«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Оленегорское образование: «Идти в ногу со временем»

1.jpg

Жить в эпоху перемен (независимо от того великие они или нет) всегда непросто: не зря гово­рится, что этого не пожелаешь и врагу. Жить в эпоху современных тотальных перемен совсем недавно казалось и вовсе невозможным: каких потрясений стоили, например, только ре­форма ЖКХ или принятие 122-го Федерального закона? Тем не менее, общество адаптировалось, жизнь продолжается, идет своим чередом. И здесь стоит отметить тот факт, что раньше дру­гих подверглась реформированию именно система образования Российской Федерации, и в этом изначально была заложена и прослеживалась вполне очевидная логика. О том, как складывалась и развивалась ситуация в Оленегорске, рассказывает наш сегодняшний собеседник - начальник отдела образования горадминистрации Людмила Андреевна ЗАЯКИНА.

- Людмила Андреевна, вся муници­пальная система образования в течение последних четырех лет строится на ос­нове программы развития образования Оленегорска - в чем она заключается?
- Да, действительно, муниципальная си­стема образования строится на основе про­граммы развития образования города Оленегорска на 2002-2005 гг., и представляет собой ряд масштабных серьезных направ­лений: это сохранение и развитие системы дошкольного образования с учетом образо­вательных потребностей населения; совершенствование содержания общего образова­ния в соответствии с концептуальными по­ложениями модернизации системы образо­вания; реструктуризация и обновление программно-методического обеспечения дополнительного образования; признание вариативности воспитательных систем с учетом различных типов и видов образовательных учреждений; развитие социально-психологи­ческой и педагогической поддержки детей; со­вершенствование системы охраны здоро­вья, питания, отдыха и оздоровления детей; и, наконец, модернизация системы образо­вания города на основе освоения новых управленческих технологий, обеспечение сво­евременной переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.
- Судя по высоким положительным результатам, показываемым, в том числе выпускниками школ города и прилегаю­щих территорий, программа полностью оправдывает и себя, и те усилия, кото­рые прикладывает к ее реализации му­ниципалитет, педагогические коллекти­вы. Чего в целом удалось добиться за это время?
- Не без гордости можно сказать о том, что нам удалось сохранить сеть дошколь­ных образовательных учреждений, у нас от­сутствует очередность в них. Значительно улучшились материально-технические и ме­дико-социальные условия: медицинские ка­бинеты пополнились необходимой аппарату­рой, что позволило своевременно сдать до­кументы на их лицензирование - причем, мы были одними из первых в области. В ре­зультате пропуск одним ребенком дошколь­ного учреждения по болезни в три раза ниже, чем в среднем по области. Значительно вы­росла возможность использования компью­терных технологий в образовательном про­цессе. Приобретено три компьютерных клас­са, благодаря чему в трех общеобразова­тельных школах введены в действие по вто­рому компьютерному классу и доукомплек­тованы компьютерами 22-я и 3-я школы. Всемерно поддерживается экспериментальная и инновационная деятельность: 14-й детс­кий сад, 4-я школа и школа-интернат являют­ся областными экспериментальными пло­щадками. На базе 7-й школы реализован про­ект открытия десятого технологического класса, где ребята помимо углубленной тех­нологической подготовки получат сертификаты о начальном профессиональном обра­зовании и гарантированное трудоустройство на горно-обогатительный комбинат.
В течение трех последних лет полностью выполняется план повышения квалификации педагогических работников - более пятисот человек прошли курсовую переподготовку в Мурманске, а также в ведущих образователь­ных центрах Российской Федерации, причем, восемьдесят пять из них обучились новым информационным технологиям в Интернет-центре в Апатитах. Администрация города всегда содействует проведению городских, областных и международных семинаров на базе образовательных учреждений Оленегорска. Ежегодно десять обучающихся общеоб­разовательных школ и профессионального училища в течение календарного года получа­ют стипендии муниципалитета. Хорошей тра­дицией стало проведение городского конкур­са профессионального мастерства "Лидер образования", пользующегося неизменной и уже заслуженной популярностью не только у педагогов и учеников, но и среди всех горо­жан. В цепях реализации конституционного права на получение образование детей с ограниченными возможностями в городе функ­ционирует специальная (коррекционная) шко­ла-интернат - по итогам областного конкур­са на лучшее интернатное учреждение имен­но ей в 2005-м году присвоено первое место. Почетного третьего места удостоен коллек­тив оленегорского детского дома.
Упорядочена система дополнительного образования детей. В настоящее время она соответствует реальному спросу обучающихся на дополнительное образование. Несмотря на проведенную реорганизацию, пол­ностью сохранены все направления деятельности, улучшены условия для проведения за­нятий в Центре внешкольной работы. Допол­нительное образование остается бесплатным для родителей, многопрофильным, существу­ет возможность свободного выбора кружков и секций. В городе созданы условия для реа­лизации основных задач воспитательной ра­боты. Система работы по профилактике пра­вонарушений и безнадзорности несовершен­нолетних позволила уменьшить количество несовершеннолетних, принимавших участие в совершении преступлений, с сорока четы­рех до двадцати девяти. По постановлению администрации города приобрел статус тра­диционного городской конкурс среди образо­вательных учреждений "Успех без курения", победители которого в качестве подарка по­лучают путевки в краеведческую экспедицию по Кольскому краю. Увеличивается количе­ство детей, охваченных организованными формами оздоровления и занятости в летний период - с 33% в 2001-м году до 78,9 % в 2004-м. Администрация города содействует реализации в образовательных учреждениях проектов воспитательных систем, соци­альных проектов "Я - гражданин России", "Мое Отечество", участию в международной акции "Славянский мост - детская дипломатия". В 4-й школе открыт музей "Кольский край в ис­тории России".
Также наш город активно участвует в реализации российско-норвежского проек­та "Приемные семьи" - создано пять при­емных семей, в которых воспитываются десять детей, бывших воспитанников дет­ского дома "Огонек". Значительные сред­ства из местного бюджета выделяются на охрану труда и обеспечение безопасности образовательных учреждений. Установле­на пожарная сигнализация, система опове­щения о пожаре, кнопки тревожной сигнализации. Тепловые пункты и вентиляцион­ные системы образовательных учреждений приведены в соответствие нормативным требованиям и аттестованы. Обеспечена безаварийная работа тепловых сетей в зимний период. Ежегодно к началу нового учебного года производятся ремонты всех образовательных учреждений, что подтверждается актами готовности.
Образовательные учреждения Оленегорска принимают участие в реализации вось­ми целевых программ на основе долевого финансирования из федерального, областного и местного бюджетов, что позволило приоб­рести спортивное и учебно-наглядное обо­рудование в общеобразовательные школы - замечу, что последний раз это оборудование приобреталось около пятнадцати лет назад. Созданы условия для получения среднего и высшего профессионального образования: в нашем городе работают филиал Хибинского политехнического колледжа, представитель­ства Северо-Западного заочного политехни­ческого университета и Московской совре­менной гуманитарной академии. С нового учебного года планируется открытие пред­ставительства Мурманского государствен­ного педагогического университета.
- Работа, бесспорно, проведена ог­ромная, а что в планах?
- В планах - продолжать действовать согласно принятой программе, а после ее за­вершения (в 2005-м году) вступит в силу программа развития образования на 2006-2010-й годы, над проектом которой мы рабо­таем в настоящее время и надеемся, что она будет благополучно принята и утверждена. Очевидно, что в нее будут вноситься неиз­бежные коррективы, поскольку реформа об­разования продолжается, а мы должны идти в ногу со временем - создавать все усло­вия для того, чтобы наши дети имели воз­можность получать качественное образова­ние и были конкурентоспособны, чтобы они имели возможность активно развивать свои творческие и спортивные способности, совершенствуясь и добиваясь заметных ре­зультатов. И мы гордимся успехами наших детей и педагогов, и со стороны админист­рации прилагаем максимум усилий к тому, чтобы система образования нашего города продолжала оставаться одной из лучших в области и вносила свой достойный вклад в общее дело.