Жить в эпоху перемен (независимо от того великие они или нет) всегда непросто: не зря говорится, что этого не пожелаешь и врагу. Жить в эпоху современных тотальных перемен совсем недавно казалось и вовсе невозможным: каких потрясений стоили, например, только реформа ЖКХ или принятие 122-го Федерального закона? Тем не менее, общество адаптировалось, жизнь продолжается, идет своим чередом. И здесь стоит отметить тот факт, что раньше других подверглась реформированию именно система образования Российской Федерации, и в этом изначально была заложена и прослеживалась вполне очевидная логика. О том, как складывалась и развивалась ситуация в Оленегорске, рассказывает наш сегодняшний собеседник - начальник отдела образования горадминистрации Людмила Андреевна ЗАЯКИНА.
- Людмила Андреевна, вся муниципальная система образования в течение последних четырех лет строится на основе программы развития образования Оленегорска - в чем она заключается?
- Да, действительно, муниципальная система образования строится на основе программы развития образования города Оленегорска на 2002-2005 гг., и представляет собой ряд масштабных серьезных направлений: это сохранение и развитие системы дошкольного образования с учетом образовательных потребностей населения; совершенствование содержания общего образования в соответствии с концептуальными положениями модернизации системы образования; реструктуризация и обновление программно-методического обеспечения дополнительного образования; признание вариативности воспитательных систем с учетом различных типов и видов образовательных учреждений; развитие социально-психологической и педагогической поддержки детей; совершенствование системы охраны здоровья, питания, отдыха и оздоровления детей; и, наконец, модернизация системы образования города на основе освоения новых управленческих технологий, обеспечение своевременной переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.
- Судя по высоким положительным результатам, показываемым, в том числе выпускниками школ города и прилегающих территорий, программа полностью оправдывает и себя, и те усилия, которые прикладывает к ее реализации муниципалитет, педагогические коллективы. Чего в целом удалось добиться за это время?
- Не без гордости можно сказать о том, что нам удалось сохранить сеть дошкольных образовательных учреждений, у нас отсутствует очередность в них. Значительно улучшились материально-технические и медико-социальные условия: медицинские кабинеты пополнились необходимой аппаратурой, что позволило своевременно сдать документы на их лицензирование - причем, мы были одними из первых в области. В результате пропуск одним ребенком дошкольного учреждения по болезни в три раза ниже, чем в среднем по области. Значительно выросла возможность использования компьютерных технологий в образовательном процессе. Приобретено три компьютерных класса, благодаря чему в трех общеобразовательных школах введены в действие по второму компьютерному классу и доукомплектованы компьютерами 22-я и 3-я школы. Всемерно поддерживается экспериментальная и инновационная деятельность: 14-й детский сад, 4-я школа и школа-интернат являются областными экспериментальными площадками. На базе 7-й школы реализован проект открытия десятого технологического класса, где ребята помимо углубленной технологической подготовки получат сертификаты о начальном профессиональном образовании и гарантированное трудоустройство на горно-обогатительный комбинат.
В течение трех последних лет полностью выполняется план повышения квалификации педагогических работников - более пятисот человек прошли курсовую переподготовку в Мурманске, а также в ведущих образовательных центрах Российской Федерации, причем, восемьдесят пять из них обучились новым информационным технологиям в Интернет-центре в Апатитах. Администрация города всегда содействует проведению городских, областных и международных семинаров на базе образовательных учреждений Оленегорска. Ежегодно десять обучающихся общеобразовательных школ и профессионального училища в течение календарного года получают стипендии муниципалитета. Хорошей традицией стало проведение городского конкурса профессионального мастерства "Лидер образования", пользующегося неизменной и уже заслуженной популярностью не только у педагогов и учеников, но и среди всех горожан. В цепях реализации конституционного права на получение образование детей с ограниченными возможностями в городе функционирует специальная (коррекционная) школа-интернат - по итогам областного конкурса на лучшее интернатное учреждение именно ей в 2005-м году присвоено первое место. Почетного третьего места удостоен коллектив оленегорского детского дома.
Упорядочена система дополнительного образования детей. В настоящее время она соответствует реальному спросу обучающихся на дополнительное образование. Несмотря на проведенную реорганизацию, полностью сохранены все направления деятельности, улучшены условия для проведения занятий в Центре внешкольной работы. Дополнительное образование остается бесплатным для родителей, многопрофильным, существует возможность свободного выбора кружков и секций. В городе созданы условия для реализации основных задач воспитательной работы. Система работы по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних позволила уменьшить количество несовершеннолетних, принимавших участие в совершении преступлений, с сорока четырех до двадцати девяти. По постановлению администрации города приобрел статус традиционного городской конкурс среди образовательных учреждений "Успех без курения", победители которого в качестве подарка получают путевки в краеведческую экспедицию по Кольскому краю. Увеличивается количество детей, охваченных организованными формами оздоровления и занятости в летний период - с 33% в 2001-м году до 78,9 % в 2004-м. Администрация города содействует реализации в образовательных учреждениях проектов воспитательных систем, социальных проектов "Я - гражданин России", "Мое Отечество", участию в международной акции "Славянский мост - детская дипломатия". В 4-й школе открыт музей "Кольский край в истории России".
Также наш город активно участвует в реализации российско-норвежского проекта "Приемные семьи" - создано пять приемных семей, в которых воспитываются десять детей, бывших воспитанников детского дома "Огонек". Значительные средства из местного бюджета выделяются на охрану труда и обеспечение безопасности образовательных учреждений. Установлена пожарная сигнализация, система оповещения о пожаре, кнопки тревожной сигнализации. Тепловые пункты и вентиляционные системы образовательных учреждений приведены в соответствие нормативным требованиям и аттестованы. Обеспечена безаварийная работа тепловых сетей в зимний период. Ежегодно к началу нового учебного года производятся ремонты всех образовательных учреждений, что подтверждается актами готовности.
Образовательные учреждения Оленегорска принимают участие в реализации восьми целевых программ на основе долевого финансирования из федерального, областного и местного бюджетов, что позволило приобрести спортивное и учебно-наглядное оборудование в общеобразовательные школы - замечу, что последний раз это оборудование приобреталось около пятнадцати лет назад. Созданы условия для получения среднего и высшего профессионального образования: в нашем городе работают филиал Хибинского политехнического колледжа, представительства Северо-Западного заочного политехнического университета и Московской современной гуманитарной академии. С нового учебного года планируется открытие представительства Мурманского государственного педагогического университета.
- Работа, бесспорно, проведена огромная, а что в планах?
- В планах - продолжать действовать согласно принятой программе, а после ее завершения (в 2005-м году) вступит в силу программа развития образования на 2006-2010-й годы, над проектом которой мы работаем в настоящее время и надеемся, что она будет благополучно принята и утверждена. Очевидно, что в нее будут вноситься неизбежные коррективы, поскольку реформа образования продолжается, а мы должны идти в ногу со временем - создавать все условия для того, чтобы наши дети имели возможность получать качественное образование и были конкурентоспособны, чтобы они имели возможность активно развивать свои творческие и спортивные способности, совершенствуясь и добиваясь заметных результатов. И мы гордимся успехами наших детей и педагогов, и со стороны администрации прилагаем максимум усилий к тому, чтобы система образования нашего города продолжала оставаться одной из лучших в области и вносила свой достойный вклад в общее дело.