«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Танцуй, кричи, как чайки


В Оленегорске прошли сразу два фестиваля: 21-й - саамской музыки и культуры, и 12-й - детских и молодежных театральных постановок «Моайнас Ланнь»



Гуляли с размахом
Как водится, праздник стартовал восьмерочкой - так называет коренной малочисленный народ Севера танец, напоминающий кадриль. Городская площадь буквально расцвела, хотя денек выдался пасмурным, с порывами ветра. Что бы ни говорили скучные реалисты, лично я верю в присутствие саамского духа в местах, к этому располагающих. Например, когда на пятачке современного города собирается много саамов в национальных костюмах, звучат их вековые песни, а ребятишки на сцене что есть мочи подражают крикам чаек, другим звукам живой природы, то небо над головой, сам воздух меняются. Вдруг неожиданно солнышко выкатит, словно на зов шаманского бубна, и настроение разыграется - весело, хорошо, люди вокруг улыбаются. За это я обожаю саамские праздники.
На строгой площади со стелой горняцко-шахтерскому труду разворачивается «легкомысленная», красивая и вкусная ярмарка. По традиции в Оленегорск съезжаются саамы со всех уголков Кольского края - из Мурманска, Териберки, Ёны, Мончегорска, Ловозера, Ревды. Любят праздник и коробейники - привозят свои товары, рукоделие, деликатесы.
Конечно, больше всего изделий из кожи, меха, дерева у ловозерских мастеров, но и другие без внимания горожан не остаются. Местный малый бизнес - торговцы шашлыками, рыбной продукцией, прочими товарами - получил неплохую прибыль, покупатели даже стояли в очереди. А вот экспозиция, состоящая из изделий ручной работы.
- Как дело идет? Только рассматривают ваши вещи или покупают? - интересуюсь у Татьяны Кожевиной из Ловозера.

- В основном, конечно, покупают сувенирную продукцию, а дорогую авторскую - реже. Но интерес у людей есть, просто средства не у всех позволяют, - делится Татьяна Сергеевна, показывая сумочки из оленьей кожи высокой выделки - 2200, 5200 рублей стоимостью. Кстати, сама мастерица в головном уборе дивной красоты - тонкая дорогая работа.
- Эта шапка не продается, - смеется она.
И рассказывает, что «выставочный экземпляр» - девичий зимний головной убор. Когда девушка выходила замуж, шапку ей справляли другую. Для саамов вообще характерна «говорящая» одежда.
Любовь Ватонена, в накидке с узорами, «лухке» по-саамски, привезла из Ловозера на ярмарку вязаные вещи, различные обереги.
Щуку съели, а кожу в дело
Примечательно, что на нынешнем празднике большое внимание уделялось ребятишкам. Они разгадывали саамские загадки о повадках зверей, суровом нраве северной зимы, природных явлениях. Дети чувствовали себя гвоздями программы, и это здорово.
- Ой, не так чайки-то кричат, - покачала головой пожилая саамская женщина. - Вот как надо!
И чуть погодя одобрила крики, доносящиеся со сцены.
- Молодцы! А ведь кабы не фестиваль, так и не научились бы городские-то! - подытожила гостья из поселка Ёна.
Саамские руки не привыкли к праздности. Вот и Валентина Галкина из Ловозерского ТСО КМНС «Чузем» с делом у своего прилавка: торгует, с покупателями общается и вручную скоблит мездру с высушенной рыбьей шкурки.
- Котлеты из этого налима съели, а коже не дадим пропасть - выделали, выдубили, пустим на изготовление ремешков, сувениров, - пояснила мастерица. - Так поступаем и с купленной в магазине семгой, и с пойманной в озере щукой. У саамов все в ход идет.
Рассказывает, что их община занимается сбором грибов и ягод, шьет бурки, национальную одежду.
- Только бы не ввели квоты на сбор дикоросов, - говорит совсем еще не пожилая женщина, у которой уже шесть внуков и даже есть правнук. - Мы этим кормимся, семья большая. Бурки, вязание, одежду продаем на ярмарках, приезжим туристам и через Интернет. Интерес к этому есть у разных людей, не только у северян.

- Как вы относитесь к развитию туризма в Ловозерье? - спрашиваю.
- Ой, по-разному. С одной стороны, хорошо: работы в Ловозере нет, поэтому за счет путешественников мы можем зарабатывать, продавая свои изделия, - размышляет северянка. - Но волнует другая, плохая, сторона: когда туристы портят природу, она ведь в тундре очень хрупкая, взамен сломанному деревце когда вырастет? А колеи от квадроциклов могут остаться раной навсегда. Тут надо действовать по уму, не позволять губить тундру и наши озера. Зачем, скажите, рубить деревья для костра, когда во всем цивилизованном мире для этого используют покупной уголь? А мусор, брошенные обертки и пластиковые бутылки? Посмотрите, что творится в лесотундре. А ведь мусор, по крайней мере, можно за собой сжечь на костре. Во всем важна культура поведения. Так что варварский по отношению к природе туризм мы не приветствуем.
У Валентины из большого рода Галкиных прочная связь с родной землей. В семействе все основано на национальных корнях: здесь чтут ремесла предков, владеют ими, дочь поет в саамском фольклорном коллективе «Елле», а внучок Женька хочет стать оленеводом, как отец.
- Правда, я еще точно не решил - поваром или пастухом, - рассуждает школьник Евгений, сын известного оленевода СХПК «Тундра» Ивана Красавина.
Тундра - мир особый
...Девушка Весна распушила сережки на вербе, открыла первые проталины, напыжила лед на озере. Апрельскую тишину в тундре наполнил щебет птиц. Из куваксы вышел молодой пастух...
Так начиналось одно из сказаний на представлении уже в ДКЦ «Полярная звезда». Народный самодеятельный коллектив, театр саамских традиций «Эллманнт» из Ловозера под руководством Полины Медведевой показал тонкие и красочные композиции о жизни тундры.
Стоит настроиться на саамскую волну, глаз не оторвешь от происходящего на подмостках. Нежное и трепетное, трагическое и поучительное - все оттенки жизни переданы в старинных сказаниях и легендах. Особенно трогательной была игра самых юных артистов - мало того что они побороли робость, выйдя на сцену. Малыши замечательно говорили на саамском, стараясь не перепутать от волнения слова.
Как тут не вспомнить, что писательница Александра Андреевна Антонова, посвятившая свою жизнь изучению и сохранению родного языка, сказала, что дети должны постигать саамскую речь через прочитанные сказки и приключения, через игру. Вот кошки-мышки, гномики и оленята из ловозерского детсада «Солнышко» и показали свои знания в сценической постановке. Руководитель Алла Васильева не зря занимается с крохами.
Песенка Эльвиры Галкиной «На улице холодно» в исполнении ловозерской девчушки Анечки Гурьевой уже стала хитом: публика тепло встретила гостью и подпевала, как умела.
Фольклорный коллектив «Чуввесь тассьт» и детский «Тирмесь юккс» из сельского ДК Ёны под управлением Анастасии Соколовой покорил зал. А руководительница порадовала неожиданным мультфильмом «Скупой богач, щедрый бедняк». Честно свидетельствую: смотрели с интересом и стар и млад.
Вокал жительницы Ревды Веры Громовой зрители оценили высоко. Кстати, она постоянная участница фестиваля. Конечно же, всех порадовал саамский фольклорный ансамбль «Елле» - этим певуньям просто нет равных.
Юные оленегорцы из танцевальных групп «Ювентус» и «Акварель» под руководством Любови Гущиной прониклись тематикой оленного народа ничуть не хуже ловозерцев и самодеятельных артистов театра музыкальной сказки из Териберки.
Завершила праздник композиция о земле саамской в исполнении старейшей ловозерской сказительницы Екатерины Николаевны Коркиной.
- Это напевы моих бабушек, - прокомментировала она.
Однако, судя по востребованности фестиваля, песнопения саамских бабушек, хотя и считаются фольклором, устаревать не будут. И сами еще не раз порадуемся, их слушая, и туристов чужеземных удивим.
Попович Татьяна
Фото: Александр Лаптев