«Оленегорск: Люди. События. Факты»

УАТ: от итогов 2009 года к новым задачам

Процесс снижения издержек должен носить постоянный характер. Этого требует эко­номическая ситуация. И это является ключевой задачей всех предприятий компании «Се­версталь». В подразделениях ОАО «Олкон» также ведется работа, направленная на сниже­ние себестоимости выпускаемой продукции. Итогами ушедшего года и планами на 2010 год делится начальник управления автомобильного транспорта Сергей КОНДРАШИН. Прак­тически все мероприятия в рамках программы «Повышение операционной эффективнос­ти», намеченные на 2009 год, были успешно реализованы, по многим - даже с перевыполне­нием. В наступившем году автомобилисты ставят перед собой более жесткие задачи.

По словам руководителя подраз­деления, количество мероприятий было небольшим - всего семь, но это позволило сконцентрировать работу по ключевым направлениям: сокраще­ние расходов горюче-сма­зочных мате­риалов; сни­жение затрат на капиталь­ные ремонты двигателей, запчасти; преимущественное использование белорусских шин для большегрузных автосамос­валов; увеличение производительно­сти карьерных автосамосвалов и др. Например, увеличена ходимость шин. Если планировалось по «БелАЗам»-131 добиться пробега шин 55 тысяч километров, то реально эта цифра составила 58; на «Юнит Ри­гах» было запланировано 45 тысяч километров пробега, отработано - 50. Конечно, увеличивая ходимость шин, работники подразделения учи­тывают все требования, связанные с безопасностью. «Никто, ради эко­номии, не будет рисковать жизнью и здоровьем работников. Постоян­ный мониторинг состояния шин, работа над качеством карьерных дорог и совершенствование опыта водителей-технологов - именно за счет этого мы добиваемся увеличе­ния ходимости шин», - комментирует ситуацию начальник УАТ.

По ходимости импортных шин также удалось добиться небольшого перевыполнения запланированного. По плану пробег должен был соста­вить 98 тыс. км, фактически на конец года - 99,2. Как отмечает С. Кондрашин, пусть это небольшие пробе­ги, но они дают экономии до 1 млн. рублей, так как разница в цене меж­ду белорусскими и импортными ши­нами больше, чем в два раза.

В условиях жесточайшей эконо­мии необходимо постоянно повышать производительность техники. Сегод­ня, когда объемы добычи по отноше­нию к прошлому году чуть ниже, вто­рой погрузчик, приобретенный в 2009 году, пока выведен из работы. Эксплуатация колесных погрузчиков об­ходится цеху достаточно дорого. По­этому их использование происходит по минимуму. По этой же причине отложены капитальные ремонты «Юнит Ригов». Решение принима­лось коллегиально, совместно с ру­ководством «Техтранссервис». На се­годня все импортные большегрузы, кроме одного (замена двигателя для резерва), находятся в рабочем состо­янии, поддерживать которое позволит и сформированный резерв запчастей. Издержки на ГСМ являются од­ной из основных статей расходов в экономике цеха. Еще в прошлом году начаты эксперименты по использова­нию более дешевых марок ГСМ. В настоящее время идет апроба­ция масел производства ком­паний «Статойл», «ТНК». Опытные партии поставляют­ся бесплатно. На подходе экс­перимент с маслами производ­ства венгерской компании MOL. Говорить о точных ре­зультатах экспериментов пока рано. Чтобы увидеть, насколь­ко реально удастся сократить расхо­ды по этой статье, уже сейчас на две единицы техники устанавливается си­стема контроля транспорта. Установ­кой занимались специалисты из Пет­розаводска. Пока система не отлаже­на в полной мере. Но руководитель подразделения рассчитывает, что с ее помощью можно будет абсолютно точно получать все данные по расхо­ду ГСМ и анализировать их. Кроме того, переход на новые марки ГСМ следует осуществлять совместно с подрядчиком, чтобы избежать в даль­нейшем проблем с их путаницей.

Сократить издержки на топливо можно за счет использования новых присадок к нему. Присадки исполь­зуются для добавления в летнее топ­ливо, чтобы оно не замерзало. Как утверждают производители, их ис­пользование позволит сэкономить от 5 до 10 процентов. Если учесть, что разница между ценами на летнее и зимнее топливо приличная, то эконо­мия может получиться неплохой. Но опять-таки требуется точный расчет, которого пока добиться достаточно сложно из-за разных условий работы карьерного автотранспорта. Разная величина уклонов, отличающаяся в забоях плотность горной массы, раз­ные плечи отката - эти факторы нельзя сбрасывать со счетов. Экспе­рименты с применением присадок, которые уже проводятся, показывают, что в большинстве случаев экономия топлива есть. Окончательно и досто­верно сделать расчет можно при по­мощи системы контроля транспорта. Она фиксирует не только расход топ­лива, но и количество рейсов, ско­рость машин и другие показатели ра­боты автомобиля в целом. Если система оправдает ожидания, то она бу­дет устанавливаться и на другие ав­томобили.

Одно из мероприятий, направ­ленных на увеличение производи­тельности карьерных самосвалов и их водителей, - наращивание бортов «БелАЗов»-131. Было зап­ланировано нарастить борта у че­тырех машин для увеличения их грузоподъемности на 60 кубомет­ров горной массы. Но, чтобы из­бежать лишних затрат на ремонт и простой техники, руководство приняло решение нарастить бор­та только у двух автомобилей. Гру­зоподъемность оставшихся двух будет увеличена в этом году. «По­лучилось так, что это единствен­ное мероприятие, на котором мы потеряли 75 тыс. рублей. В 2009 году планировалось сэкономить в целом по ПОЭ 86 млн. рублей, фак­тически эта цифра составила 94 млн.», - рассказывает начальник подразделения.

Есть уже планы и на 2011 год. Подразделение, как и предприя­тие, должно быть готово и фактор кризиса рано или по­здно будет снят. Значит, объе­мы производства будут уве­личиваться. Поэтому уже се­годня необходимо побеспо­коиться об инвестициях на 2011 год. В текущем году об­новления парка не будет. Но к следующему году несколько «Бе-лАЗов»-145 подойдут к списанию. Решение о том, какая техника при­дет на смену старой, будет прини­маться на более высоком уровне. В УАТ уже рассматриваются разные варианты для предложений.


Наталья РАССОХИНА.

22 января при генеральном директоре состоит­ся ежемесячное совещание по программе «Повыше­ние операционной эффективности», где будут утвер­ждены разработанные на 2010 год планы по сниже­нию себестоимости выпускаемой продукции. Статьи расходов для УАТ остаются прежними, но, как под­черкнул С. Кондрашин, условия станут более жест­кими. Сами для себя автомобилисты ставят доста­точно высокую планку по всем мероприятиям, зак­ладывая цифры, значительно выше нормативов.