%, рассчитанной по утвержденным региональной энергетической комиссией тарифам с ростом по тепловой энергии на 26 % и горячей воде на 49 % относительно 2004 года.
Еще характерный пример: на территории нашего муниципального образования продолжается реализация инициированного мною еще в бытность депутатом областной думы инвестиционного проекта по строительству 3-й (резервной) нитки водовода на безвозмездной основе за счет средств областного бюджета. На этом объекте уже близка к завершению 1-я очередь: от озера «Пермус» до ДСУ. Ее ввод в эксплуатацию без каких бы то ни было дополнительных для населения расходов по квартплате позволит значительно повысить надежность водоснабжения квартир оленегорцев.
Администрацией и советом депутатов г. Оленегорска ежегодно изыскиваются средства из местного бюджета на капитальный ремонт кровель, межпанельных швов жилых домов, реконструкцию систем отопления. Это далеко неполный перечень принимаемых органами местного самоуправления мер по сдерживанию роста квартплаты и снижению бремени расходов по содержанию общего имущества жилых домов, которые новым жилищным кодексом возлагаются на собственников жилых помещений.
В Оленегорске, благодаря использованию в качестве котельного топлива для производства тепловой энергии угля, который дешевле, чем мазут, тарифы на тепло и горячую воду были и остаются одними из самых низких в области. Но возможности для снижения квартплаты по этой составляющей и по холодной воде, у квартиросъемщиков есть путем установки как индивидуальных приборов учета, так и групповых: на дом или несколько домов. Легче решить проблему установки групповых приборов учета, а также принимать решение по размерам платы за содержание и ремонт жилых помещений в противовес утверждаемым органами местного самоуправления, можно в рамках коллективного управления многоквартирными домами.
- Как в городе реализуется требование жилищного кодекса по переходу на коллективное управление многоквартирными домами?
- Со стороны администрации города созданы все условия для такого перехода: в наличии имеется вся необходимая нормативно-техническая документация, для разъяснения положений и порядке выбора способа управления проводилось общегородское собрание 05.12.2005, публиковались соответствующие материалы в газете «Заполярная руда», всем желающим предоставлялась и будет предоставляться возможность обучения навыкам управления, а также - необходимые консультации специалистов. Представители администрации обязательно должны и принимают участие во всех организационных собраниях собственников жилых помещений. Пока, по состоянию на 15.12.2006 года, в Оленегорске официально зарегистрировано и функционирует одно товарищество собственников жилья (ТСЖ) - ул. Южная, д. 3, корп.1, 2, 3.
Вариант управления домом с помощью управляющей компании выбрали собственники жилых помещений 29 домов, общей площадью 105.5 тыс. кв. м. Все они путем очного и заочного голосования сделали свой выбор в пользу ООО «Наш Дом». В декабре-январе по инициативе управляющей организации в каждом из 29 домов будут проведены собрания, на которых собственники помещений рассмотрят условия договора управления, сами утвердят размер платы за услуги по управлению домом, перечень работ по текущему ремонту, содержанию общего имущества в доме и размер платы за эти работы. В домах по улице Мира, д.26 и Мира, д.36 такие собрания уже состоялись. Тарифы на содержание и ремонт жилых помещений собственниками были утверждены на уровне 2006 года. Имеются сведения, что по ряду адресов собственники помещений рассматривают предложения других организаций по управлению их домами.
Для той категории собственников, которые не смогут до 1 марта 2007 года выбрать способ управления домом и не оформят в этой связи соответствующие документы (для ТСЖ - свидетельство о его регистрации, если выбрана управляющая компания - договор с ней), администрацией города будут проведены конкурсы (конкурс) по выбору управляющей компании.
- Какие меры социальной защиты населения в отношении квартирной платы будут действовать в 2007 году и будут ли они отличаться в зависимости от выбранного способа управления домом?
- Однозначно, при любом способе управления многоквартирным домом его жители будут пользоваться одинаковым правом социальной защиты, в том числе по начислению льгот и субсидий при оплате жилищно-коммунальных услуг. К сожалению, на федеральном уровне никаких изменений в пользу их получателей в 2007 году по сравнению с 2006 годом не предвидится. По-прежнему повышение пенсий или заработной платы по утвержденной «наверху» методике ведет к снижению почти в такой же пропорции абсолютных сумм начисляемых субсидий и льгот. Очень обидно, что некоторые наши жители ошибочно считают это снижение компенсационных выплат результатом якобы неправомерных действий бухгалтерии или еще хуже - местных властей, пытающихся «умыкнуть» их добавки к пенсиям и зарплатам. Изменить ситуацию в лучшую сторону поможет установленный законом Мурманской области с 01.01.2007 года региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 18 % для: одиноко проживающих пенсионеров (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет); одиноко проживающих инвалидов, в том числе детей-инвалидов; семей, состоящих из пенсионеров (мужчины, достигшие возраста 60 лет, женщины, достигшие возраста 55 лет); семей, состоящих из инвалидов, в том числе детей-инвалидов; семей, состоящих из пенсионеров (мужчины, достигшие возраста 60 лет; женщины, достигшие возраста 55 лет), и инвалидов, в том числе детей-инвалидов; многодетных семей. Местный норматив для этой категории граждан при начислении адресной помощи в виде доплат к региональной субсидии установлен в размере 15%. Для остального населения стандарт остается прежним - 22%. Следует уточнить, что установленный региональный стандарт 18% и 22% распространяется для начисления субсидий только на ту часть квартирной площади, которая соответствует региональным нормативам. Региональные нормативы, принятые постановлением правительства Мурманской области на 2007 год, несколько выше, чем действующие в 2006 году: 40 кв.м для одиноко проживающих граждан (было 33 кв.м); 24 кв.м для одного члена семьи из 2-х человек (был 21 кв.м); но ниже: 17 кв.м для одного члена семьи из трех человек (было 18); 16 кв.м для одного члена семьи из 4-х человек (было 18); 14 кв. м для одного члена семьи из 5-ти человек и более (было 18). На территории нашего муниципального образования органами местного самоуправления при начислении адресной помощи отдельным категориям граждан установлены дополнительные нормативы, в частности: 42 кв.м на неработающего, одиноко проживающего человека, принадлежащего к социально-демографической группе «пенсионеры» (мужчины в возрасте от 60 лет и женщины в возрасте от 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности): 51 кв. м на семью из двух человек, в состав которой входят два неработающих человека, принадлежащие к социально-демографической группе «пенсионеры» (мужчины в возрасте от 60 лет и женщины в возрасте от 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности); 51 кв.м на семью из двух человек, в составе которой один человек является инвалидом 1 или 2 группы. Таким образом, на местном уровне мы стараемся путем начисления адресной помощи из местного бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг поддержать наших уважаемых ветеранов и инвалидов.
- В последнее время много говорится о приоритетных национальных проектах. Что они дали нашему муниципальному образованию?
- Национальные проекты, инициированные «сверху» - не манна небесная, и сами по себе, без дополнительных и финансовых затрат, и заинтересованного отношения специалистов на местах, то есть в муниципалитетах, желаемый результат вряд ли бы принесли. Так, медицинское оборудование по нацпроекту «Здравоохранение» выделялось только под гарантию органов местного самоуправления за счет собственных средств обеспечить соответствующую подготовку поликлинических помещений. Дело весьма хлопотное, так как данная подготовка потребовала осуществить полномасштабный ремонт и частичную перепланировку этих помещений, с устройством, например, для флюорографического кабинета усиленной электропроводки, экранированных дверных полотен, герметичных полов.
Нестандартных решений - через оконный проем - потребовал и непосредственный монтаж крупногабаритной рентгеновской установки «Proteus» на 4 этаже поликлиники. Однако эксплуатация рентгенустановки в требуемом режиме оказалась под угрозой срыва из-за отсутствия надлежащей к ней проявочной машины. Национальным проектом поставка такой машины не была предусмотрена. Разрешить эту проблему удалось с помощью приобретенного комбинатом аппарата для диагностики молочной железы - маммографа - в комплекте с которым была поставлена аналогичная проявочная машина. Смонтированное как единый комплекс оборудование - Рентгенаппарат «Proteusn»-маммограф-проявочная машина - позволило создать в поликлинике ЦГЬ своего рода современный минидиагностический центр и тем самым существенным образом повысить результативность реализуемого в нашем городе национального проекта «Здравоохранение». Конечно, не всегда по единому сценарию складывалась ситуация по другим направлениям национальных проектов. Неразбериха с порядком выплаты дополнительных начислении отдельным категориям медицинских работников в начале года, обилие отчетной документации, сезонная специфика ряда профилактических мероприятии, некоторые разночтения в регламентных документах, другие трудности не стали серьезным препятствием в достижении поставленных приоритетными нацпроектами целей на территории нашего муниципального образования. В итоге благодаря реализации национальных проектов достигнуто в здравоохранении:
1. Укрепление материально-технической базы путем получения и ввода в эксплуатацию современного медицинского оборудования: приобретены современный рентгеновский аппарат для поликлиники, флюорографический аппарат, лабораторный комплекс, современный многоканальный ЭКГ-аппарат. С октября обслуживание граждан по скорой помощи осуществляется на новом автомобиле СМП с новейшим современным оборудованием. Администрацией ГOKa приобретены важные медицинские аппараты для УЗИ-диагностики, рентгеновский аппарат дня стационара, маммограф, эндоскопическое оборудование. Все это позволит впервые в нашем городе производить исследования сосудов головы, шеи, сосудов нижних конечностей, кишечника и рентгенисследования молочных желез.
2. Повышение заработной платы врачам и медицинским сестрам первичного звена, что в свою очередь позволило укомплектовать врачебные и сестринские кадры детской поликлиники на 100%, снизить коэффициент совместительства во взрослой поликлинике участковых терапевтов и медицинских сестер.
3. Повышение уровня диспансерного обслуживания граждан, в том числе работающих во вредных и опасных условиях труда, до 100%.
4. Обеспечен 100% охват детского населения до 18 лет вакцинацией от вирусного гепатита В. 90% детей привиты против краснухи, впервые осуществлена прививка детей, которым обычная вакцина против полиомиелита противопоказана, специальной вакциной.
И это далеко неполный перечень выполненных в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» и за его рамками мероприятий, направленных на сохранение здоровья оленегорцев, обеспечение больших возможностей их качественного обследования. В ходе реализации национального проекта в сфере образования обеспечена ежемесячная выплата ста сорока пяти педагогическим работникам сельских и городских общеобразовательных школ, а с сентября 2006 года еще двадцати пяти классным руководителям. В конкурсном отборе учителей на получение денежного поощрения приняли участие сто двадцать шесть педагогов Мурманской области, в том числе четверо из нашего города, двое из которых получили по 100 тыс. рублей из поощрительного фонда федерации, а двое учителей по 50 тыс. рублей из поощрительного фонда ОАО «Олкон». В конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, приняли участие школы № 4 и № 7. В число победителей они не вошли, но за счет федерального бюджета в порядке поощрения 4-й школе была выделена интерактивная доска, а 7-я школа, которая в течение двух последних лет ведет практическое обучение по программе подготовки рабочих кадров для Оленегорского ГОКа получила 300 тыс. рублей из поощрительного фонда, сформированного этим предприятием. В течение 2006-2007 года за счет средств федерального бюджета планируется подключение всех дневных, вечерних, коррекционных школ и детских домов к сети Интернет. Софинансирование из местных бюджетов заключается в обеспечении образовательного учреждения установленным в точке подключения компьютером, соответствующим определенным требованиям. В нашем городе все перечисленные образовательные учреждения за счет средств областного и местного бюджетов оснащены компьютерным оборудованием с необходимыми для подключения техническими характеристиками. В Оленегорске на один компьютер в среднем приходится 24,5 обучающихся (по области - 36 обучающихся, по РФ - 37). В настоящее время уже подключены к Интернету 3 школы. Сельские школы № 22 п. Протоки и № 13 п. Высокий в рамках национального проекта получили по автобусу, в том числе один из них - путем софинансирования за счет средств местного бюджета. В рамках реализации ПНПО администрацией города проводилась финансовая поддержка инноваций в образовательных учреждениях, были установлены стипендии главы муниципального образования одаренным детям; состоялось вручение премий победителям и призерам городских конкурсов, фестивалей, олимпиад и поощрение учителей, подготовивших победителей и призеров, и учителей-победителей ежегодно проводящегося муниципального конкурса «Лидер образования», 15 сентября 2006 года вопрос «О ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование».
Пути повышения эффективности инновационной и экспериментальной деятельности в муниципальной системе образования», обсуждался на конференции педагогического актива города, где опытом участия в конкурсном отборе образовательных учреждений и лучших учителей на премию Президента РФ делились участники конкурса. Отмечены позитивные изменения, к которым приводит реализация ПНПО: активизация инновационной деятельности образовательных учреждений; освоение современных образовательных и управленческих технологий; повышение качества воспитательной работы в школе; расширение общественного участия в управлении образованием, финансовой самостоятельности образовательных учреждений; рост ресурсной обеспеченности образования; создание условий для профессионального роста педагогов, повышение роли лучших учителей в организации методической работы с молодыми педагогами; поддержка творческой, талантливой и способной молодежи.
Национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России», план реализации которого в Оленегорске разработан администрацией города, носит комплексный характер. Составной частью в нее входит ранее действующая программа «Переселение граждан г. Оленегорска с подведомственной территорией из ветхого и аварийного жилого фонда на 2004-2010 годы». В соответствии с этой программой осуществлен снос двух и консервация трех ветхих жилых домов в городе Оленегорске, консервация двух аварийных жилых домов в н.п. Высокий, консервация и частичный снос ветхих жилых домов на железнодорожных станциях Имандра, Лапландия и Ягельный Бор. За 2005 и 2006 годы для вынужденных переселенцев из аварийного и ветхого жилья были отремонтированы и выделены для заселения 22 квартиры. Темпы работ по сносу ветхого жилья и приобретению квартир для переселенцев на вторичном рынке или строительству новых объектов жилья сдерживаются отсутствием финансовых возможностей у органов местного самоуправления. Обещанное 65 % софинансирование расходов на эти цели за счет областного и федерального бюджетов пока пробить не удается.
Программа «Обеспечение жильем молодых семей г. Оленегорска с подведомственной территорией» на 2006-2008 годы была разработана администрацией и принята в сентябре текущего года советом депутатов города Оленегорска. В конкурсном отборе на уровне области наша программа признана в числе победителей, а ее реализация будет поддержана путем софинансирования из регионального и федерального бюджетов. Объем финансирования: общие затраты на реализацию программы за счет всех источников финансирования составят 2038,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств: областного бюджета - 562,5 тыс. рублей, 2007 год - 214,5 тыс. рублей, 2008 год - 348,0 тысяч рублей; местного бюджета -157,5 тыс. рублей, 2007 год-61,5 тыс. рублей, 2008 год - 96,0 тыс. рублей; внебюджетных источников - 1318,5 тыс. рублей, 2007 год - 498,0 тыс. рублей, 2008 год - 820,5 тыс. рублей. Ожидаемые конечные результаты от реализации программы: дополнительное обеспечение жильем 8 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в 2007 году - 3 молодых семей, в 2008 году - 5 молодых семей.
- Каким Вам видится наступающий год?
- Хотя и наступает год Кабана, не хотелось бы во всем уподобляться этому милому животному, но, чтобы вновь добиться уже достигнутого в 2006 году уровня благополучия, придется и в прямом, и переносном смысле «рыть землю». В прямом - значит, выполнять эту работу при ремонте и замене изношенных теплотрасс и водоводов, в переносном - рыть ходы к кабинетам, в которых распределяют деньги. Уже в третий раз, после секвестирования с 01.01.2005 областной Думой с нормативов отчислений в местную казну от налогов, собираемых на нашей территории, мы начинаем очередной год с большим дефицитом бюджета - 134 млн. рублей. Направляемая органами местного самоуправления поправка к закону «Об областном бюджете на 2007 год» по увеличению дотации на эту сумму удовлетворена лишь на 3,3%, то есть вместо 134 млн. рублей Оленегорску дотация увеличена лишь на 4,4 млн.руб.
Чтобы не допустить ухудшения показателей по тепло-, водо-, электроснабжению жилья и объектов соцкультбыта, срыва запланированных программ в сферах жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры, спорта, предстоит напряженная работа по сокращению дефицита местного бюджета. Для этой цели максимально будут прилагаться усилия по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в бюджет, в том числе - налога на землю, который в размере 100% зачисляется в местный бюджет, налога с владельцев транспортных средств, арендных платежей, выручки от приватизации муниципальных объектов. В настоящее время ведутся переговоры с руководством ОАО «Олкон», правительством Мурманской области о пролонгации 3-х стороннего соглашения на 2007 год. Для того, чтобы начала работать предусмотренная соглашением схема распределения налоговых отчислений от ОАО «Олкон» между областью и городом 50 % на 50 %, необходимо превысить достигнутый в 2006 году уровень этих отчислений в консолидированный бюджет. По такому принципу может распределяться только та сумма налоговых отчислений, которая превысит достигнутый в прошлом году уровень. По информации руководства ОАО «Олкон», в связи с ожидаемым снижением темпов роста тарифов на железорудный концентрат и увеличением по объективным причинам расходов на его производство и реализацию (углубление горных работ как на открытых, так и на подземных выработках, рост цен на основное и вспомогательное оборудование, запасные части, материалы, увеличение тарифов на железнодорожные перевозки) достичь рекордного - как в 2006 году - уровня рентабельности производства и, соответственно, прошлогодних сумм отчислений в консолидированный бюджет области в виде налогов на прибыль, практически невозможно. Но мы не собираемся складывать руки и продолжим вместе со специалистами комбината, департаментом финансов Мурманской области вырабатывать согласованное решение, которое будет положено в основу для пролонгации 3-х стороннего соглашения. Безусловно, как и прежде, будут приниматься исчерпывающие меры по взаимодействию с исполнительными и законодательными органами власти региона, чтобы добиться компенсации с областью бюджета расходных полномочий органов местного самоуправления нашего муниципального образования, которые не покрываются доходами местного бюджета.
Пользуясь возможностью, выражаю искреннюю благодарность руководству и коллективам хозяйствующих субъектов, бюджетных учреждений, частным предпринимателям, жителям - всем, кто внес посильный вклад в финансово-экономическое благополучие города, в повышение надежности его тепло-, водо-, электроснабжения, в благоустройство городских территорий, обучение детей, лечение больных, оказание помощи ветеранам, инвалидам, и надеюсь на ваше понимание и поддержку инициатив органов местного самоуправления в разрешении этих вопросов в дальнейшем.
Поздравляю всех вас, дорогие оленегорцы, с наступающим Новым 2007 годом! Пусть он принесет вам, уважаемые земляки, успехи и удачи в ваших благородных делах, в стремлении улучшить окружающий мир, сделать его добрее и прекраснее. Желаю каждому из вас крепкого здоровья, долгих лет жизни, семейного благополучия, счастливых улыбок и праздничного настроения!