«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Рудных дел мастера

История и настоящий день Оленегорского горно-обогатительного комбината неразрывно связаны с историей Череповецкого металлургического комбината. Именно поэтому главным профессиональным праздником нашего города является День металлурга. Измеряемый промежутком времени между двумя профессиональными праздниками прошедший год был во многом успешным. Многое из задуманного удалось осуществить: развивается и модернизируется производство, решаются вопросы развития сырьевой базы, наращиваются темпы модернизации производственной базы, происходят заметные изменения в социальной сфере. За всем этим стоит труд сотен и тысяч людей — преданных своему делу, высоких профессионалов.


По словам исполняющего обязанности начальника Оленегорского и Комсомольского карьеров Ильи Кузовахо, эти два карьера "везут" практически пятьдесят процентов всей добываемой на комбинате руды. Конечно, без проблем в ежедневной работе не обходится: карьерное хозяйство хлопотное. Сейчас предпраздничная суета застала всех в период реорганизации. С 1-го июля приходится привыкать к новым названиям, новой схеме взаимоотношений. "Этот период нужно просто пережить", — говорит Илья Викторович, собираясь в Оленегорский карьер.

Жизнь карьера в течение суток замирает лишь три раза сутки — на пересменках. Утренняя рабочая смена в разгаре! Большегрузы один за другим снуют по карьерным дорогам. Среди них — новые Caterpillar. Водители отмечают, что за последние годы техника обновляется достаточно активно. Вячеслав Голянюк трудится на комбинате с 2004 года. Начинал с помощника слесаря, потом обучился на машиниста бульдозера. Окончив курсы, получил возможность работать на большегрузном автосамосвале. "Ничего плохого про свой автомобиль сказать не могу. Работать на новой машине всегда приятно", — говорит он.

Логику движения всей техники в карьере отслеживает не только бригадир смены Евгений Полтавцев, но и электронная система VIST. Датчиками оснащены "БелАЗы", "Юнит Риги", погрузчики, бульдозеры, топливозаправщики и экскаваторы. Помимо этого, система фиксирует параметры работы техники, состояние датчиков, вес, контроль топлива, давления в шинах и пр.
Водитель погрузчика Валерий Никитенко знает, что задачи в течение смены могут быть самыми разными. Его небольшой по меркам Оленегорского карьера погрузчик Caterpillar может грузить даже большегрузные автосамосвалы.

По мнению горного мастера Александра Ахромеева, изменения, происходящие на комбинате, — весьма ощутимы. Горным мастерам выделили пикапы Toyota. Теперь не надо измерять карьер ногами или проситься к белазистам, чтобы подвезли. Таким образом, повышается и оперативность принятия решений: мастер быстро добирается до проблемного участка.

На страже уровня воды в карьере стоит служба водоотлива. Вода — один из "врагов" горняков. На борьбу с ней в карьерах уходит немало сил и средств. В каждом из карьеров службой водоотлива горного управления ведется постоянная работа по отводу вод. Слесарь дежурный и по ремонту оборудования Максим Огурцов, который в карьере трудится не так давно, не боится трудностей и прекрасно понимает ответственность, которая на него возложена.

Под забойным экскаватором один за другим сменяют друг друга автосамосвалы. Машинист экскаватора Василий Котов трудится на комбинате 37 лет. И за эти годы в своей профессии не разочаровался. Бутобой, управляемый Михаилом Раздымахо, ловко разбивает негабарит — большие куски горной массы, которые не может зачерпнуть ковш экскаватора.

Наталья РАССОХИНА.