Известно, что у каждого народа, великого и не очень, имеется собственная культура. Музыка, хореография, литература, изобразительное искусство - все это наличествует и у северного народа саами. Несмотря на свою немногочисленность, представители коренного населения Кольского полуострова и сопредельных с ним зарубежных территорий привыкли жить яркой, богатой в духовном отношении жизнью.
Понятие «культура» - объемно. Полуграмотные старушки из древних саамских родов, бережно хранившие секреты пошива национальных одежд и рецепты фирменных лопарских блюд, сделали для культуры ничуть не меньше своих образованных, обладающих научными степенями потомков, которые пытаются сегодня собрать воедино и сберечь разрозненные диалекты родного языка. Все эти люди делали и делают общее дело, каждый - по-своему.
Было время, когда над саамской культурой нависла серьезная угроза: к середине прошлого столетия многие из лопарей стали забывать собственный язык и терять представление о своих обычаях. Ситуация изменилась лишь в 80-е годы, когда саамы российского Заполярья получили возможность общаться со своими единородцами из Швеции, Финляндии и других стран. Это стало настоящим прорывом. «Давно ли коренные жители стеснялись даже по праздникам надевать свою традиционную национальную одежду? - говорила президент Ассоциации кольских саамов Нина Афанасьева.-Мол, выглядим, как ряженые … Молодежь и вовсе старалась скрывать национальность, опасаясь услышать смешки за спиной. А сейчас в большинстве школ изучают культуру саамов».
О том, что маленькому народу есть, кем гордиться, писала в своей статье «Саамская культура в России» Лариса Авдеева из Ловозера: «Прародительницей саамской литературы по праву называют Октябрину Воронову. Она первая рассказала миру о своем народе на родном языке. Каждый год в Мурманске выходят новые книжки стихов Вороновой, последняя книга «Ялла» вышла в апреле 1997-го на саамском и ненецком языках. Переведена она и на язык коми. Хорошо известны на Мурмане стихи Аскольда Бажанова, Александры Антоновой, Екатерины Коркиной. В 1996 году премии Культурного фонда Союза саамов получили книги Эльвиры Галкиной «Солнечный день» и Ираиды Виноградовой «Мои друзья». Книги вышли на кильдинском и северосаамском языках. Теперь и скандинавские саамы смогут познакомиться с литературным творчеством российских саамов. Среди наиболее ярких самобытных художников Русской Лапландии выделяются несколько имен. Иван Галкин - художник-самоучка. На его картинах, выполненных с незаурядным мастерством, мы видим северные пейзажи, портреты родных и близких ему людей. Картины Михаила Филиппова наполнены бытовыми и историческими сюжетами из жизни саамов. Яков Яковлев, недавно принятый в Объединение Саамских художников Скандинавии, прекрасно владеет резьбой по дереву, кости и рогу. На картинах Надежды Ляшенко - семья, любовь, гармония человека и природы… саамский фольклорно-этнографический ансамбль «Ойяр», организованный в 1985 году Екатериной Коркиной, часто гастролирует в России и за ее пределами. Наметилось сотрудничество Российского саамского центра с финно-угорской кафедрой Хельсинкского университета…»
Дни и недели саамской культуры начали проводиться в школах еще с середины 80-х. Их проводят, как правило, члены Ассоциации кольских саамов с целью дать северным детям представление о том, кто такие лопари и каковы особенности их истории, быта и культуры. Правда, целенаправленное преподавание саамского языка, как пишет Л. Авдеева, ведется, к сожалению, только в ловозерской школе, к тому же из-за отсутствия нужных учебников педагогам приходится самостоятельно разрабатывать пособия и программы. Хорошим подспорьем в деле сохранения традиций стал организованный по инициативе национальной интеллигенции в 1995 году Культурный центр в Ловозере. Его основные задачи: возрождение обычаев и знаний саамского народа и восстановление связей между поколениями.
По данным на 2004 год, в Ассоциацию кольских саамов входили пятнадцать отделений, насчитывавших в своих рядах от десяти человек (как в Умбе) до восьми сотен (Ловозеро). Силами саамских фольклористов и этнографов было восстановлено около сотни старинных литературных произведений. Российские саамы входят в состав Международного комитета саамского языка. Что они сами думают о своей роли на общероссийском культурном пространстве?
Преподаватель саамского языка Валентина Саванова сказала об том так (цитируем по газете «Невское время» от 13.02.2004): «То, что дает саамская культура, конечно, может быть познаваемо русским или каким-либо другим народом. Но полностью понять ее можно только через корни, передавая из поколения в поколение. Например, у учеников, имеющих в предках саамов, саамская культура проявляется при малейшем соприкосновении с ней. Если в роду нет саамов, то требуется очень долгий процесс обучения. То же и с языком. Если у ребенка в семье звучал язык, то он начинает говорить достаточно скоро. Если нет, то даже долгая работа не гарантирует чистого произношения. Кстати, наша культура особенная еще и потому, что в ее языке есть слова, которые требуют очень широкого перевода. То есть саамский язык очень емкий. Например, саамское слово «ойя» в переводе на русский означает «круги на воде, которые расходятся от брошенного камня»…» Не правда ли, изящно?
О том, что дни саамской культуры - отнюдь не местечковое явление, говорит хотя бы то обстоятельство, что отмечают их не только в пределах Мурманской области и стран Баренц-региона. Например, в нынешнем году, в апреле, они торжественно проходят в Санкт-Петербурге - в рамках фестиваля SKIF и целой серии мероприятий, открывшихся еще 27 февраля. Следует отметить, что этот год объявлен в Петербурге Годом финской музыки. В честь 90-летия независимости республики Институт Финляндии проводит фестиваль «Музыка Суоми-2007». Вплоть до декабря питерцев будут баловать всевозможными встречами, презентациями, концертами, спектаклями, выставками и показами. Дни саамской культуры органично вплетены в эту блестящую череду, причем жителей и гостей северной столицы, как сказано в программе, познакомят с историей и культурой саамов путем демонстрации документальных и художественных фильмов. Ожидаются и сюрпризы - к примеру, заявлено исполнение…Саамского рэпа! По-видимому, скучно не будет. Дни саамской культуры стали доброй традицией и для Оленегорска - вот уже в который раз наш город принимает у себя гостей этого замечательного праздника. Завтра, в воскресенье, и послезавтра, в понедельник, у каждого оленегорца будет возможность не только понаблюдать за красочным необыкновенным зрелищем, но и самому принять участие в происходящем. Не поленитесь!
Подготовил Святослав ЭЙВЕ.
