Процесс снижения издержек должен носить постоянный характер. Этого требует экономическая ситуация. И это является ключевой задачей всех предприятий компании «Северсталь». В подразделениях ОАО «Олкон» также ведется работа, направленная на снижение себестоимости выпускаемой продукции. Итогами ушедшего года и планами на 2010 год делится начальник управления автомобильного транспорта Сергей КОНДРАШИН. Практически все мероприятия в рамках программы «Повышение операционной эффективности», намеченные на 2009 год, были успешно реализованы, по многим - даже с перевыполнением. В наступившем году автомобилисты ставят перед собой более жесткие задачи.
По словам руководителя подразделения, количество мероприятий было небольшим - всего семь, но это позволило сконцентрировать работу по ключевым направлениям: сокращение расходов горюче-смазочных материалов; снижение затрат на капитальные ремонты двигателей, запчасти; преимущественное использование белорусских шин для большегрузных автосамосвалов; увеличение производительности карьерных автосамосвалов и др. Например, увеличена ходимость шин. Если планировалось по «БелАЗам»-131 добиться пробега шин 55 тысяч километров, то реально эта цифра составила 58; на «Юнит Ригах» было запланировано 45 тысяч километров пробега, отработано - 50. Конечно, увеличивая ходимость шин, работники подразделения учитывают все требования, связанные с безопасностью. «Никто, ради экономии, не будет рисковать жизнью и здоровьем работников. Постоянный мониторинг состояния шин, работа над качеством карьерных дорог и совершенствование опыта водителей-технологов - именно за счет этого мы добиваемся увеличения ходимости шин», - комментирует ситуацию начальник УАТ.
По ходимости импортных шин также удалось добиться небольшого перевыполнения запланированного. По плану пробег должен был составить 98 тыс. км, фактически на конец года - 99,2. Как отмечает С. Кондрашин, пусть это небольшие пробеги, но они дают экономии до 1 млн. рублей, так как разница в цене между белорусскими и импортными шинами больше, чем в два раза.
В условиях жесточайшей экономии необходимо постоянно повышать производительность техники. Сегодня, когда объемы добычи по отношению к прошлому году чуть ниже, второй погрузчик, приобретенный в 2009 году, пока выведен из работы. Эксплуатация колесных погрузчиков обходится цеху достаточно дорого. Поэтому их использование происходит по минимуму. По этой же причине отложены капитальные ремонты «Юнит Ригов». Решение принималось коллегиально, совместно с руководством «Техтранссервис». На сегодня все импортные большегрузы, кроме одного (замена двигателя для резерва), находятся в рабочем состоянии, поддерживать которое позволит и сформированный резерв запчастей. Издержки на ГСМ являются одной из основных статей расходов в экономике цеха. Еще в прошлом году начаты эксперименты по использованию более дешевых марок ГСМ. В настоящее время идет апробация масел производства компаний «Статойл», «ТНК». Опытные партии поставляются бесплатно. На подходе эксперимент с маслами производства венгерской компании MOL. Говорить о точных результатах экспериментов пока рано. Чтобы увидеть, насколько реально удастся сократить расходы по этой статье, уже сейчас на две единицы техники устанавливается система контроля транспорта. Установкой занимались специалисты из Петрозаводска. Пока система не отлажена в полной мере. Но руководитель подразделения рассчитывает, что с ее помощью можно будет абсолютно точно получать все данные по расходу ГСМ и анализировать их. Кроме того, переход на новые марки ГСМ следует осуществлять совместно с подрядчиком, чтобы избежать в дальнейшем проблем с их путаницей.
Сократить издержки на топливо можно за счет использования новых присадок к нему. Присадки используются для добавления в летнее топливо, чтобы оно не замерзало. Как утверждают производители, их использование позволит сэкономить от 5 до 10 процентов. Если учесть, что разница между ценами на летнее и зимнее топливо приличная, то экономия может получиться неплохой. Но опять-таки требуется точный расчет, которого пока добиться достаточно сложно из-за разных условий работы карьерного автотранспорта. Разная величина уклонов, отличающаяся в забоях плотность горной массы, разные плечи отката - эти факторы нельзя сбрасывать со счетов. Эксперименты с применением присадок, которые уже проводятся, показывают, что в большинстве случаев экономия топлива есть. Окончательно и достоверно сделать расчет можно при помощи системы контроля транспорта. Она фиксирует не только расход топлива, но и количество рейсов, скорость машин и другие показатели работы автомобиля в целом. Если система оправдает ожидания, то она будет устанавливаться и на другие автомобили.
Одно из мероприятий, направленных на увеличение производительности карьерных самосвалов и их водителей, - наращивание бортов «БелАЗов»-131. Было запланировано нарастить борта у четырех машин для увеличения их грузоподъемности на 60 кубометров горной массы. Но, чтобы избежать лишних затрат на ремонт и простой техники, руководство приняло решение нарастить борта только у двух автомобилей. Грузоподъемность оставшихся двух будет увеличена в этом году. «Получилось так, что это единственное мероприятие, на котором мы потеряли 75 тыс. рублей. В 2009 году планировалось сэкономить в целом по ПОЭ 86 млн. рублей, фактически эта цифра составила 94 млн.», - рассказывает начальник подразделения.
Есть уже планы и на 2011 год. Подразделение, как и предприятие, должно быть готово и фактор кризиса рано или поздно будет снят. Значит, объемы производства будут увеличиваться. Поэтому уже сегодня необходимо побеспокоиться об инвестициях на 2011 год. В текущем году обновления парка не будет. Но к следующему году несколько «Бе-лАЗов»-145 подойдут к списанию. Решение о том, какая техника придет на смену старой, будет приниматься на более высоком уровне. В УАТ уже рассматриваются разные варианты для предложений.
Наталья РАССОХИНА.
22 января при генеральном директоре состоится ежемесячное совещание по программе «Повышение операционной эффективности», где будут утверждены разработанные на 2010 год планы по снижению себестоимости выпускаемой продукции. Статьи расходов для УАТ остаются прежними, но, как подчеркнул С. Кондрашин, условия станут более жесткими. Сами для себя автомобилисты ставят достаточно высокую планку по всем мероприятиям, закладывая цифры, значительно выше нормативов.