«Невидимым фронтом» называет свой участок работы Михаил Терехов - звукорежиссер Дворца культуры ОАО «Олкон». Можно добавить от себя: «Невидимый, но весьма слышный фронт работы». Именно звукорежиссер несет ответственность за художественное и техническое качество звуковой продукции, которая предлагается слушателям и зрителям. Претензий к работе Михаила нет ни у тех, ни у других.
Вопрос, с какого года он работает во Дворце культуры, несколько озадачил Михаила, потому что по большому счету он здесь практически всю сознательную жизнь, начиная со школьных лет, когда подростком приходил сюда заниматься музыкой в ансамбле А.Т. Науменко. Музыкальная школа и занятия в художественной самодеятельности - это первые шаги к профессии, выросшей из юношеского увлечения. Звукорежиссер должен обладать не только хорошим слухом, высокой музыкальной культурой, он должен иметь и навыки работы с аппаратурой, с помощью которой создается звукоряд программы как художественного целого. Основы мастерства постигались им в техническом училище, где была приобретена специальность «монтажник радиоаппаратуры и приборов». А дальше, как говорит сам Михаил, практика, самообучение по «волшебным и умным книгам», общение с коллегами в области. «У нас такая профессия, что ошибаться нельзя, поэтому и не ошибаемся. Насколько помню, на наших концертах ни разу не было сбоев», - говорит Михаил. Конечно, из скромности он умалчивает о том, что без добросовестности, умения концентрировать внимание, организаторских способностей, большой работоспособности звукорежиссеру не обойтись, как, впрочем, и в любой другой профессии.
О высоком профессионализме М. Терехова говорят директор СКК ОАО «Олкон» В.Г. Кельтусильд и его коллеги. «Недавно комбинат приобрел для Дворца культуры новую звуковую аппаратуру, прежняя прослужила без малого двадцать лет. В этом безусловно заслуга Михаила: не у каждого дома техника так долго работает», - говорит Валентина Геннадьевна, замечая, что Михаила смело можно назвать одним из лучших звукорежиссеров Мурманской области. Это подтверждает и тот факт, что его приглашают на крупные концертные площадки Мурманска, когда туда приезжают звезды. Так, довелось ему поработать техником сцены в драматическом театре на концерте Криса де Бурга, в областном Ледовом дворце на концертах групп «Машина времени и «Воскресенье», Леонида Агутина, Олега Газманова и многих других известных групп и солистов.
Сейчас, в дни подготовки к празднованию юбилея Дворца культуры, работы хватает у всех, но это приятные хлопоты, так как связаны они с обновлениями. С нового сезона у Михаила будет теперь свое постоянное рабочее место звукооператора: ремонт в бывшей комнате киномехаников практически закончен. «Здесь будет находиться вся аппаратура. Удобно, что теперь ее не нужно будет носить из зрительного зала в кабинет, и я во время концертов никому не буду мешать. Отсюда виден весь зал и сцена», - рассказывает Михаил, демонстрируя свои будущие владения. Рабочее место звукорежиссера - средоточие техники. Современные звуковые пульты - это сложные многоканальные электронные устройства, имеющие не один десяток регуляторов и переключателей. Управляться с такой техникой, быстро решать конкретные задачи, выбирать варианты замены в случае отказа оборудования, своевременно и четко переходить на резерв может только человек, обладающий способностью мгновенно реагировать на происходящее и большой выдержкой.
Все работники Дворца сейчас трудятся в режиме нон-стоп с утра до позднего вечера. Завершается ремонт зрительного зала, ведется монтаж светотехнического оборудования. Параллельно готовится праздничная программа. Михаил уже начал работу над фонограммами для нее. «Закончим все ремонтные дела, возьмемся вплотную за свою непосредственную работу, - говорит звукорежиссер. - Вообще вся моя жизнь связана с музыкой. Иногда бывает, по 8-12 часов слушаю ее, поэтому дома хочется тишины». Но, по его признанию, музыкальные пристрастия все-таки есть, и зависят они больше от настроения. Здесь любовь к хорошим джазу и року, классической музыке, клубной и танцевальной музыке. Только трудно человеку, чье ухо слышит все шероховатости, найти диск с качественной записью.
Как мы уже рассказывали, во Дворце культуры все делается в команде. Михаил участвует в создании сценариев, советует, каким образом можно сделать тот или иной музыкальный эпизод программы. К сценариям готовятся заставки, фонограммы, а потом - бесконечные многочасовые репетиции: «Подготовка фонограммы - дело кропотливое: ее надо где-то урезать, нарезать, собрать и на концерте выдать без сбоев. В общем, работы хватает, если учесть, что я участвую везде, где используется музыка: концерты, программы, а также свадьбы, юбилеи, вечера, детские праздники».
Возвращаясь к разговору о профессиональном росте, Михаил вспоминает, как ему довелось побывать в настоящей студии звукозаписи в Санкт-Петербурге. На семинарах и практических занятиях на курсах повышения квалификации звукорежиссерам показали, как работает сложнейшая аппаратура, больше похожая на космическую. На этих же курсах удалось пообщаться с профессионалами, один из которых работает звукорежиссером великой Мариинки. М. Терехов делится: «Музыка с дисков, которые он нам ставил для прослушивания, звучит совершенно иначе. Чистота звука, качество записи - мы смогли это оценить сами». Может, именно тогда зародилась мечта сделать во Дворце культуры настоящую студию. В принципе, говорит Михаил, это вполне осуществимо, только нужно найти помещение, чтобы оборудовать ее на должном уровне.
Мечты мечтами, но впереди конкретная задача - сделать юбилейную программу, и мы не сомневаемся, что вновь услышим на празднике Дворца культуры качественный звук, потому что за пультом, как всегда, будет находиться Михаил.