«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Профессия на все времена

40 лет - это солидная дата. Для отдельно взятого человека - добрая половина жизненного пути, а для предприятия - целая исто­рия. За четыре десятка лет, которые бюро технической эстетики существует в составе комбината, в его жизни произошло немало важных событий. Не меньшее количество людей связали свою трудовую биографию с деятельностью этого бюро. По-своему ценен вклад каждого из них, но особое место занимает труд исполнителя художественно-оформительских работ Татьяны Егоровны Полозовой, которая, отдав работе в бюро эстетики ни много ни мало - 40 лет, по праву может отмечать юбилей вместе с этим подразделением. В канун праздничной даты ей, как никому другому, есть что вспомнить о годах, отданных любимому делу.

В далеком 1968 году, когда Та­тьяна Егоровна пришла устраивать­ся в управление комбината, бюро как такового не было. Художественным оформлением занималась группа из трех человек под руководством на­чальника Валерия Константиновича Лазаренко. В ее состав входили ху­дожники Ольга Петровна Духанина и Екатерина Егоровна Лазаренко. Четвертой в этом коллективе стала Татьяна Егоровна.

Поскольку Оленегорский ГОК был и остается градообразующим предприятием, то в задачу группы вхо­дило не только оформление объек­тов промплощадки комбината, но и социокультурных объектов города во время подготовки к празднованию тех или иных памятных дат - Первомай, День Победы, 7 но­ября и прочих.

Спустя полгода после прихода в художественную группу Татьяне Егоровне выпала возможность про­явить себя в новой профессии в пред­дверии подготовки к празднованию 7 ноября. Перед группой была постав­лена непосильная задача - оформить колонны демонстрантов, снабдив их транспарантами, флагами, плакатами. Естественно, вчетвером справиться с таким объемом работы было очень сложно. В помощь этой группе ху­дожников были приглашены худож­ники из других цехов комбината для оформления праздника. И этот опыт показал, что и впредь совместная ра­бота всех этих творческих людей ста­нет гораздо продуктивнее, чем если каждый будет, как и прежде, творить в одиночку. Кто-то лучше других вла­деет шрифтом, у кого-то декоратив­ная работа получается лучше. Таким образом, было решено организовать группу в новом - объединенном и расширенном - составе. 8 января 1969 года вышел Приказ «Об улуч­шении работ по внедрению техничес­кой эстетики и повышению качества художественно-оформительских ра­бот на комбинате». Согласно этому до­кументу с 1 февраля этого года необ­ходимо было «централизовать художников оформительских работ на ком­бинате, для чего перевести их из цехов в группу технической эстетики в от­дел организации труда управления». Далее шел перечень фамилий тех, кто войдет в состав группы технической эстетики: с рудника - Альфред Вла­димирович Мельдер, из ремонтно-механического цеха - Светлана Фе­доровна Сидельникова, из энергоце­ха - Александр Велигуро. Во главе по-прежнему остался В.К. Лазаренко. Отдельного помещения для груп­пы технической эстетики в управле­нии комбината предусмотрено не было. Поэтому на тот момент твор­ческой мастерской для нее стало по­мещение на последнем этаже адми­нистративно-бытового здания руд­ника: одну его половину занимали плакатисты, другую - декоративщики. И вся оформительская работа была распределена между члена­ми группы. Изготовлением нагляд­ной агитации занимались шрифтови­ки: из-под их рук выходили плакаты по технике безопасности, схемы стро­повок, знаки, дорожные указатели и тому подобное. Еще одно отделе­ние группы называлось декоратив­но-прикладным. «Те, кто занимал­ся выполнением декоративно-при­кладных работ, были истинными мастерами этого дела: удивительно получались чеканки у Петра Ивано­вича Данилова, Федора Владими­ровича Доронина и Константина Ар­кадьевича Дряблова. Отлично владели резьбой по де­реву Александр Ни­колаевич и Вячес­лав Николаевич Яковлевы, мозаи­ка лучше всех уда­валась Надежде Ефимовне Яковле­вой», - замечает Татьяна Егоровна.

Несколько человек, в том числе и Т.Е. Полозова, отвечали за эскиз­но-проектную работу. Они выпол­няли все оформительские эскизы и колерные листы (эскизы конкретных помещений) на все ремонтные рабо­ты. Составление колерных листов имело свою важность: после обра­зования группы технической эстети­ки, их изготовление стало обязатель­ным. Первым проектом, в работе над которым принимала участие Татья­на Егоровна, стало выполнение «раз­вертки» помещений (потолок-пол­стены) для санатория-профилакто­рия перед сдачей его в эксплуата­цию. Причем окончательное утвер­ждение такие проекты проходили на высоком уровне - у главного ар­хитектора области, которым в то время был Чернопятов. «Чтобы составить колерный лист, необходи­мо было рассчитать количество краски, линолеума, обоев, плитки - одним словом, всех облицовочных и отделочных материалов, необходи­мых для ремонта того или иного помещения, - рассказывает Татья­на Егоровна. - Далее с колерным листом уже работал отдел снаб­жения: выписывал требования на необходимое количество материа­лов. Но на этом наша доля работы над проектом еще не заканчива­лась. После проведения ремонта мы должны были принять работу и оценить, все ли сделано так, как было задумано первоначально».

Отдельного восхищения заслу­живает работа фотографов, которые также входили в состав группы. «Маэстро от бога» - так, по сло­вам Татьяны Егоровны, коллеги на­зывали фотографа Алексея Констан­тиновича Гергеля. Его фоторабота­ми, к примеру, была оформлена база отдыха «Лапландия». Кстати, за пе­чать снимков отвечала фотолаборант Валентина Тимофеевна Сазонова, которая и сейчас работает в бюро технической эстетики.

Вновь созданная группа начала свою работу по оформлению цехов комбината с электроцеха, для ремон­тного отделения которого было вы­полнено мозаичное панно. Далее были расписаны ригели в АБК руд­ника, оформлены стены лестнично­го пролета главного корпуса фабри­ки. Спустя еще время появилась не­обходимость в изготовлении суве­ниров, которые можно было бы вру­чать в торжественных случаях. Эту задачу тоже стали выполнять спе­циалисты группы.

Долго можно перечислять те го­родские объекты, оформление кото­рых - результат работы группы технической эстетики. Они принима­ли участие в создании художествен­ного облика практически всех появ­лявшихся в городе социокультурных объектов. Исполком, находившийся раньше в доме № 36 по улице Мира, был дополнен красивым резным панно по дереву. Их же руками были оформлены стенды, рассказываю­щие о почетных жителях города. Панно и чеканки мастеров этой груп­пы украсили городской отдел ЗАГС, кинотеатр «Полярная звезда». Чего стоит эстетическое оформление од­ного только Ледового Дворца спорта! В качестве шефской помо­щи занимались оформлением стро­ившихся школ и детских садов.

Неудивительно, что заказов на выполнение различных работ у группы было огромное количество: она в своем роде была уникальной. «К нам на экскурсию приезжали с других комбинатов черной метал­лургии, где оформительской рабо­той занимались отдельные худож­ники, - вспоминает Т.Е. Полозова. - Выполнить мелкую работу (из­готовить табличку или знак) они, конечно, могли. Но все-таки спра­виться с более объемной работой под силу только группе».

В.К. Лазаренко руководил груп­пой технической эстетики до 1983 года. Далее ее ненадолго возглавил П.И. Данилов, передав затем руко­водство Людмиле Ивановне Кисловой. Талантливый и грамотный ру­ководитель, она, в свою очередь, по­старалась с помощью новой и совре­менной техники облегчить труд со­трудников бюро эстетики, привык­ших по старинке выполнять все ра­боты вручную. По мнению Татья­ны Егоровны, с появлением обору­дования даже несколько изменился их профиль работы. В прошлом году Татьяна Егоровна рассталась с де­лом, которому отдано столько лет, и ушла на заслуженный отдых. «Ко­нечно, было жаль расставаться с комбинатом, но пора уступить дорогу молодым, - говорит с улыб­кой она. - Своим коллегам хочу пожелать процветания и постоян­ной востребованности их труда, потому что наша профессия будет актуальна во все времена».


Кира НАЗАРОВА
.