«Оленегорск: Люди. События. Факты»

На связи – Киргора!

Кировогорский карьер, который возглавляет Юрий Алексеевич Казаков, в силу своей отдаленности, живет своей жизнью, но это «географическое обстоятельство» не мешает коллективу карьера чувствовать себя частью горного управления и комбината в целом. Со своей задачей — выдавать запланированные объемы руды и породы — Киргора успешно справляется с момента начала работы. Как отметил Ю. А. Казаков, коллектив карьера основные показатели по добыче руды и вскрыши за прошлый год выполнил, несмотря на то что объемы растут год от года. За процентами и цифрами стоит труд всего коллектива Киргоры.

От карандаша к цифровым технологиям

Маркшейдерская служба Киргоры пополнилась новыми кадрами. Почти два года на комбинате трудятся маркшейдер карьера Анна Владимировна Лещинская и горнорабочая Елена Анатольевна Мельник. Анна Владимировна рассказала о том, что в их службе появилось новое оборудование, которое так давно ждали, — это электронный тахеометр. Его освоение только начинается, но уже сейчас маркшейдеры могут оценить преимущества прибора, помогающего справиться с увеличивающимся объемом работы. Электронный отражатель прибора позволяет сразу навестись на нужную точку, тут же указывается расстояние, превышение, определяются координаты точек. Все данные съемки по возвращении в кабинет маркшейдер вносит в компьютер, и получается готовая база карьера в координатах. «Это главная перемена, произошедшая в нашей службе. Наконец мы уйдем от планшетов, от планов — все это будет в компьютере, что значительно повысит эффективность работы маркшейдера, сэкономит время», — говорит А.В. Лещинская. Она побывала в «Карельском окатыше», где ее коллеги помогали ей освоиться с новым прибором.

О наболевшем

Говоря о службах карьера, начальник отметил неоценимый вклад в успешную работу горняков службы водоотлива, на которой лежит важная задача — откачка воды из карьера. «Мы сейчас добываем руду с низлежащих горизонтов, поэтому от службы водоотлива зависит выполнение плана по добыче, — говорит Юрий Алексеевич.
— У меня, как у руководителя, претензий к службе нет, хотя им приходится нелегко». Сами работники службы водоотлива говорят о том, что всегда возникают проблемы с кадрами. Эта служба в карьере немногочисленна: всего несколько слесарей и сварщики. Бригадиром службы водоотлива является Михаил Григорьевич Воронин. Именно на их плечах лежит ответственность за откачку воды. Как рассказал механик Киргоры Илья Михайлович Журавлев, проблем с насосами нет, один из них еще новый, получен в прошлом году. К сожалению механика, переборкой насосов слесари занимаются в одиночку. Постоянно возникают проблемы и с техникой, которой катастрофически не хватает, даже по сравнению с Оленегорским карьером. Сварщик Н. А. Молчанов работает на Киргоре по договору (пришел сюда с Оленегорки) — у него есть возможность сравнить условия работы двух карьеров. Основное оборудование, конечно, есть, а вот с запчастями всегда проблема. Они либо приходят с опозданием, либо их качество оставляет желать лучшего.
Об этом же говорил и машинист-инструктор Валентин Васильевич Ольшанский — личность на комбинате легендарная и известная. Он трудится на комбинате с 1973 года, принимал участие в сборке первых восьмикубовых экскаваторов, всегда был в передовиках, и его мнение, опыт и советы ценят не только молодые, но и опытные работники. Самое интересное из своей жизни В.В. Ольшанский оставил на июнь, когда он будет отмечать двойной юбилей: «Как было раньше и как сейчас — это две большие разницы, но настроение все равно боевое — надо работать. Молодежи, конечно, сейчас непросто: машины уже старые, некоторым исполнилось по 20 лет, а производительность надо поднимать. Но все равно многое зависит от самого машиниста экскаватора. У кого-то и старый экскаватор работает без проблем, потому что человек жалеет машину, ухаживает за ней. Если человек ответственный, то он и забой подготовит, как надо, «шишки» уберет, подошву, уклон будет держать. От этого и производительность зависит. А есть и такие машинисты, что не знаешь, как и воздействовать на них». Однако, по его мнению, есть на кого оставить производство: это экипажи 16, 14, 24 экскаваторов. Но все равно нужна новая техника. То, что подрядчики выпускают из капитального ремонта, требует еще дополнительного «доведения до ума» уже своими силами. «Главное — это то, что люди руки не опускают, работают, стараются», — подводит итог ветеран труда.
Молодой механик, подключаясь к разговору, тоже сетует на старую технику, на отсутствие запчастей. В зоне его ответственности — обеспечение экскаваторов зубьями, канатами, маслами, а также взаимодействие с подрядчиком, который занимается плановыми и аварийными ремонтами. О качестве работы механиков и слесарей можно судить по количеству аварийных ремонтов. Чем меньше аварий, тем больше работает экскаватор, значит, и производительность страдает меньше. Экипажи экскаваторов также заинтересованы в этом, так как за безаварийную работу им выплачивается премия.

«Три в одном»

Буровые работы уже несколько лет отданы на откуп подрядчиков, но в штате карьеров есть бурильщики шпуров. Четырнадцать лет занимается этой работой Иван Васильевич Федюшин. В его «владении» находится буровая установка на базе «Кировца». Сложность профессии «бурильщик шпуров» в том, что рабочий должен быть универсалом. «Это три в одном: я и бурильщик шпуров, и тракторист, и компрессорщик. Основное мое занятие — бурение шпуров, негабарита», — говорит Иван Васильевич. Он утверждает, что его работа ему нравится, правда, с возрастом она для него становится все тяжелее.
Как человек со стажем, И.В. Федюшин может оценить сегодняшнюю ситуацию на предприятии. По его мнению, условия работы сейчас изменились в лучшую сторону. И хотя без проблем не бывает, решаются они оперативно. Запчастями обеспечивают вовремя, улучшилась ремонтная база. «Уходить пока не собираюсь, еще поработаю», — улыбается Иван Васильевич.

Ни минуты простоя

В операторной Кировогорского карьера, как и во всех остальных карьерах, царит рабочая обстановка. Бригадир смены Виктор Владимирович Кириллов в минутные перерывы между телефонными звонками, вызовами по рации рассказывает о своей работе, суть которой заключается в том, чтобы движение в карьере не замирало ни на минуту. Бригадир смены отвечает за организацию работы всех служб карьера, расстановку экскаваторов, движение автосамосвалов. В смену В. В. Кириллова в карьере работает два экскаватора на перегрузке, два — в забое. Третий пришел из ремонта, но пока не может начать работу. «Меняли генератор подъема, а подшипники остались без смазки. Сейчас механики будут заниматься этой проблемой. Естественно, теряем время», — комментирует ситуацию бригадир смены.

ВВС

Работа всей техники, оборудования в карьере зависит от электричества. Этим занимается служба высоковольтных сетей, которую в карьере возглавляет энергетик Игорь Владимирович Журавлев. Электроснабжение, перестройка линий электропередач в карьере, обслуживание и ремонт электрооборудования, а также водоснабжение и отопление — это то, за что отвечает небольшой коллектив службы ВВС Кировогорского карьера, который должен работать круглосуточно, несмотря ни на что. «Мы стараемся обходиться без чрезвычайных ситуаций, хотя порой это бывает достаточно сложно, — говорит Игорь Викторович. — Карьер находится на розе ветров, и даже если в городе безветренная погода, то здесь все равно дует ветер. Электрослесари работают на открытом воздухе; перегоны экскаваторов, строительство линий, ремонты планируются заранее, без учета погодных условий, поэтому одна из главных проблем службы — текучка кадров. К тому же и зарплата, по сравнению с основными профессиями, невелика».