Девятого апреля в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №6 «Родничок» комбинированного вида» состоялся областной семинар по теме «Инновационная модель организации коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» в рамках областной экспериментальной площадки. Организаторами семинара выступили комитет по образованию администрации города, муниципальное учреждение образования «Информационно-методический центр» и сам детский сад. Целью встречи являлось - представить опыт работы детского сада по использованию инновационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Участниками семинара стали руководители и педагоги ДОУ и Мурманской области, представители кафедры психологии и коррекционной педагогики МО-ИПКРОиК и Мурманской государственной областной специальной библиотеки для слепых, руководители и педагоги школы №21.

С приветственным словом от имени главы города Н. Сердюка выступила его заместитель В. Шелкунова: «Семинар посвящен очень важной и актуальной теме - работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Администрация города и особенно наш глава всячески стараются поддерживать все инициативы «Родничка» и по мере возможности оказывают содействие и помощь в решении вопросов. Мы надеемся, что вы с пользой проведете время на семинаре, так как обмен опытом - это хорошее дополнение к имеющимся у вас знаниям». Заместитель начальника комитета по образованию В. Шакина добавила: «Сегодня здесь собрались люди, которых объединяет стремление сделать все для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли чувствовать себя полноценными гражданами общества и в полной мере реализовать свои способности. Именно в предшкольной и школьной жизни формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Конечно, многое зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят в образовательных учреждениях значительную часть дня, занимаются их здоровьем, прежде всего, медицинские и педагогические работники. Одной из ключевых идей системы образования сегодня является обеспечение здоровья детей. А это значит - внедрение в образовательный процесс новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью. Статистика показывает, что наряду с другими заболеваниями отклонение зрения у детей является наиболее распространенным. В нашем городе эта цифра - 40%, в России - 70 % детей имеют различные нарушения зрения. В Оленегорске осуществляется раннее выявление детей с функциональными расстройствами зрения. В детском саду № 6 созданы оптимальные условия для системного комплексного непрерывного лечения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста».
Доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики Мурманского института повышения квалификации работников образования и культуры Н. Дубровина в своем выступлении подробно остановилась на существующей модели сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сопровождение - это целая система профессиональной деятельности команды специалистов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей.
Опыт работы детского сада № 6 и условия, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья представила его заведующая Л. Васильева. «Родничок» работает как областная опытно-экспериментальная площадка с 2007 года по теме «Комплексное воздействие на детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада». Приоритетным направлением деятельности является лечебно-оздоровительная, профилактическая и коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, то есть с нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи и работа с детьми-инвалидами. Воспитательно-образовательная и коррекционно-педагогическая работа с детьми осуществляется по специальным программам, при этом в соответствии со спецификой учреждения педагоги предусматривают решения программных образовательных задач в совместной деятельности детей во всех режимных моментах. Образовательный уровень педагогов достаточно высок: 36% - высшее образование, 54% - среднее, 10% - обучаются в вузах. Педагоги, работающие на специализированных группах, прошли обучение в Институте коррекционной педагогики. В детском саду воспитываются 170 детей, из них 50% - с патологией зрения, 8% - с тяжелыми нарушениями речи, 16% - с легкими нарушениями речи, 6% - дети-инвалиды. Каждый ребенок - особенный, и инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении осуществляется в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения, компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи и комбинированной направленности, где осуществляется воспитание здоровых детей и детей с нарушениями зрения. Коррекционно-развивающая деятельность направлена на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению нарушенной функции зрения, речи, а также подготовку детей к обучению в школе. Для достижения поставленных целей учреждение оснащено: офтальмологической, ортоптической, тифлотренировочной, логопедической, компьютерной и медиааппаратурой. Учебные зоны оборудованы специальными конторками доктора Базарного и зрительно-вестибулярными тренажерами «Зевс», обеспечивающими профилактику нарушений зрения и нервно-психического утомления, повышающими стрессоустойчивость воспитанников, специальным профилактическим оборудованием для очистки, увлажнения и ионизации воздуха, бактерицидными лампами, гидромассажерами. В двух корпусах установлены стационарные системы очистки воды и коктейлеры. В ходе организации и проведения профилактической, физкультурно-оздоровительной и коррекционно-педагогической работы в учреждении реализуется тьютерская модель сотрудничества педагогических и медицинских кадров, разработан комплексный план взаимодействия всех специалистов. Благодаря его четкому выполнению пропуск одним ребенком в год по болезни составляет всего 6 дней, а эффективность выздоровления детей с патологией зрения и с патологией речи постоянно растет.
На семинаре были представлены также практические открытые занятия в группах, которые продемонстрировали реализацию регионального компонента на занятиях по экологическому воспитанию, активизацию познавательной деятельности на интегрированных занятиях, использование современных компьютерных технологий в индивидуальной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи и зрения. Специалисты из области познакомились с практической работой коллектива детского сада на презентации видеоматериалов и докладов по актуальным темам. Во второй части семинара специалисты из Государственной областной специальной библиотеки для слепых познакомили участников с тактильными книгами и рельефно-графическими пособиями для детей, а педагоги дошкольных учреждений из Полярных Зорь, Кировска, Мурманска, Апатитов, Мончегорска представили свой опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья..
При подведении итогов семинару была дана высокая оценка как со стороны представителей области, так и со стороны Мурманского института повышения квалификации работников образования и культуры. Участники отметили современный уровень оснащения материально-технической базы детского сада - тренажеры для зрения, аналога которым нет в областных дошкольных учреждениях, современные компьютерные программы и другое оборудование, а также дифференцированный подход к каждому ребенку в процессе воспитания, обучения, коррекции и подготовки детей к школе, благодаря высокому уровню профессионализма и квалификации педагогов. О том, что востребованность подобного опыта работы необходима в области, говорит и то, что, побывав у нас, специалисты из Полярных Зорь решили вернуться сюда еще раз для более подробного ознакомления.

С приветственным словом от имени главы города Н. Сердюка выступила его заместитель В. Шелкунова: «Семинар посвящен очень важной и актуальной теме - работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Администрация города и особенно наш глава всячески стараются поддерживать все инициативы «Родничка» и по мере возможности оказывают содействие и помощь в решении вопросов. Мы надеемся, что вы с пользой проведете время на семинаре, так как обмен опытом - это хорошее дополнение к имеющимся у вас знаниям». Заместитель начальника комитета по образованию В. Шакина добавила: «Сегодня здесь собрались люди, которых объединяет стремление сделать все для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли чувствовать себя полноценными гражданами общества и в полной мере реализовать свои способности. Именно в предшкольной и школьной жизни формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Конечно, многое зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят в образовательных учреждениях значительную часть дня, занимаются их здоровьем, прежде всего, медицинские и педагогические работники. Одной из ключевых идей системы образования сегодня является обеспечение здоровья детей. А это значит - внедрение в образовательный процесс новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью. Статистика показывает, что наряду с другими заболеваниями отклонение зрения у детей является наиболее распространенным. В нашем городе эта цифра - 40%, в России - 70 % детей имеют различные нарушения зрения. В Оленегорске осуществляется раннее выявление детей с функциональными расстройствами зрения. В детском саду № 6 созданы оптимальные условия для системного комплексного непрерывного лечения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста».
Доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики Мурманского института повышения квалификации работников образования и культуры Н. Дубровина в своем выступлении подробно остановилась на существующей модели сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сопровождение - это целая система профессиональной деятельности команды специалистов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей.
Опыт работы детского сада № 6 и условия, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья представила его заведующая Л. Васильева. «Родничок» работает как областная опытно-экспериментальная площадка с 2007 года по теме «Комплексное воздействие на детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада». Приоритетным направлением деятельности является лечебно-оздоровительная, профилактическая и коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, то есть с нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи и работа с детьми-инвалидами. Воспитательно-образовательная и коррекционно-педагогическая работа с детьми осуществляется по специальным программам, при этом в соответствии со спецификой учреждения педагоги предусматривают решения программных образовательных задач в совместной деятельности детей во всех режимных моментах. Образовательный уровень педагогов достаточно высок: 36% - высшее образование, 54% - среднее, 10% - обучаются в вузах. Педагоги, работающие на специализированных группах, прошли обучение в Институте коррекционной педагогики. В детском саду воспитываются 170 детей, из них 50% - с патологией зрения, 8% - с тяжелыми нарушениями речи, 16% - с легкими нарушениями речи, 6% - дети-инвалиды. Каждый ребенок - особенный, и инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении осуществляется в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения, компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи и комбинированной направленности, где осуществляется воспитание здоровых детей и детей с нарушениями зрения. Коррекционно-развивающая деятельность направлена на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению нарушенной функции зрения, речи, а также подготовку детей к обучению в школе. Для достижения поставленных целей учреждение оснащено: офтальмологической, ортоптической, тифлотренировочной, логопедической, компьютерной и медиааппаратурой. Учебные зоны оборудованы специальными конторками доктора Базарного и зрительно-вестибулярными тренажерами «Зевс», обеспечивающими профилактику нарушений зрения и нервно-психического утомления, повышающими стрессоустойчивость воспитанников, специальным профилактическим оборудованием для очистки, увлажнения и ионизации воздуха, бактерицидными лампами, гидромассажерами. В двух корпусах установлены стационарные системы очистки воды и коктейлеры. В ходе организации и проведения профилактической, физкультурно-оздоровительной и коррекционно-педагогической работы в учреждении реализуется тьютерская модель сотрудничества педагогических и медицинских кадров, разработан комплексный план взаимодействия всех специалистов. Благодаря его четкому выполнению пропуск одним ребенком в год по болезни составляет всего 6 дней, а эффективность выздоровления детей с патологией зрения и с патологией речи постоянно растет.
На семинаре были представлены также практические открытые занятия в группах, которые продемонстрировали реализацию регионального компонента на занятиях по экологическому воспитанию, активизацию познавательной деятельности на интегрированных занятиях, использование современных компьютерных технологий в индивидуальной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи и зрения. Специалисты из области познакомились с практической работой коллектива детского сада на презентации видеоматериалов и докладов по актуальным темам. Во второй части семинара специалисты из Государственной областной специальной библиотеки для слепых познакомили участников с тактильными книгами и рельефно-графическими пособиями для детей, а педагоги дошкольных учреждений из Полярных Зорь, Кировска, Мурманска, Апатитов, Мончегорска представили свой опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья..
При подведении итогов семинару была дана высокая оценка как со стороны представителей области, так и со стороны Мурманского института повышения квалификации работников образования и культуры. Участники отметили современный уровень оснащения материально-технической базы детского сада - тренажеры для зрения, аналога которым нет в областных дошкольных учреждениях, современные компьютерные программы и другое оборудование, а также дифференцированный подход к каждому ребенку в процессе воспитания, обучения, коррекции и подготовки детей к школе, благодаря высокому уровню профессионализма и квалификации педагогов. О том, что востребованность подобного опыта работы необходима в области, говорит и то, что, побывав у нас, специалисты из Полярных Зорь решили вернуться сюда еще раз для более подробного ознакомления.
Подготовила Ирина ДЬЯЧКОВА.