«Оленегорск: Люди. События. Факты»

"Нестандартный" стандарт в "Дубравушке"

Одной из самых обсуждаемых тем в российском образовании сегодня является введение Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013-го года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разработан и утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.


nestandartnyj-standart-1.jpg

Cовременный детский сад - место, где ребенок получает возможность эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Задача дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в том, чтобы создать каждому воспитаннику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребенка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на реализацию продуктивного обучения, это трудный, но единственный путь модернизации дошкольного образования. В основе дошкольного стандарта лежит системно–деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования. При таком подходе познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования.
С целью развития у детей активности, самостоятельности и творчества детей педагоги вводят в образовательный процесс инновационные технологии, такие как метод проектов, проблемное обучение, исследовательскую деятельность и др. В организации методической деятельности используют методы интерактивного взаимодействия: мастер-классы, тренинги, деловые игры и т.п. Этот же принцип используется и в организации сотрудничества с родителями воспитанников.
Детский сад № 14 «Дубравушка» с 2013-го года является региональной инновационной площадкой по реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Девятого апреля 2014-го года в МДОУ № 14 состоялся региональный семинар «Реализация деятельностного подхода в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС ДО». В работе семинара приняли участие научный руководитель проекта, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования Института развития образования (г. Мурманск) О. В. Малахова, специалист комитета по образованию администрации г. Оленегорска И. В. Руцкая, старший методист Информационно-методического центра Е. А. Баскова-Лебедева, председатель совета депутатов г. Оленегорска А. М. Ляпко, а также руководители и педагоги детских образовательных организаций Мурманской области.
Открыла семинар председатель комитета по образованию администрации г. Оленегорска Л. Ф. Орлова, которая в своем выступлении оценила муниципальную систему дошкольного образования как стабильно развивающуюся, особо отметив при этом коллектив детского сада № 14 — активного участника региональных, всероссийских и даже международных конкурсов, и лично руководителя МДОУ Е. И. Поташ. Пользуясь возможностью, Лариса Федоровна вручила дипломы педагогам-призерам международного конкурса «Надежда Планеты» Е. Кузнецовой и Г. Леоновой.
Итоги работы площадки за два года подвела заведующая МДОУ «Дубравушка». Елена Ивановна рассказала об особенностях образовательной программы детского сада № 14, познакомила с частью программы, формируемой участниками образовательных отношений. В основе вариативной части образовательной программы детского сада — авторская программа педагогического коллектива «Азбука краеведения» и парциальная программа «Пред-школа нового поколения». Далее участники семинара посетили занятия в разных возрастных группах. Вниманию гостей были представлены технологии исследовательской, игровой и театрально-игровой деятельности, технология использования электронных ресурсов и организации социально-значимых акций, а также квест-путешествие и дизайн-деятельность. Ключевой линией новой образовательной программы является приобщение ребенка к ценностям культуры, социализация его в обществе, а не обучение его письму, чтению и счету. И это приобщение через ведущий вид детской деятельности — игру — показали воспитатели «Дубравушки» Е. Н. Сергеева, Н. В. Нестерова, Т. И. Маратканова, И. В. Исупова, И. А. Лавриненко, Т. В. Кеба, Е. Н. Мансурова, Г. А. Осипова, С. С. Веденеева и Е. В. Кузнецова. Как на практике работает технология межличностного взаимодействия воспитанников и взрослых в музыкально-художественной образовательной среде, продемонстрировали педагоги детского сада Б. Ю. Рогаль и Т. С. Сколова, подготовившие литературно-музыкальную композицию «О чем мечтают дети», посвященную 70-летию Победы.
В заключение семинара в рамках апробации учебно-методического комплекта «Предшкола нового поколения» воспитатель И. В. Исупова ознакомила участников семинара с новым электронным контентом, технологической основой которого является двухэкранное панельное устройство PocketeDGe, которое рассчитано и на читающего, и на не читающего еще ребенка. Электронные пособия, разработанные для этого планшета, связаны общим сказочным сюжетом, что позволяет дошкольнику выполнять все задания вместе с героями волшебной сказки. Дошкольник, выяснив значения всего нескольких условных значков, сможет сам управлять обоими экранами устройства: выполнять письменные задания на цветном экране, прописывать буквы и цифры, осваивать слоговое чтение, выполнять упражнения и решать задачки, раскрашивать картинки, дополнять собственными действиями интерактивную анимацию.
nestandartnyj-standart.jpg
В свое время один из самых мудрых проводников в страну детства Самуил Маршак написал небольшое стихотворение, в котором он, по сути, поставил грустный диагноз безличностной педагогике:
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?»

Обновление содержания дошкольного образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в «Дубравушке».
Всегда приятно, когда дети идут в детский сад с хорошим настроением, когда педагогам в радость работа, когда условия, созданные в детском саду, позволяют сделать каждый день увлекательным, познавательным, насыщенным разнообразными событиями.

Подготовила Светлана Пешкова.
Фото Кирилла Татаринцева.