«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Такая музыкальная жизнь

На Кольском полуострове наш Оленегорск — один из самых молодых городов, но его история насчитывает уже шестьдесят один год! Солидный возраст по человеческим меркам; многое пережито, налажен быт, выросли дети, ну а для города... А у него все впереди, но и гордиться тоже есть чем! В этом году у Оленегорска большой праздник! 50 лет назад в нескольких комнатках Дома культуры начала работать музыкальная школа, с тех пор она сменила еще несколько адресов, а теперь занимает большое красивое здание, проходя мимо которого всегда можно услышать, как поет детский хор, как оттачивают свое мастерство пианисты, а также увидеть, как спешат на репетиции народники, гитаристы, скрипачи и танцоры. Все они давно начали готовиться к большому юбилейному концерту, который состоится 11 декабря 2010 года. От имени всех учеников и выпускников хочется выразить благодарность и поздравления всем педагогам школы, которые посвящают себя великому делу, давая нам столько знаний о мировом музыкальном наследии, делая из нас людей, чувствующих и любящих музыку, благодаря труду которых мы получаем много возможностей для творческого, интересного будущего. Дорогие наши учителя, спасибо Вам за то, что мы ежедневно учимся не только музыкальному искусству, которое для вас стало жизнью, но и искусству быть людьми! О том, как менялась школа, ее ученики и она сама, рассказала Нина Анатольевна Осацкая заслуженный работник культуры Российской Федерации, педагог с 45-летним стажем.

— Нина Анатольевна, когда Вы поняли, что хотите связать свою жизнь с музыкой?
— Когда начала осознанно понимать все, что я делаю, что меня окружает, что музыка — это мое. Подтолкнула меня к этой мысли музыкальный руководитель в детском саду. Увидев мое увлечение музыкой, она поручила мне сольную партию в хоре музыкального училища, где она тоже преподавала. Мы исполняли произведение Ф. Шопена «Желание». А в общеобра-зовательной школе внимание на меня обратил учитель музыки, который ставил оперу «Колобок», мне доверили исполнять главную роль. Вскоре я поступила в музыкальную школу. Музыкальные занятия для меня были воздухом, я ими дышала.
— Ваша музыкальная школа, где Вы учились, чем-то отличалась от оленегорской, где вы работаете?
— Отличалась дисциплиной, систематической посещаемостью, были очень строгие учителя. В школу шел очень тщательный отбор. А дети, которые совмещали две школы, уже ни о каких кружках и секциях не думали, потому что нагрузки было достаточно. Если моя учительница Ольга Павловна заболевала, я ходила к ней заниматься домой. Уже тогда все время пропадала, занимаясь в музыкальной школе, закрывалась она поздно вечером, а своего инструмента у меня было.
— Какой была наша школа, когда Вы начали работа в ней?
— Направление на работу Оленегорск я получила в 19 году, школой тогда руководи порядочная и принципиальная женщина Шуйская Алла Владимировна, великолепный человек и педагог. Она уделяла большое внимание профессионализму работников, а также чистоте школы. На родительские собрания ходили папы. Тогда школа находилась в маленьком одноподъездном домике, на улице Мира, 18. Преподавались сольфеджио и музыкальная литература, были струнное отделение, народное и фортепианное. До 1970 года сменились еще два адреса школы, а затем было построено специальное здание для нее. Во многом эта заслуга бывшего директора Шуйской А.В., она без устали ходила по инстанциям, просила, требовала, чтобы школа была настоящей, а мы ни от кого не зависели.
— Расскажите о Вашем первом уроке.
— На работу я была принята в качестве педагога по теоретическим дисциплинам, поэтому первым моим уроком было сольфеджио. Пришли одни мальчики с народного отделения, они очень стеснялись меня, недоумевали, как их может учить двадцатилетняя девочка. А потом, конечно, привыкли, и я освоилась.
— Нина Анатольевна, каким был первый отчетный концерт?
— Хоровое отделение открылось в 1979 году, мне было поручено вести его. Было набрано 24 ребенка, но многие из них были так называемыми «гудошниками», то есть гудели на одной ноте, не имея музыкального слуха. Было очень сложно, но у детей было огромное желание петь. Каждые выходные мы занимались дополнительно, а родители приходили слушать. У хорового отделения тогда не было сольного отчетного, как это происходит последние двадцать лет, мы принимали участие в общешкольном концерте. И, конечно, ответственность была большая, но мы достойно исполнили произведение Баха и песню «О радуге».
— Что самое трудное в Вашей работе?
— Работа никогда не вызывала у меня сложностей; скорее, больше интереса и любви. Сложность заключается в другом, во взаимоотношении с учениками и с их родителями. Я человек строгих правил, и мое личное убеждение заключается в том, что учителя настоящие, когда они строгие.
— Назовите Ваше жизненное кредо.
— Быть порядочным человеком.
— Есть ли у Вас настольная книга?
— Книга моего учителя, профессора Семена Абрамовича Казачкова «Хор и управление им».
— Вам есть чему поучиться у своих учеников?
— Я учусь постоянно, каждый урок. И себя считаю совершенно необразованной, серым человеком. Приходя на урок, очень волнуюсь каждый раз. Ночами не сплю за несколько недель до отчетного концерта.
Каких учеников Вы больше любите: талантливых или трудолюбивых?
— Конечно, трудолюбивых, потому что талант — это один процент, остальные девяносто девять — тяжкий труд. Нужно пахать и быть упорным, тогда и результат будет.
Кого из современников Вы считаете достойным всеобщего уважения?
— В. Т. Спивакова, М. М. Плисецкую, И. А. Моисеева. Это мои учителя, мои Боги.
— Какие качества Вы цените в людях?
— Честность, доброту, порядочность. Каждый человек должен иметь совесть, когда она есть, то ничего не страшно, потому что она страшнее любого суда.
— Чего бы не смогли простить?
— Предательства.
— От чего больше всего устаете?
— От лжи, несправедливости, непонимания учеников.
— Каков Ваш идеальный день?
— Самый счастливый день: когда хорошо проходит отчетный концерт.
Нина Анатольевна, Вы всегда так замечательно выглядите, как поддерживаете свою форму?
— Стараюсь меньше есть, больше ходить пешком.
— Без чего бы Вы не смогли прожить?
— Без музыки, без работы.
— О чем мечтаете?
— Чтобы дети в моем классе никогда не жалели, что они учились у меня, чтобы все они стали хорошими, добрыми людьми и любили музыку так же, как и я.
— Многие дети даже после окончания музыкальной школы продолжают петь в хоре. Почему хоровое отделение такое дружное?
— Хор сплачивает людей. С. А. Казачков говорил: «Нет хоров — нет общества». На хоровом отделении дети начинают понимать, что один участник должен переживать за всех, а все — за каждого в отдельности. Это сближает, накладывает ответственность, их сплачивает музыка. Слушая серьезную музыку, человек становится добрее, разборчивее.
— Что бы Вы пожелали ученикам и работникам музыкальной школы?
— В первую очередь, здоровья, потому что преподавательский состав, в основном, состоит из людей преклонного возраста, которые верой и правдой прослужили великому искусству, музыке. Мы повзрослели, набрались опыта и научились жить вместе со школой. Конечно, людям творческих профессий приходится в материальном плане трудно, но когда ты любишь свое дело, которому отдал всю свою жизнь, это уже не замечается. Ведь счастье — это когда ты нужен и полезен. В этом году в школе новый директор - М. Л. Кивиковская, которая очень трепетно относится к сотрудникам, учащимся. У нас замечательный технический персонал. Спасибо всем огромное за их труд. Ученикам хочу пожелать хорошей успеваемости и прилежного отношения к учебе. Пусть музыкальная школа для них станет такой же обязательной, как и общеобразовательная.


Елизавета Зенова. Фото автора.