Имена победителей конкурса среди лучших учителей области на получение премии Президента РФ - учителя истории, руководителя школьного музея Светланы Сатдаровны Чемодановой и учителя начальных классов Ларисы Федоровны Орловой, а также учителя истории Натальи Петровны Савельевой и учителя экономики Елены Ивановны Арнаутовой, премированных специальным грантом ОАО “Оленегорский ГОК”, стали известны в городе еще летом. Это заслуженные учителя, например, Наталья Петровна проработала в школе более 30 лет, награждена Грамотой Министерства образования и науки и знаком «Отличник народного просвещения», Светлана Сатдаровна - знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», Лариса Федоровна - Грамотой Министерства образования и науки. Накануне празднования Дня учителя и вручения заслуженных премий мы встретились и побеседовали с ними в администрации города.
- Трудно ли вам далась победа в конкурсе?
Елена Ивановна: - Да, конечно, было трудно, так как ожидал довольно жесткий отбор. Сложность еще и в том, что оценивали только документы. Отсутствие защиты работ «вживую» в некоторой степени обезличило конкурс, мы ведь привыкли работать, глядя глаза в глаза.
Лариса Федоровна: - Необходимо было проанализировать всю свою деятельность за последние три года работы. Причем мы были ограничены временными рамками - все надо было успеть сделать за две-три недели и, конечно, без отрыва от основной работы.
Наталья Петровна: - Самое сложное - обобщение опыта работы. Легче урок провести, чем на бумаге оформить свои наработки, облечь их в таблицы и графики. Благо у каждого учителя в этом смысле есть некоторый опыт, так как в конце каждого учебного года во время подведения итогов составляется подробный анализ своей деятельности, в котором отражаются как положительные моменты, так и недостатки над которыми необходимо работать в перспективе.
Светлана Сатдаровна: - Я тоже отмечу недостаток времени, приходилось работать ночами, чтобы все успеть сделать вовремя. Сложно было и потому, что мы были первыми, кто участвовал в таком конкурсе. Возникало много вопросов по оформлению работ, чтобы все сделать правильно собирались вместе, консультировались с методистами. Главное - для того, чтобы победить, надо плодотворно работать на протяжении всей педагогической деятельности. Требования к участникам были очень жесткие: наличие публикаций, статей, своих разработок, дидактических материалов, пройденные курсы повышения квалификации, участие в областных конференциях и семинарах, проектная деятельность, знание новых инновационных технологий, владение информационными технологиями, выступления в муниципальных и областных конкурсах «Лидер образования», «Учитель года» и других. Эти требования сегодня государство выдвигает к современному педагогу и, конечно, мы обязаны быть в курсе всего нового. Также нужны были не только образовательные результаты, но и воспитательные. Претендент должен был иметь большой опыт работы в качестве классного руководителя.
- Какие чувства вы испытали, когда узнали о победе? Как отреагировали окружающие?
Е. И.: - Первое, что я почувствовала - растерянность, так как до конца не была уверена в победе. Для нас главное было - участие.
С. С: - Не поверила, что это правда. О победе ведь и не думал никто - в конкурсе участвовало 126 учителей из престижных гимназий и лицеев области, работающих с одаренными и талантливыми детьми и, соответственно, высокими результатами и показателями, гораздо выше наших.
Л. Ф.: - Конечно, все вокруг нас поздравляли: и коллеги, и родители учеников, особенно радовались победе дети - наши ученики.
- Если не секрет, на какие цели вы потратите премию?
Отвечая на этот вопрос, победители были единодушны. Каждая из них потратит премию на приобретение или обновление компьютера и методическую литературу.
- Планируете ли вы еще раз принять участие в конкурсе? Что бы вы посоветовали тем педагогам, которые в следующем году будут претендовать на получение гранта?
Л. Ф.: - Нет, в ближайшем будущем не планируем, так как по правилам можно участвовать только один раз в два года. А что касается советов, то главное - не бояться заявить себя сначала на уровне города, участвовать в областных и всероссийских конкурсах и выставлять на них своих учеников.
С. С.: - Не надо стесняться. У нас в городе образование поставлено на достаточно высоком уровне, поэтому мы и победили: постоянно внедряются новые технологии, стимулируется участие в экспериментальной и инновационной деятельности. Я думаю, что в Оленегорске может быть много победителей такого престижного конкурса. Кроме того, следующим претендентам будет проще, у них будет больше времени на подготовку и им уже известны все критерии отбора.
- Что вы думаете о тех изменениях, которые сейчас происходят в системе образования?
С. С.: - Сейчас идут очень большие перемены: приобретается новое оборудование, внедряются инновационные технологии. Учителя имеют право выбирать образовательную программу, да и возможность получения поощрительных грантов уже говорит о многом. Государство сегодня серьезно говорит о повышении роли учителя, о повышении престижа профессии, о повышении роли классного руководителя. Пришло понимание того, что без школы у страны нет будущего.
В завершение беседы педагоги поблагодарили главу города, администрацию, руководство общеобразовательных учреждений, коллег, руководство ОАО «Оленегорский горно-обогатительный комбинат» за помощь и поддержку и поздравили всех с праздником - Днем учителя.
Подготовила Ирина ДЬЯЧКОВА.