40 лет - это солидная дата. Для отдельно взятого человека - добрая половина жизненного пути, а для предприятия - целая история. За четыре десятка лет, которые бюро технической эстетики существует в составе комбината, в его жизни произошло немало важных событий. Не меньшее количество людей связали свою трудовую биографию с деятельностью этого бюро. По-своему ценен вклад каждого из них, но особое место занимает труд исполнителя художественно-оформительских работ Татьяны Егоровны Полозовой, которая, отдав работе в бюро эстетики ни много ни мало - 40 лет, по праву может отмечать юбилей вместе с этим подразделением. В канун праздничной даты ей, как никому другому, есть что вспомнить о годах, отданных любимому делу.
В далеком 1968 году, когда Татьяна Егоровна пришла устраиваться в управление комбината, бюро как такового не было. Художественным оформлением занималась группа из трех человек под руководством начальника Валерия Константиновича Лазаренко. В ее состав входили художники Ольга Петровна Духанина и Екатерина Егоровна Лазаренко. Четвертой в этом коллективе стала Татьяна Егоровна.
Поскольку Оленегорский ГОК был и остается градообразующим предприятием, то в задачу группы входило не только оформление объектов промплощадки комбината, но и социокультурных объектов города во время подготовки к празднованию тех или иных памятных дат - Первомай, День Победы, 7 ноября и прочих.
Спустя полгода после прихода в художественную группу Татьяне Егоровне выпала возможность проявить себя в новой профессии в преддверии подготовки к празднованию 7 ноября. Перед группой была поставлена непосильная задача - оформить колонны демонстрантов, снабдив их транспарантами, флагами, плакатами. Естественно, вчетвером справиться с таким объемом работы было очень сложно. В помощь этой группе художников были приглашены художники из других цехов комбината для оформления праздника. И этот опыт показал, что и впредь совместная работа всех этих творческих людей станет гораздо продуктивнее, чем если каждый будет, как и прежде, творить в одиночку. Кто-то лучше других владеет шрифтом, у кого-то декоративная работа получается лучше. Таким образом, было решено организовать группу в новом - объединенном и расширенном - составе. 8 января 1969 года вышел Приказ «Об улучшении работ по внедрению технической эстетики и повышению качества художественно-оформительских работ на комбинате». Согласно этому документу с 1 февраля этого года необходимо было «централизовать художников оформительских работ на комбинате, для чего перевести их из цехов в группу технической эстетики в отдел организации труда управления». Далее шел перечень фамилий тех, кто войдет в состав группы технической эстетики: с рудника - Альфред Владимирович Мельдер, из ремонтно-механического цеха - Светлана Федоровна Сидельникова, из энергоцеха - Александр Велигуро. Во главе по-прежнему остался В.К. Лазаренко. Отдельного помещения для группы технической эстетики в управлении комбината предусмотрено не было. Поэтому на тот момент творческой мастерской для нее стало помещение на последнем этаже административно-бытового здания рудника: одну его половину занимали плакатисты, другую - декоративщики. И вся оформительская работа была распределена между членами группы. Изготовлением наглядной агитации занимались шрифтовики: из-под их рук выходили плакаты по технике безопасности, схемы строповок, знаки, дорожные указатели и тому подобное. Еще одно отделение группы называлось декоративно-прикладным. «Те, кто занимался выполнением декоративно-прикладных работ, были истинными мастерами этого дела: удивительно получались чеканки у Петра Ивановича Данилова, Федора Владимировича Доронина и Константина Аркадьевича Дряблова. Отлично владели резьбой по дереву Александр Николаевич и Вячеслав Николаевич Яковлевы, мозаика лучше всех удавалась Надежде Ефимовне Яковлевой», - замечает Татьяна Егоровна.
Несколько человек, в том числе и Т.Е. Полозова, отвечали за эскизно-проектную работу. Они выполняли все оформительские эскизы и колерные листы (эскизы конкретных помещений) на все ремонтные работы. Составление колерных листов имело свою важность: после образования группы технической эстетики, их изготовление стало обязательным. Первым проектом, в работе над которым принимала участие Татьяна Егоровна, стало выполнение «развертки» помещений (потолок-полстены) для санатория-профилактория перед сдачей его в эксплуатацию. Причем окончательное утверждение такие проекты проходили на высоком уровне - у главного архитектора области, которым в то время был Чернопятов. «Чтобы составить колерный лист, необходимо было рассчитать количество краски, линолеума, обоев, плитки - одним словом, всех облицовочных и отделочных материалов, необходимых для ремонта того или иного помещения, - рассказывает Татьяна Егоровна. - Далее с колерным листом уже работал отдел снабжения: выписывал требования на необходимое количество материалов. Но на этом наша доля работы над проектом еще не заканчивалась. После проведения ремонта мы должны были принять работу и оценить, все ли сделано так, как было задумано первоначально».
Отдельного восхищения заслуживает работа фотографов, которые также входили в состав группы. «Маэстро от бога» - так, по словам Татьяны Егоровны, коллеги называли фотографа Алексея Константиновича Гергеля. Его фотоработами, к примеру, была оформлена база отдыха «Лапландия». Кстати, за печать снимков отвечала фотолаборант Валентина Тимофеевна Сазонова, которая и сейчас работает в бюро технической эстетики.
Вновь созданная группа начала свою работу по оформлению цехов комбината с электроцеха, для ремонтного отделения которого было выполнено мозаичное панно. Далее были расписаны ригели в АБК рудника, оформлены стены лестничного пролета главного корпуса фабрики. Спустя еще время появилась необходимость в изготовлении сувениров, которые можно было бы вручать в торжественных случаях. Эту задачу тоже стали выполнять специалисты группы.
Долго можно перечислять те городские объекты, оформление которых - результат работы группы технической эстетики. Они принимали участие в создании художественного облика практически всех появлявшихся в городе социокультурных объектов. Исполком, находившийся раньше в доме № 36 по улице Мира, был дополнен красивым резным панно по дереву. Их же руками были оформлены стенды, рассказывающие о почетных жителях города. Панно и чеканки мастеров этой группы украсили городской отдел ЗАГС, кинотеатр «Полярная звезда». Чего стоит эстетическое оформление одного только Ледового Дворца спорта! В качестве шефской помощи занимались оформлением строившихся школ и детских садов.
Неудивительно, что заказов на выполнение различных работ у группы было огромное количество: она в своем роде была уникальной. «К нам на экскурсию приезжали с других комбинатов черной металлургии, где оформительской работой занимались отдельные художники, - вспоминает Т.Е. Полозова. - Выполнить мелкую работу (изготовить табличку или знак) они, конечно, могли. Но все-таки справиться с более объемной работой под силу только группе».
В.К. Лазаренко руководил группой технической эстетики до 1983 года. Далее ее ненадолго возглавил П.И. Данилов, передав затем руководство Людмиле Ивановне Кисловой. Талантливый и грамотный руководитель, она, в свою очередь, постаралась с помощью новой и современной техники облегчить труд сотрудников бюро эстетики, привыкших по старинке выполнять все работы вручную. По мнению Татьяны Егоровны, с появлением оборудования даже несколько изменился их профиль работы. В прошлом году Татьяна Егоровна рассталась с делом, которому отдано столько лет, и ушла на заслуженный отдых. «Конечно, было жаль расставаться с комбинатом, но пора уступить дорогу молодым, - говорит с улыбкой она. - Своим коллегам хочу пожелать процветания и постоянной востребованности их труда, потому что наша профессия будет актуальна во все времена».
Кира НАЗАРОВА.