«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Обычная жизнь необычных детей

Уже двадцать лет в Оленегорске успешно работает отделение социальной реаби-литации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными воз-можностями. За прошлый год специалисты отделения помогли тридцати пяти семьям с особыми потребностями. О проделанной работе мы попросили рассказать подробнее заведующего отделением Марину ИВАНОВУ.

m.-ivanova_.jpg

— Марина Николаевна, с какими детьми Вы работаете?
— К нам на занятия родители приводят детей с отклонениями в здоровье. «Особые» — так зачастую их называют в средствах массовой информации, в различных учреждениях, да и просто в разговорной речи. Но для сотрудников отделения ребята с проблемным здоровьем — это обычные мальчики и девочки, со своими характерами, вкусами, предпочтениями, интересами. Именно с этой позиции мы общаемся с детьми, проводим развивающие занятия, праздники, экскурсии и другие интересные мероприятия. За время работы дети, родители и специалисты становятся по-настоящему близкими. Не зря гости отделения отмечают, что у нас царит теплая, почти семейная атмосфера любви и принятия каждого ребенка таким, каков он есть.
Какие услуги оказывает отделение?
— Мы помогаем родителям решать социально-правовые вопросы, консультируем, на какие льготы и пособия может рассчитывать семья, где они могут получить бесплатную юридическую помощь. Специалисты отделения, работая с детьми, формируют у них навыки самообслуживания и ориентирования в быту. Помогают в коррекции психологического состояния для лучшей адаптации ребенка в социуме. Проводят профилактику отклонений в поведении и развитии личности ребенка, формируют у него позитивные интересы. Организуют их досуг, оказывают помощь семье в воспитании детей. Проводят оздоровительные мероприятия, наблюдают за изменениями состояния здоровья.
Сколько времени занимает реабилитация?
- У всех по-разному. Мы заключаем договор с родителями или законными представителями и разрабатываем индивидуальную программу. Срок предоставления услуг у каждого свой. В зависимости от потребностей семьи и ребенка, период пребывания рассчитывается на основании индивидуальной программы реабилитации, но не более чем на три месяца. По результатам корректировки индивидуальной программы, при наличии показаний и свободных мест социальное обслуживание детям-инвалидам предоставляется неоднократно в течение года.
Как организована работа отделения?
deti-invalidy.jpg
— Для наших воспитанников в отделении работают две группы дневного пребывания от семи до девяти человек. Для них организовано трехразовое питание (завтрак, обед и полдник), прогулки, музыкальные и физкультурные занятия. В группы дети распределяются по возрасту: младшая группа открыта для детей от трех до десяти лет, в старшей группе реабилитационные услуги получают подростки до 18 лет. Мы стараемся сделать все, чтобы дети, посещая отделение реабилитации, жили обычной жизнью. Если ребенок ходит в общеобразовательную школу или детский сад, то родители могут приводить его только на занятия со специалистами. При посещении школы-интерната наши сотрудники сами отводят ребенка на уроки, а при домашнем обучении педагоги приходят к нам.
Какие занятия помогают в реабилитации?
- Сегодня отделение предлагает целый спектр новейших коррекционно-развивающих технологий, среди которых применение коммуникатора «Пойми меня» для детей с тяжелыми нарушениями речи, работа психологического арт-клуба «Прикосновение», в котором проводятся арт-терапевтические сессии для ребят, техники нейропсихологической и музыкально-двигательной коррекции, работа в гарденоклубе «Семицветик». Ребята посещают музыкальные занятия, занятия декоративно-прикладным творчеством, экскурсии, презентации, участвуют в коммуникативных и сюжетно-ролевых играх. Специалисты по социальной работе организуют для детей досуговые мероприятия, занятия по коррекции мышления и речи, обучают ребят необходимым социально-бытовым навыкам. Физическая реабилитация включает сеансы массажа и гидромассажа, занятия адаптивной физкультурой. Все занятия снимаются на видеокамеру, и потом мы показываем их родителям, рассказываем, как это можно сделать в домашних условиях. Раз в год выпускаем информационно-методический журнал для родителей «Калейдоскоп».
— Расскажите о специалистах отделения. Какие методы они используют в своей работе?
- Работать с детьми-инвалидами не каждый сможет. У многих быстро наступает профессиональное выгорание. Поэтому наш коллектив состоит только из тех людей, кто любит свою работу всей душой. Специалисты, которые здесь работают, не только профессионалы с высшим педагогическим образованием и большим опытом работы, но еще и очень чуткие, отзывчивые люди. К каждому ребенку они ищут подход. Их не останавливают неудачные попытки чему-то научить детей. Повторять одно и то же изо дня в день, закрепляя с ребенком полученный навык, — кропотливый труд, для них же это привычная работа. По программам, которые разрабатывают наши специалисты, потом работают коллеги по всей стране. Электронный коммуникатор «Пойми меня», разработанный Натальей Беляевской, может скачать себе на смартфон или планшет любой желающий. Он представляет собой искусственный заменитель речи для неговорящих людей или для тех, чья речь малопонятна окружающим. С помощью озвученных пиктограмм не только дети, но и взрослые, по разным причинам лишенные естественной речи,
смогут выразить свои желания и потребности. Регулярно в отделении проводятся семинары регионального и межрегионального уровня, в ходе которых мы делимся передовым опытом с коллегами.
Что бы Вы посоветовали родителям «особенных» детей?
— Я хочу сказать семьям, в которых подрастают дети со сложным здоровьем: не оставайтесь один на один со своими проблемами. Приходите, вместе мы сможем многое. Мы работаем, чтобы дети, имеющие подчас сложные, не поддающиеся лечению особенности здоровья, не чувствовали себя изолированными от общества. Здесь у них свой круг общения, они находятся в среде сверстников. А родители, в свою очередь, получают возможность жить обычной жизнью, не замыкаясь на уходе за ребенком.


Подготовила Анна ВЕСЕЛОВА.
Фото Кирилла Татаринцева.