«Оленегорск: Люди. События. Факты»

От увлечения к профессии

«Невидимым фронтом» называет свой участок работы Михаил Терехов - звукорежиссер Дворца культуры ОАО «Олкон». Можно добавить от себя: «Невидимый, но весь­ма слышный фронт работы». Именно звукорежиссер несет ответственность за худо­жественное и техническое качество звуковой продукции, которая предлагается слу­шателям и зрителям. Претензий к работе Михаила нет ни у тех, ни у других.

Вопрос, с какого года он работает во Дворце культуры, несколько оза­дачил Михаила, потому что по боль­шому счету он здесь практически всю сознательную жизнь, начиная со школьных лет, когда подростком при­ходил сюда заниматься музыкой в ансамбле А.Т. Науменко. Музыкальная школа и занятия в художественной самодеятельности - это первые шаги к профессии, выросшей из юношеско­го увлечения. Звукорежиссер должен обладать не только хорошим слухом, высокой музыкальной культурой, он должен иметь и навыки работы с ап­паратурой, с помощью которой со­здается звукоряд программы как художественного целого. Основы мас­терства постигались им в техническом училище, где была приобретена спе­циальность «монтажник радиоаппара­туры и приборов». А дальше, как говорит сам Михаил, практика, самообу­чение по «волшебным и умным кни­гам», общение с коллегами в области. «У нас такая профессия, что оши­баться нельзя, поэтому и не ошибаемся. Насколько помню, на наших концертах ни разу не было сбоев», - говорит Михаил. Конечно, из скром­ности он умалчивает о том, что без добросовестности, умения концентрировать внимание, организаторских способностей, большой работоспособ­ности звукорежиссеру не обойтись, как, впрочем, и в любой другой про­фессии.

О высоком профессионализме М. Терехова говорят директор СКК ОАО «Олкон» В.Г. Кельтусильд и его коллеги. «Недавно комбинат приоб­рел для Дворца культуры новую звуковую аппаратуру, прежняя прослу­жила без малого двадцать лет. В этом безусловно заслуга Михаила: не у каждого дома техника так долго работает», - говорит Валентина Геннадьевна, замечая, что Михаила смело можно назвать одним из луч­ших звукорежиссеров Мурманской области. Это подтверждает и тот факт, что его приглашают на крупные кон­цертные площадки Мурманска, когда туда приезжают звезды. Так, довелось ему поработать техником сцены в дра­матическом театре на концерте Криса де Бурга, в областном Ледовом двор­це на концертах групп «Машина вре­мени и «Воскресенье», Леонида Агутина, Олега Газманова и многих дру­гих известных групп и солистов.

Сейчас, в дни подготовки к празднованию юбилея Дворца культуры, работы хватает у всех, но это прият­ные хлопоты, так как связаны они с обновлениями. С нового сезона у Михаила будет теперь свое постоян­ное рабочее место звукооператора: ремонт в бывшей комнате киномеха­ников практически закончен. «Здесь будет находиться вся аппаратура. Удобно, что теперь ее не нужно бу­дет носить из зрительного зала в кабинет, и я во время концертов ни­кому не буду мешать. Отсюда виден весь зал и сцена», - рассказывает Михаил, демонстрируя свои будущие владения. Рабочее место звукорежис­сера - средоточие техники. Совре­менные звуковые пульты - это слож­ные многоканальные электронные ус­тройства, имеющие не один десяток регуляторов и переключателей. Уп­равляться с такой техникой, быстро решать конкретные задачи, выбирать варианты замены в случае отказа обо­рудования, своевременно и четко пе­реходить на резерв может только че­ловек, обладающий способностью мгновенно реагировать на происходя­щее и большой выдержкой.

Все работники Дворца сейчас тру­дятся в режиме нон-стоп с утра до позднего вечера. Завершается ремонт зрительного зала, ведется монтаж све­тотехнического оборудования. Парал­лельно готовится праздничная про­грамма. Михаил уже начал работу над фонограммами для нее. «Закончим все ремонтные дела, возьмемся вплотную за свою непосредственную работу, - говорит звукорежиссер. - Вообще вся моя жизнь связана с музыкой. Иногда бывает, по 8-12 часов слушаю ее, поэтому дома хочется тишины». Но, по его призна­нию, музыкальные пристрастия все-таки есть, и зависят они больше от настроения. Здесь любовь к хорошим джазу и року, классической музыке, клубной и танцевальной музыке. Только трудно человеку, чье ухо слы­шит все шероховатости, найти диск с качественной записью.

Как мы уже рассказывали, во Дворце культуры все делается в команде. Михаил участвует в со­здании сценариев, советует, каким образом можно сделать тот или иной музыкальный эпизод програм­мы. К сценариям готовятся заставки, фонограммы, а потом - бесконечные многочасовые репетиции: «Подго­товка фонограммы - дело кропот­ливое: ее надо где-то урезать, наре­зать, собрать и на концерте выдать без сбоев. В общем, работы хвата­ет, если учесть, что я участвую вез­де, где используется музыка: концер­ты, программы, а также свадьбы, юбилеи, вечера, детские праздники».

Возвращаясь к разговору о про­фессиональном росте, Михаил вспо­минает, как ему довелось побывать в настоящей студии звукозаписи в Санкт-Петербурге. На семинарах и практических занятиях на курсах по­вышения квалификации звукорежис­серам показали, как работает сложней­шая аппаратура, больше похожая на космическую. На этих же курсах удалось пообщаться с профессионалами, один из которых работает звукорежиссером великой Мариинки. М. Тере­хов делится: «Музыка с дисков, ко­торые он нам ставил для прослушивания, звучит совершенно иначе. Чи­стота звука, качество записи - мы смогли это оценить сами». Может, именно тогда зародилась мечта сде­лать во Дворце культуры настоящую студию. В принципе, говорит Миха­ил, это вполне осуществимо, только нужно найти помещение, чтобы обо­рудовать ее на должном уровне.

Мечты мечтами, но впереди кон­кретная задача - сделать юбилей­ную программу, и мы не сомневаем­ся, что вновь услышим на праздни­ке Дворца культуры качественный звук, потому что за пультом, как всегда, будет находиться Михаил.