«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Образование: в авангарде перемен

Во всех оленегорских школах отзвучали «последние звонки», а финальный аккорд учебному году по традиции даст череда выпускных балов. Между двумя этими событиями школьной жизни — решающая экзаменационная пора. Будущие абитуриенты понимают, насколько важно сейчас набрать высокие баллы на ЕГЭ, чтобы уже в скором времени иметь возможность поступить в хорошие ВУЗы на желаемые специальности, потому со всей ответственностью готовятся к выпускным испытаниям. Государственная (итоговая) аттестация стартовала двадцать седьмого мая с обязательного ЕГЭ по русскому языку и завершится девятнадцатого июня, в резервный день для сдачи единого государственного экзамена по математике. «При проведении прошедших экзаменов по муниципалитету нарушений не выявлено», — сообщила заместитель председателя комитета по образованию администрации города Оленегорска Лариса Федоровна ОРЛОВА в интервью «Заполярной руде», в котором также подвела итоги 2012/13-го учебного года и рассказала о подготовке к новому школьному сезону.

orlova-l.f_._.jpg


Лариса Федоровна, сколько человек в этом году сдают ЕГЭ и ГИА?
— В 2013-м году ГИА сдают двести семьдесят шесть учащихся девятых классов, включая школу № 151 Царь-города. ЕГЭ сдают сто шестьдесят четыре человека с учетом школы № 151, Оленегорского горнопромышленного колледжа и выпускников прошлых лет. Как и год назад, мы выпускаем четыре класса социально-экономического, химико-биологического, социально -гуманитарного, физико-математического профилей обучения на базе школы № 4 и по одному профильному классу в школах №№ 13 и 22.
Каковы итоги уже прошедших экзаменов с точки зрения организации?
— По состоявшимся экзаменам нарушений не выявлено. ЕГЭ по русскому языку и математике прошли в штатном режиме. В пункте проведения ЕГЭ — школе № 21 — во всех аудиториях присутствовали общественные наблюдатели. Государственная итоговая аттестация девятиклассников проводится на базе второго корпуса школы № 4 и школы № 7. После каждого экзамена мы сдаем экзаменационные материалы в Мурманск. Протоколы были оформлены верно, нареканий не последовало.
Что говорят сами ребята о заданиях — сложные или под силу справиться?
— По окончании единого государственного экзамена по русскому языку удалось побеседовать с выпускниками. Дети сказали: «Работа сложная», а одна девочка добавила: «Работа сложная, но если учиться систематически, то написать можно, и можно написать хорошо». В целом, отзывы ребят положительные. Говорят: «Справились». С нетерпением ждем результатов и надеемся, они будут хорошими.
А вот результаты ГИА по математике уже известны, и они нас очень порадовали. По сравнению с 2011/12-м учебным годом в этом учебном году качество знаний девятиклассников повысилось более чем в два раза — с 34,5% до 74,8%. Уровень обученности составляет 93,8%, что на 10,2% выше, чем в прошлом году.
Учитывая опыт предыдущих лет, по каким предметам оленегорские школьники традиционно демонстрируют высокие результаты ЕГЭ, а по каким дисциплинам показатели ниже среднеобластных?
— В прошлом году в рейтинге семнадцати муниципальных образований по результатам ЕГЭ Оленегорск занимал девятое место по математике и в целом по обязательным дисциплинам и пятое место по русскому языку. Среди предметов по выбору выпускники одиннадцатых классов дневных образовательных учреждений показали результаты выше среднеобластных по информатике, истории, географии, английскому языку, обществознанию и литературе. Ниже среднеобластных — по физике, химии, биологии.
Обычно у оленегорцев хорошие баллы по русскому языку. Так, в прошлом году ученица четвертой школы Дарья Кочубеева показала стопроцентный результат, а другой оленегорской школьнице, Юлии Сабукевич, до максимального количества не хватило всего двух баллов. Чуть ниже среднеобластного уровня — результаты по математике. В преддверии выпускных экзаменов велась работа в этом направлении: провели содержательный анализ результатов ЕГЭ за прошлый год, работали над ошибками, повышали педагогическое мастерство, работали над обновлением содержания программ и образовательных технологий, применяемых в учебном процессе, пополняли материальную базу школ, пересмотрели подходы к управлению образовательными системами и процессами.
Подводя предварительные итоги уходящего учебного года, с какими проблемами пришлось столкнуться, и что было достигнуто за минувший период?
— В первую очередь хотелось бы отметить, что с первого сентября 2013-го года вступает в силу новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Перемены затронули и муниципальную систему образования. Еще несколько лет назад обозначились ключевые проблемы: неустойчивая демографическая обстановка, разный уровень подготовки выпускников школ, нехватка педагогов, старение педагогических кадров. Вопреки трудностям, есть уверенность: все меняется к лучшему.
В прошедшем году деятельность комитета по образованию и общеобразовательных учреждений была направлена на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», долгосрочной целевой программы «Развитие образования Мурманской области» на 2011-2015 годы, комплекса мер по модернизации общего образования. Прошли те времена, когда детей учили с помощью мела и доски. Региональные власти и городская администрация выделяют средства на укрепление материально-технической базы учреждений. Мы закупаем современную мебель, имеющих повышенные образовательные потребности, в состав которой вошли педагогические и руководящие работники муниципальных образовательных учреждений. Сами педагоги в 2012/13-м учебном году совершенствовали профессиональное мастерство и обобщали опыт работы на мероприятиях муниципального и регионального уровня.
Среди основных проблем прозвучала нехватка педагогов. Как решается вопрос кадрового дефицита в Оленегорске?
— Действительно, свободные вакансии есть. Требуются учителя математики, физики и русского языка в четвертую и седьмую школы, преподаватели английского языка в школы №№ 4, 7, 13, 21. Проблема нехватки кадров решалась за счет внутреннего совместительства. Конечно, большой нагрузки не допускаем — при тарификации этот аспект отслеживается очень серьезно, потому как, если педагог перегружен, это отражается на качестве образования.
Следует признать: молодые специалисты не очень активно идут работать в образовательные учреждения. Хотя, что касается Оленегорска, дополнительным стимулом для привлечения специалистов является предоставление администрацией города служебного жилья, причем не комнаты в общежитии, а одно- или двухкомнатной квартиры. Это очень большой плюс.
Хороший стимул для привлечения молодых резервов — повышение зарплаты. В целях реализации Указов Президента России Владимира Путина, средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений в мае этого года составила порядка сорока двух тысяч девятисот десяти рублей. Стоит сразу оговориться: размер зарплаты педагогических работников образовательных учреждений не одинаков. Новая система оплаты труда строится на принципе глубокой дифференциации.
Показателен пример директора школы № 7 Валентины Вячеславовны Решетовой, которая во время поездки в областной центр разговаривала с проректором Мурманского Государственного Гуманитарного Университета и встречалась со студентами тех специальностей, которые требуются оленегорской школе: выходила в аудитории, общалась с ребятами, рассказывала о преимуществах работы. По ее словам, студенты хоть и не определились окончательно с выбором места работы, но были настроены положительно. Возможно, среди выпускников есть те, кто заинтересовались предложением.

Продолжение в следующем номере.