«Оленегорск: Люди. События. Факты»

ПОЭ: день за днем

Повышение эффективности предприятия за счет сокращения потребления ресурсов и времени сегодня становится са­мой главной задачей, поэтому в ОАО «Олкон» пристальное внимание уделяется программе «Повышение операционной эф­фективности». Именно от реализации данной программы зависит фактор успеха, тем более в кризисное время. С начала года всеми цехами комбината разработаны мероприятия, направленные на решение этой задачи. О том, какие мероприя­тия реализуются, как они влияют на экономику цеха, рассказал начальник горного управления Сергей ГНИЛИЦКИЙ.

По словам руководителя под­разделения, в горном управле­нии не так много возможностей для «экономического маневра» в отношении прямых издержек. Но неиспользованные резервы, которые могут снизить сто­имость добычи руды, есть. В рамках реализации программы «Повышение операционной эф­фективности» было рассмотре­но несколько мероприятий, кото­рые могли бы оказать влияние на экономические показатели цеха.

В подразделении была пере­смотрена численность работников с целью устранения излишних зве­ньев в управленческой цепи, что­бы избежать дублирования в дея­тельности участков. Руководством предприятия было принято реше­ние о реструктуризации горного управления. С 15 мая подразделение работает в новом режиме. До на­чала реструктуризации было сокращено 30 чело­век, после нее - 13. Та­кие изменения были не­избежны, так как в следу­ющем году объемы про­изводства будут несколь­ко ниже, а Бауманский ка­рьер к концу года будет выведен из эксплуатации. Поэто­му Кировогорский, Бауманский карьеры и карьер имени XV-летия Октября были объединены, что по­влекло за собой сокращение коли­чества специалистов. Так, напри­мер, теперь вместо трех горных ма­стеров в смене там работает один. Для горного мастера, который контролирует работу трех карье­ров, выделен служебный транс­порт в целях повышения его мобильности и оперативности реше­ний производственных задач.

Немалой статьей расходов в каждом цехе является расход то­варно-материальных ценностей. В горном управлении на сегод­ня расход нормируемых и ненормируемых ТМЦ сокращен до минимума, включая даже такие мелочи, как канцтовары. Но скрепки и бумага, конечно, не главное, на них много не сэконо­мишь. Здесь основная статья рас­ходов - запчасти. Проведенный анализ отработки зубьев экска­ваторов, которые поступали с четырех заводов, показал, что наиболее соответствуют требо­ваниям по соотношению «цена- качество» зубья, изготавливае­мые ОАО «Оскольский завод ме­таллургического машинострое­ния». Именно зубья оскольского завода имеют высокую, в срав­нении с другими, стойкость, что ведет за собой потребление мень­шего количества этих расходных материалов.

Кроме того, сегодня в горном управлении проводится экспери­мент по использованию зубьев производства компании «Эско». Первая партия, поступившая в подразделение, предоставлена производителем бесплатно. Зу­бья этой компании имеют не­сколько иную модификацию и состоят из двух частей: адаптера, который устанавливается на пе­реднюю стенку ковша, и непос­редственно самого зуба. Уже можно сказать, утверждает начальник ГУ, что эти зубья обла­дают преимуществом в том пла­не, что они имеют другой угол наклона. Это делает более удоб­ной работу машиниста: во-пер­вых, ковш лучше внедряется в забой, во-вторых, увеличивается его наполняемость. И еще один немаловажный момент: маши­нист, поднимая ковш, видит, не выходя из экскавато­ра, все зубья. Как все­гда, при всех преиму­ществах использова­ние этих зубьев имеет одно большое «но» - высокую цену. По сравнению с отече­ственными их сто­имость в 10 раз выше то есть если приме­нять импортные зу­бья, они должны «ра­ботать» как минимум в 10 раз дольше отечественных. Определять­ся горняки будут по результатам экспери­мента, пока же ника­ких нареканий у машинистов экскаватора № 9 (Кировогор­ский карьер) новые зубья не вызывают. Представите­ли компании-изготовителя регулярно приезжают в подразделение, делают за­меры износа, дают свои ре­комендации.

Строгий учет средств ведется и по расходам на услуги сторонних организаций. В горном управлении подрядчиков не так много, как, например, на ДОФ. В запланированные расходы по этой статье входят техническое обслуживание экскаваторов, бу­рение скважин, с недавних пор ремонт и обслуживание приключательных пунктов и трансформа­торных подстанций. Одна из воз­можностей сократить расходы по этой статье - увеличение произ­водительности экска­ваторов. Вывод из эксплуатации части гор­ного оборудования позволяет экономить в среднем до 1-1,5 млн. рублей в месяц.

Стоимость работы одного экскаватора определяется по раз­ным параметрам, в том числе учитывает­ся срок его службы, до или после капре­монта. Подрядчикам за сервисное обслу­живание выплачива­ется определенная сумма: час работы 5-тикубового экскаватора стоит 377 руб., 10-тикубового - от 514 до 1329. Каждая машина от ремон­та до ремонта должна отгрузить определенное количество гор­ной массы. Делая план меньшим количеством машин, горняки таким образом сокращают затраты: не платятся деньги за обслужива­ние, повышается производитель­ность оставшегося оборудования.

«Мы уже получили ре­зультат и здесь: если е на­чале года производительность одного экскаватора была 121 тыс. кубометров горной массы, то сегодня она приближается к 140», - говорит С. Гнилицкий.

Большие надежды возлагают горняки на новый 12-тикубовый экскаватор, комплектующие кото­рого уже поступают на комбинат. Ожидается, что к ноябрю он будет введен в эксплуатацию в Кировогорском карьере. Руководи­тель подразделения замечает: «Это один из первых экскавато­ров, представленных в линейке. Надеюсь, что он оправдает все заявленные характеристики. От наших он отличается тем, что у него иная электросхема: напря­жение на электродвигатели вы­рабатывает не генераторная группа, а тиристорный привод. Новый экскаватор позволит за­менить 1,5 единицы 10-кубового. Кроме того, как и любая но­вая машина, экскаватор будет находиться полтора года на га­рантийном обслуживании».

С начала года еще одно ме­роприятие было включено в план программы «Повышение операционной эффективности», но в силу того, что экономичес­кого эффекта добиться пока не удалось, на сегодня его реализа­цию приостановили. Речь идет об эксперименте по расшире­нию сетки взрывания и исполь­зовании долот большего диамет­ра. Основной причиной этому послужила высокая стоимость долот большего диаметра.

Отложено до лучших времен и приобретение еще одного бу­тобоя. Напомним, что для борь­бы с негабаритом горняки используют сейчас два пути: взры­вание или бутобой. По подсче­там применение бутобоя более чем в два раза дешевле, чем взрывание, но на данный момент это оборудование представлено лишь в единственном экземпля­ре. На приобретение второго бутобоя, или экскаватора с гид­ромолотом, средств пока нет.

Работа с людьми не включе­на в план мероприятий ПОЭ от­дельным пунктом, но, как извес­тно, человеческий фактор тоже влияет на производственные по­казатели. От человека зависит, насколько эффективно будет ра­ботать техника, насколько проду­мана организация работы.

По словам с. Гнилицкого, здесь есть над чем работать: «Мы стараемся добиться согласованности в действиях между нашим цехом и, например, автотранспортниками. Одна­ко не всегда информация от бригадира смены горно­го управления оперативно поступает к диспетчеру УАТ, бывает, что не всегда бригадир может правильно оценить ситуацию е карьерах, чтобы оптимизировать временные затраты. Борьба с поте­рями ведется и на этом уровне. Объясняем линей­ному персоналу, что от действий каждого зависит конечный результат и любая ошибка приводит к целой цепи последствий как для нашего цеха, так и для других цехов».


Наталья РАССОХИНА
.

Как показывает прошедшее полугодие, разработка конкретных мероприятий по «мобилизации» выявленных резервов снижения издержек дает свои результаты. Себестоимость выпускаемого железоруд­ного концентрата снижается, но рубеж в 800 рублей за тонну ЖРК с учетом инвестиционных затрат пока еще не достигнут. Зна­чит, работа по повышению операционной эффективности будет продолжена.