«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Музыкальной школе посвящается

В XIX веке Фридрих Ницше сказал: «Без музыки жизнь была бы ошибкой». Мы живем в XXI веке, но эти слова актуальны до сих пор, ведь частичка музыки есть в каждом человеке, а мир без нее стал бы беднее, потому что звуки сопровождают нас повсюду. Мы слышим пенье птиц и человеческий голос — самый сложный музыкальный инструмент. Музыка — язык, который не требует перевода. Приобщение к этому виду искусства — нелегкий труд, но как же приятно спустя несколько лет упорного труда получить драгоценный аттестат в стенах уже родной музыкальной школы. Оленегорская ДМШ выпустила не одно поколение музыкантов разных направлений, некоторые из них уже сами преподают в ней. Во многих семьях нашего города есть люди, которые как-то связаны с музыкальной школой, именно поэтому дата 11 декабря для Оленегорска имеет большое значение, ведь в этот день будет проходить праздничный концерт, посвященный 50-летнему юбилею ДМШ. Впереди нас ждет торжественное мероприятие, а о том, как оно будет проходить, рассказала Евдокия Валентиновна ШЕВЦОВА, начальник отдела по культуре, спорту и делам молодежи администрации г. Оленегорска.

Евдокия Валентиновна, какие мероприятия будут проводиться в честь юбилея?
— Это будет праздничный вечер, где будут исполняться музыкальные произведения, звучать поздравительные слова. Программу этого юбилея мы раскрывать не будем, это сейчас просто невозможно, потому что люди творческие, все время что-то изменяется. Мы все, конечно, преподнесем творческие подарки. Я сама по образованию преподаватель фортепьяно и концертмейстер, поэтому на вечере планирую выступить в составе ансамбля «Ретро бэнд мюзетт» под управлением педагога музыкальной школы Науменко А. Т.
Когда-то в музыкальной школе было отделение виолончели, планируется ли сейчас открыть новые классы?
— Все зависит только от того, какие специальности будут выбирать поступающие. Если найдутся дети, которые захотят учиться игре на виолончели, мы будем искать преподавателя. К сожалению, сейчас популярность классического состава симфонического оркестра резко падает, таких музыкантов очень мало в стране. Кроме того, эти инструменты требуют постоянных материальных вложений и соответствующего ухода за ними.
— Ждут ли школу реформы?
— В отличие от общеобразовательной школы, где преподаватели постоянно ищут способы усовершенствовать процесс освоения знаний, музыкальная школа очень жестко привязана к традициям музыкального образования. Из нововведений на сегодняшний день возможно лишь внедрение обучения игре на электронных инструментах. Это нужно для развития интереса у ребенка к музыке. Необходимо показать детям, как это приятно жить в мире волшебных звуков. К сожалению, в век компьютерных технологий простое фортепиано может показаться не-современным. Но в музыкальной школе главным остается приобретение исполнительских навыков путем гамм, арпеджио, этюдов, поэтому от традиций никак не отойти. Наша музыкальная школа развивалась, несколько опережая те образовательные программы, которые ложатся в основу учебного процесса. Мы давно оборудовали школу различной видео- и звуковой техникой. Многие областные учебные заведения по техническому оснащению отстают от Оленегорской школы.
Как с каждым годом меняется количество учащихся в музыкальной школе?
— Оно абсолютно стабильно. Школа по типовому проекту была построена на 250 человек, сейчас в ней обучается около 240 детей. Меняется численность на отделениях, но угадать ее невозможно, здесь во многом влияют модные тенденции. На сегодняшний день самой большой популярностью пользуется фортепианное отделение и отделение гитары.
Вы являетесь начальником отдела по культуре, спорту и делам молодежи, скажите, в Оленегорске дети больше спортивные или музыкальные?
— В прошлом году мы проводили мониторинг, результаты которого показали, что детей, увлекающихся спортом больше. Но практически все те, кто занимается музыкой, занимается и спортом. Если человек активен, то он проявляет себя во всем.
Вы часто общаетесь с молодежью?
— Я чаще общаюсь с теми, кто непосредственно работает с детьми и знает, что этим ребятам нужно. Мне нравится ходить пешком на работу, и на улице я наблюдаю за молодежью, и воображаю, что такая же молодая. Но не очень понимаю современных подростков, переживаю, когда вижу ругающихся матом девушек или курящих парней.
— В какую сторону меняются дети с годами?
— Все сложнее с детьми быть на одном уровне. Раньше они больше доверяли авторитету, а сейчас, чтобы убедить ребенка в своей правоте, нужно иметь достаточное количество аргументов в запасе, не все принимается на веру. Дети требуют доказательства абсолютно всему. А убедить их можно только собственным примером, показав правоту своей позиции. Все не ограничивается учебными хрестоматиями, так как живем мы не в изолированном, запаянном мире. Сейчас в мире искусства преобладает толерантное отношение ко всем направлениям, есть возможность выбора. Очень часто гениальную музыку делали «сумасшедшие» люди, несоциализированные представители общества. Даже обитая в кочегарках, они сочиняли гениальную музыку. Я не призываю возводить их в кумиры, но не преклоняться перед их талантом невозможно. Нужно человека учить многоликому восприятию и искусства, и жизни. Потому, что культура — это продукт жизни общества. У каждой медали есть обратная сторона. На жизненной среде вырастает самое прекрасное. Именно культура сделала человека человеком, она включает в себя высочайший уровень достижений всех наук.
На Ваш взгляд ребенок должен быть талантливым или трудолюбивым?
— Я считаю, что трудолюбие — это уже большой и бесценный талант. В Иудейском царстве таланами называли деньги, то есть талант — это синоним богатства, а без трудолюбия он абсолютно ничего не стоит. Трудолюбие — это тот талант, который позволит развить любые способности. Даже слух до абсолютного развивается только путем упражнений.
Ваши пожелания коллективу музыкальной школы и учителям.
— Я считаю, что музыкальная школа — это замечательное учреждение. За время существования школы педагоги проявили себя как профессионалы, хорошо знакомые и с методиками преподавания музыки, и с детской психологией. Сегодня они также создают комфортную атмосферу для учебного процесса, поэтому и результаты у нас просто замечательные. Педагоги школы представляют собой семью, они доверяют своим ученикам. Я желаю, чтобы между учениками, преподавателями и родителями учеников царило взаимопонимание.


Елизавета Зенова. Фото автора.