«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Растим инженеров и техников

Инновационный проект технической направленности реализован на базе Центра внешкольной работы.


rastim-inzhenerov-i-tehnikov.jpg


В условиях развития российского государства, в экономике которого особое место отводится инновационному сектору с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с конкуренцией во всех видах деятельности, к современному человеку предъявляются высокие требования. Обществу необходимы грамотные и компетентные специалисты, способные адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающей действительности, самостоятельно ставящие перед собой цели и разрабатывающие стратегии личностного саморазвития и самореализации, умеющие не только получать какие-либо знания, но и применять их на практике.
Особая роль в формировании мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа, в решении задач предпрофессионального обучения, воспитания подрастающего поколения отводится системе дополнительного образования.
В январе 2016-го года муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» г. Оленегорска приняло участие в конкурсе на получение грантов на реализацию проектов в системе общего и дополнительного образования детей Мурманской области в 2016-м году в номинации «Развитие и распространение современных моделей развития техносферы деятельности организаций дополнительного образования по инженерной, технической, конструкторской направленности».
На конкурс был представлен проект «Развитие инновационного направления спортивно-технического творчества в учреждении дополнительного образования», разработка которого была обусловлена стремлением руководителей и коллектива Центра создать в учреждении условия для привлечения детей и молодежи к видам технического творчества, способствующим развитию познавательного и углубленного интереса к механизмам и устройствам, технического и логического мышления, активизации учебно-исследовательской деятельности, формированию потребности в самостоятельном получении новых знаний, осознанному выбору учащимися будущей профессии.
Для развития технического направления были поставлены задачи по созданию на базе учреждения лаборатории технического творчества, обновлению материально-технической базы, учебно-методического комплекта с учетом внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий, расширению перечня реализуемых дополнительных общеразвивающих программ.
В основу концепции развития технического направления в Центре был заложен принцип: от формирования первоначальных технических умений и навыков к введению в образовательный процесс моделирования и конструирования с использованием современных информационных технологий, что позволит учащимся не только приобрести новые знания, но и по-другому взглянуть на школьные дисциплины — математику, черчение, физику, информатику и другие.
Для оценки качества предоставления образовательной услуги, выявления потребности в занятиях и ознакомления с содержанием программ технической направленности в общеобразовательных организациях города был проведен опрос учащихся и родителей. Его результаты показали заинтересованность в развитии данного направления деятельности, в необходимости расширения сети объединений для учащихся младшего школьного возраста (начальный уровень технической подготовки) с возможностью перехода для дальнейшего обучения (по выбору учащегося) по специализации «судомоделирование» или «автомотодело».
В новом учебном году к занятиям в объединениях технического направления Центра внешкольной работы привлечены 253 учащихся школ города, из которых 78 занимаются на базе введенной в эксплуатацию лаборатории технического творчества. Возрастной состав учащихся от 7 до 17 лет. Для сравнения: на конец 2015/2016 учебного года в объединениях технической направленности насчитывалось 100 учащихся в возрасте 11-17 лет.
В 2016/2017 учебном году на базе учебной лаборатории технического творчества реализуются четыре дополнительные общеразвивающие программы: «Начальное техническое моделирование и конструирование» для учащихся 7-9 лет, «Начальное техническое моделирование и конструирование» для детей 10-12 лет; «Молодой конструктор» (автомотодело) для детей 12-16 лет; «Клуб юных моряков» для учащихся 7-15 лет. В состав объединения вошли учащиеся, занимающиеся по общеразвивающей программе «Судомоделирование».
Создание и функционирование лаборатории технического творчества, оснащенной современным учебным оборудованием, обновление и расширение реализуемых дополнительных общеразвивающих программ с учетом внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий позволит повысить качество предоставляемых образовательных услуг, удовлетворить потребность учащихся и родителей в занятиях техническим творчеством; расти положительной динамике образовательных и личностных результатов учащихся; развивать учебно-исследовательскую деятельность в целях повышения мотивации детей к изобретательской и рационализаторской деятельности; участвовать и показывать высокие результаты в конкурсах научно-технического творчества; расширить сеть социального партнерства, привлекать специалистов, педагогов учебных заведений технического направления к взаимодействию и сотрудничеству.
Организация полезной занятости детей и подростков — основное предназначение организаций дополнительного образования детей, поэтому перед нами стоят задачи дальнейшей популяризации технического направления, что будет способствовать осознанному выбору учащимися специальностей технического профиля, которые востребованы в современном обществе.
В перспективе рассматривается возможность расширения сети объединений технического направления, открытие на базе Центра автокласса для обучения детей и подростков не только навыкам работы с механизмами, но и правилам безопасного поведения на дорогах в целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и обеспечения собственной безопасности в различных жизненных ситуациях.

Сотрудники муниципального учреждения
дополнительного образования «Центр внешкольной работы»:
И. Калинина, директор;
О. Артемьева, руководитель структурного подразделения;
Т. Хлучина, социальный педагог.