«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Оленегорский опыт. Высокая оценка


Четырнадцатого октября исполнилось два года с открытия в Оленегорске Центра общественного доступа к государственной информации на базе городской библиотеки-филиала №7, хорошо известной многим оленегорцам как читальный зал «Эрудит». Наш Центр — один из многих в сети ЦОДов Кольского края: все они созданы в рамках Программы административной реформы Мурманской области, действующей с 2006 года. Впрочем, аналогичные информационные центры работают практически по всей территории России. Каждый из них — независимо от различий в названиях или размерах — призван обеспечить для любого из россиян открытый доступ к государственной и иной социально значимой информации.


erudit2.jpg

Говоря проще, любой житель нашего города может обратиться в библиотеку на Строительной, 34, если возникнет необходимость познакомиться с законами или другими нормативными актами, на каком бы уровне их не приняли — от Президента России до администрации Оленегорска. Здесь же наш земляк может поискать информацию о работе федеральных, региональных или муниципальных учреждений и организаций, о формах и правилах оформления различных документов и т.п. Более того, он может напрямую обратиться со своим вопросом или проблемой в государственные структуры, направив свой запрос через Интернет в любую инстанцию — от мэра до Президента.
Все эти возможности созданы в ходе той же административной реформы, благодаря размещению блоков полезной информации и действующих виртуальных приемных в сети Интернет на целом ряде порталов. Самые популярные из них — «Электронный гражданин Мурмана», «Правительство Российской Федерации», «Правительство Мурманской области», «Официальная Россия» (сервер органов государственной власти Российской Федерации), и другие. Кстати, и администрация Оленегорска тоже открыла свою виртуальную «площадку» во всемирной паутине. Более того, каждое учреждение нашего города просто обязано открыть для населения свой сайт, если еще не имеет такового, и доступно изложить информацию о себе, своих услугах и возможностях работы с населением. Таким путем, на основе использования информационно-коммуникационных технологий, сегодня создаются условия для эффективного взаимодействия между органами государственной власти, учреждениями и организациями разного уровня и, с другой стороны, — гражданами. И эти условия во многом созданы и уже работают на благо горожан в Центре общественного доступа. Сотрудники Центра могут рассказать, как активно оленегорцы интересуются законами, как часто ищут информацию о различных учреждениях и организациях, как настойчиво работают с документами. Известно, что оленегорцы обращаются и в виртуальные приемные Президента, премьер-министра России, губернатора Мурманской области — но информация об этих обращениях строго конфиденциальна.
Впрочем, для значительной части оленегорского населения деятельность Центра открытого доступа известна недостаточно. На начало 2010 года число постоянных пользователей Центра составило 2 121 человек, т.е. примерно десятую часть населения нашего города (среди них — индивидуальные предприниматели, служащие бюджетных организаций, студенты, пенсионеры, военнослужащие и другие категории населения). Большая часть оленегорского населения либо не сталкивалась с необходимостью в поиске информации, либо не знает об услугах Центра. Чтобы более «приблизить» государственную информацию к населению, на территории города и района в ближайшее время будут открыты еще несколько точек, обеспечивающих к ней доступ. Итак, административная реформа продолжается — и ее первые оленегорские результаты в сфере информатизации уже может оценить каждый житель нашего города, заглянув в ЦОД.
Оценивают эти результаты и специалисты, которые вплотную руководят процессом развития центров общественного доступа в области и в России. 18 октября наш ЦОД встречал гостей, благодаря которым он «родился» на оленегорской земле — заместителя директора по информационному обслуживанию Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки Светлану Зосимовну Баскакову и заместителя директора ООО «ИТ Консалтинг» Ивана Викторовича Корконосова. Среди гостей Центра были ответственный секретарь Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Татьяна Анатольевна Мурована и заместитель директора по информатизации Пермской государственной краевой библиотеки им. А.М.Горького Ольга Сергеевна Орлова. Само их присутствие в составе делегации свидетельствовало о высоком уровне, на котором продвигается в жизнь программа информатизации общества: она имеет статус не просто всероссийский — международный. В планах гостей было посещение оленегорского и мончегорского ЦОДов, и не столько с целью инспектирования, сколько — с целью выявления особенностей развития центров общественного доступа в разных регионах России. По словам Татьяны Анатольевны Мурована, это необходимо для формирования дальнейшей стратегии развития ЦОДов. Уже сейчас назревает вопрос: будет ли необходимость в таких центрах, когда население научится самостоятельно работать с информацией? Если будет, то какая роль закрепится за сотрудниками центров — роль навигаторов, проводников в мире информации или роль «технической службы», обеспечи-вающей доступ к информационным ресурсам? Какой видят свою роль сотрудники нашего, оленегорского ЦОДа в ближайшем будущем? Этот вопрос был напрямую задан заведующей Центром Елене Владимировне Снитко как практику, работающему непосредственно с населением города. Сотрудники Центра уверены, что в ближайшие годы их помощь в работе с информацией будет по-прежнему востребована населением. Строить далеко идущие планы труднее.
Насколько трудно прогнозировать ситуацию в таком небольшом муниципальном образовании, как Оленегорск, очень доходчиво объяснил гостям наш мэр Денис Александрович Володин. Непрерывно меняющийся ход внутрироссийских реформ, неурядицы с финансами и многие другие факторы могут разом перечеркнуть любой ЦОД — вопреки продвигаемой даже на уровне ЮНЕСКО политике информатизации общества. Хорошо было бы донести это до тех, кто формирует стратегию развития нашей страны на самом высоком уровне.
Впрочем, на встрече все-таки преобладал позитив. Для него было немало оснований — оленегорский Центр открытого доступа гостям очень понравился, и работа его сотрудников получила высокую оценку. А оленегорский опыт дал основания для первого вывода: каждый центр общественного доступа уникален и развивается по своему, особенному пути — сообразно тем условиям, в которых работает. Сотрудники Центра добавили бы: развитие нашего ЦОДа в первую очередь зависит от оленегорцев — от их заинтересованности, их потребности в информации, от их активности. Двери Центра общественного доступа ежедневно открыты для каждого горожанина. Добро пожаловать!

Предоставлено МУК «ЦБС» г. Оленегорска.
Фото Е. Васениной.