«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Первый народный

В марте 1966 года машинист отсадочных машин обогатительной фабрики Шацкая Елена Андреевна за свой вклад в развитие черной металлургии СССР была награждена орденом Трудового Красного знамени. Организатор первого в Мурманской области народного драматического театра Елена Андреевна Шацкая десять лет была бессменным, его первым народным режиссером (1957—1967 г. г.).


У Елены Андреевны была спокойная, устоявшаяся жизнь в Средней полосе России, две любимые дочки и любимое занятие в театре. Романтическая мечта о Севере и новостройке ее не посещала. С дочками никогда не расставалась, несмотря на превратности судьбы. Пока мама репетировала, маленькие Света и Валя занимались своими детскими делами. Когда подросли, сами играли в спектаклях. Время шло — девочки взрослели. И однажды одна из них — старшая, Светлана — стала молодым специалистом, да притом очень серьезной мужской профессии — сантехником. По распределению оказалась далеко на Севере в строящемся Оленегорске. Молодого сантехника поставили мастером в бригаду умудренных жизненным опытом мужчин Участок по обеспечению сантехнических работ находился в Мончегорске.
Неимоверные трудности с организацией доставки материалов и оборудования из Мончегорска при отсутствии автомобильных дорог и автомобилей приводили Светлану в отчаяние. Нуждаясь в поддержке она просит, умоляет маму приехать к ней. Как было не отозваться материнскому сердцу на призыв дочери?! Так Елена Андреевна Шацкая в конце 1957 года оказалась в Оленегорске. На работу никак не удавалось устроиться. В конце года никуда не принимали. Да и специальности у нее не было никакой, хотя имела среднее образование. Положение жены офицера и война помешали приобрести какую-либо профессию. Так и жила: делала все, что предлагали. Обратилась за помощью в партком Оленегорского рудоуправления. Секретарь парткома с душевной теплотой выслушал Елену Андреевну, посочувствовал, но ничего не предложил: «Конец года, на всех предприятиях идет сокращение штатов. Подождите, в январе, возможно, будет прием на работу». А на что жить? Зарплаты старшей дочери на трех человек семьи не хватало. Скорее от отчаяния, чем всерьез, Светлана, с которой Елена Андреевна пришла в партком, выпалила: «Она может в самодеятельности участвовать. В драматическом кружке!» Сметливый секретарь предложил: «Вот и организуйте драматический кружок в новом Доме культуры. От этого будет зависеть ваша производственная судьба».
Предложение испугало Елену Андреевну. Да, она артистка. Самодеятельная. Увлекается драматическим искусством с детства. Много занималась в театральной студии и достигла большого успеха. Только жизненные обстоятельства не позволили стать профессиональной актрисой. Но чтобы организовать драмкружок да еще быть режиссером — это казалось фантастичным и непосильным. На раздумье отпущено несколько минут, решающих судьбу дочери. Так Елена Андреевна сделала свой выбор.
С чего начать? Ведь у нее совершенно нет организационного и режиссерского опыта. Помощь секретаря парткома выразилась в нескольких словах: «Пойдите по цехам, присмотритесь к людям, подберите нужных». В этом маленьком, пока не очень обустроенном городке, кроме дочери, ни одного знакомого человека. Огромных душевных и физических сил стоило убедить двух подружек из лаборатории рудоуправления Люсю Горячеву и Люсю Цыцину в артистических способностях. Они и стали первыми актрисами драмкружка. Через месяц было уже 15 человек. Среди них Валентин Янченко, Женя Горячев, Слава Степурко, Саша Хаимский. Алексей Шидловский, Алла Владимировна Шуйская, Елена Горн, Володя Васильев, Нина и Михаил Бобровицкие, Петр и Людмила Парчевские, Константин Браславский, Тамара Васильева, Владимир Андрухов. Они и составили костяк драматического коллектива. Первой была пьеса современного автора Кузьмина «Возвращение». Организация драмкружка и успешная постановка пьесы явились пропуском на работу. Приняли сначала опробщицей в лабораторию, а через два месяца перевели на обогатительную фабрику машинистом отсадочных машин. Теперь Елене Андреевне пришлось напряженно учиться не только режиссерскому, но и профессиональному искусству. Она не делила себя между работой и театром. Для нее все было главным — отсюда и полная соотдача на производстве и не меньшая страсть в театре. Со временем драматический коллектив стал большим, можно было делать два состава участников. Все декорации, подготовка сцены, часть костюмов делали сами артисты. Помогали и на работе этой, до самозабвения трудолюбивой, женщине. Своих артистов Елена Андреевна доводила до профессионального уровня. Так, Нину Бобровицкую пригласили на актерскую работу в областной театр. Режиссер Е. А. Щацкая училась, где могла. Большое чувство ответственности и любовь к драматическому искусству привели ее к живому творческому контакту с режиссером театра Ермоловой в Москве П. П. Васильевым, давшим много ценных и полезных советов по постановке пьес. На сдачу каждой новой пьесы приезжал режиссер Мурманской телестудии М. И Нечаев, консультировал каждый спектакль. Работу оленегорских артистов часто показывали по областному телевидению. Коллектив был постоянным участником областных фестивалей искусств. Ставилось много классических и современных пьес на хорошем профессиональном уровне. Такие, как «Последние» А. М. Горького, «Гроза», «Платон Кречет», «Женитьба Бальзаминова», «Сережка с Малой Бронной». Жители Оленегорска любили свой театр. Зал Дома культуры горняков был всегда полон. А на премьерах и сесть негде было.
Гастроли драматического коллектива по городам и поселкам области, выступление в областном центре и на телевидении дали возможность жителям области познакомиться с творчеством оленегорского коллектива и высоко оценить его.
В октябре 1961 года драматическому кружку Дома культуры Оленегорского ГОКа одному из первых в области присвоили звание «Народный драматический театр».
Елена Андреевна сама не смогла понять, как ей удалось создать такой коллектив и довести до профессионального уровня. «Наверное, могу внушить другим мысль о необходимости, что это надо делать. И люди шли. Жизнь нас формировала, кидала из стороны в сторону, учила добру. Войну выиграли, потому что были друг за друга. Было трудно, но надо было выжить для нас самих. Здесь в Оленегорске люди старались помочь друг другу. Сейчас страшно, как будут жить дальше. Своей жизнью очень довольна. Сколько людей прошло через меня, через мою душу», — выразила свою жизненную позицию Елена Андреевна.
После отъезда Елены Андреевны из Оленегорска в народном театре, созданном ею, как в калейдоскопе промелькнула череда заезжих дипломированных режиссеров, не оставив в памяти олененегорцев никакого творческого следа, да и самого народного драматического театра.

В. Прокопова