Повышение эффективности предприятия за счет сокращения потребления ресурсов и времени сегодня становится самой главной задачей, поэтому в ОАО «Олкон» пристальное внимание уделяется программе «Повышение операционной эффективности». Именно от реализации данной программы зависит фактор успеха, тем более в кризисное время. С начала года всеми цехами комбината разработаны мероприятия, направленные на решение этой задачи. О том, какие мероприятия реализуются, как они влияют на экономику цеха, рассказал начальник горного управления Сергей ГНИЛИЦКИЙ.
По словам руководителя подразделения, в горном управлении не так много возможностей для «экономического маневра» в отношении прямых издержек. Но неиспользованные резервы, которые могут снизить стоимость добычи руды, есть. В рамках реализации программы «Повышение операционной эффективности» было рассмотрено несколько мероприятий, которые могли бы оказать влияние на экономические показатели цеха.
В подразделении была пересмотрена численность работников с целью устранения излишних звеньев в управленческой цепи, чтобы избежать дублирования в деятельности участков. Руководством предприятия было принято решение о реструктуризации горного управления. С 15 мая подразделение работает в новом режиме. До начала реструктуризации было сокращено 30 человек, после нее - 13. Такие изменения были неизбежны, так как в следующем году объемы производства будут несколько ниже, а Бауманский карьер к концу года будет выведен из эксплуатации. Поэтому Кировогорский, Бауманский карьеры и карьер имени XV-летия Октября были объединены, что повлекло за собой сокращение количества специалистов. Так, например, теперь вместо трех горных мастеров в смене там работает один. Для горного мастера, который контролирует работу трех карьеров, выделен служебный транспорт в целях повышения его мобильности и оперативности решений производственных задач.
Немалой статьей расходов в каждом цехе является расход товарно-материальных ценностей. В горном управлении на сегодня расход нормируемых и ненормируемых ТМЦ сокращен до минимума, включая даже такие мелочи, как канцтовары. Но скрепки и бумага, конечно, не главное, на них много не сэкономишь. Здесь основная статья расходов - запчасти. Проведенный анализ отработки зубьев экскаваторов, которые поступали с четырех заводов, показал, что наиболее соответствуют требованиям по соотношению «цена- качество» зубья, изготавливаемые ОАО «Оскольский завод металлургического машиностроения». Именно зубья оскольского завода имеют высокую, в сравнении с другими, стойкость, что ведет за собой потребление меньшего количества этих расходных материалов.
Кроме того, сегодня в горном управлении проводится эксперимент по использованию зубьев производства компании «Эско». Первая партия, поступившая в подразделение, предоставлена производителем бесплатно. Зубья этой компании имеют несколько иную модификацию и состоят из двух частей: адаптера, который устанавливается на переднюю стенку ковша, и непосредственно самого зуба. Уже можно сказать, утверждает начальник ГУ, что эти зубья обладают преимуществом в том плане, что они имеют другой угол наклона. Это делает более удобной работу машиниста: во-первых, ковш лучше внедряется в забой, во-вторых, увеличивается его наполняемость. И еще один немаловажный момент: машинист, поднимая ковш, видит, не выходя из экскаватора, все зубья. Как всегда, при всех преимуществах использование этих зубьев имеет одно большое «но» - высокую цену. По сравнению с отечественными их стоимость в 10 раз выше то есть если применять импортные зубья, они должны «работать» как минимум в 10 раз дольше отечественных. Определяться горняки будут по результатам эксперимента, пока же никаких нареканий у машинистов экскаватора № 9 (Кировогорский карьер) новые зубья не вызывают. Представители компании-изготовителя регулярно приезжают в подразделение, делают замеры износа, дают свои рекомендации.
Строгий учет средств ведется и по расходам на услуги сторонних организаций. В горном управлении подрядчиков не так много, как, например, на ДОФ. В запланированные расходы по этой статье входят техническое обслуживание экскаваторов, бурение скважин, с недавних пор ремонт и обслуживание приключательных пунктов и трансформаторных подстанций. Одна из возможностей сократить расходы по этой статье - увеличение производительности экскаваторов. Вывод из эксплуатации части горного оборудования позволяет экономить в среднем до 1-1,5 млн. рублей в месяц.
Стоимость работы одного экскаватора определяется по разным параметрам, в том числе учитывается срок его службы, до или после капремонта. Подрядчикам за сервисное обслуживание выплачивается определенная сумма: час работы 5-тикубового экскаватора стоит 377 руб., 10-тикубового - от 514 до 1329. Каждая машина от ремонта до ремонта должна отгрузить определенное количество горной массы. Делая план меньшим количеством машин, горняки таким образом сокращают затраты: не платятся деньги за обслуживание, повышается производительность оставшегося оборудования.
«Мы уже получили результат и здесь: если е начале года производительность одного экскаватора была 121 тыс. кубометров горной массы, то сегодня она приближается к 140», - говорит С. Гнилицкий.
Большие надежды возлагают горняки на новый 12-тикубовый экскаватор, комплектующие которого уже поступают на комбинат. Ожидается, что к ноябрю он будет введен в эксплуатацию в Кировогорском карьере. Руководитель подразделения замечает: «Это один из первых экскаваторов, представленных в линейке. Надеюсь, что он оправдает все заявленные характеристики. От наших он отличается тем, что у него иная электросхема: напряжение на электродвигатели вырабатывает не генераторная группа, а тиристорный привод. Новый экскаватор позволит заменить 1,5 единицы 10-кубового. Кроме того, как и любая новая машина, экскаватор будет находиться полтора года на гарантийном обслуживании».
С начала года еще одно мероприятие было включено в план программы «Повышение операционной эффективности», но в силу того, что экономического эффекта добиться пока не удалось, на сегодня его реализацию приостановили. Речь идет об эксперименте по расширению сетки взрывания и использовании долот большего диаметра. Основной причиной этому послужила высокая стоимость долот большего диаметра.
Отложено до лучших времен и приобретение еще одного бутобоя. Напомним, что для борьбы с негабаритом горняки используют сейчас два пути: взрывание или бутобой. По подсчетам применение бутобоя более чем в два раза дешевле, чем взрывание, но на данный момент это оборудование представлено лишь в единственном экземпляре. На приобретение второго бутобоя, или экскаватора с гидромолотом, средств пока нет.
Работа с людьми не включена в план мероприятий ПОЭ отдельным пунктом, но, как известно, человеческий фактор тоже влияет на производственные показатели. От человека зависит, насколько эффективно будет работать техника, насколько продумана организация работы.
По словам с. Гнилицкого, здесь есть над чем работать: «Мы стараемся добиться согласованности в действиях между нашим цехом и, например, автотранспортниками. Однако не всегда информация от бригадира смены горного управления оперативно поступает к диспетчеру УАТ, бывает, что не всегда бригадир может правильно оценить ситуацию е карьерах, чтобы оптимизировать временные затраты. Борьба с потерями ведется и на этом уровне. Объясняем линейному персоналу, что от действий каждого зависит конечный результат и любая ошибка приводит к целой цепи последствий как для нашего цеха, так и для других цехов».
Наталья РАССОХИНА.
Как показывает прошедшее полугодие, разработка конкретных мероприятий по «мобилизации» выявленных резервов снижения издержек дает свои результаты. Себестоимость выпускаемого железорудного концентрата снижается, но рубеж в 800 рублей за тонну ЖРК с учетом инвестиционных затрат пока еще не достигнут. Значит, работа по повышению операционной эффективности будет продолжена.