«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Красота - это добрая сила

Проект Русского музея стартовал в Оленегорске. Эксперты Государственного Русского музея при поддержке входящих в «Cевергрупп» компаний «Северсталь» и «Силовые машины» приступили к реализации инновационного образовательно-выставочного проекта в городе горняков..

Не край земли
С презентации в музейно-выставочном зале «У горы Оленьей» началась программа мероприятий инновационного проекта всемирно известного Русского музея. С приветственными словами выступили глава Оленегорска Олег Самарский, депутат областной думы Наталия Ведищева, руководители учреждений культуры.
Программа представляет собой уникальный, технологически оснащенный учебно-методический кластер и успешно претворяется в более чем шестидесяти образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Помимо этого она представлена и на международном уровне - во Франции, США, Швейцарии и Германии. И везде получила высокую оценку.
Оленегорск оказался в столь значимом ряду благодаря поддержке двух компаний, входящих в «Севергрупп», - это «Северсталь» и «Силовые машины». Проект «Живая планета в красках и цифре» уже реализуется в Череповце, Воркуте, Петрозаводске.
Начальник отдела коммуникаций АО «Северсталь Менеджмент» в Оленегорске Виталий Цымбалов поприветствовал земляков от лица исполнительного директора «Олкона» Дениса Голубничего и отметил, что «Северсталь» и Русский музей связывают давние партнерские отношения.
Три дня на площадках центра культуры и досуга «Полярная звезда» проводились лекции, мастер-классы, консультации и круглые столы, а также дидактическая выставка «Свет и цвет в изобразительном искусстве». Участниками и слушателями были педагоги начальной и средней школы, музейные работники, преподаватели художественных школ из разных городов области.
Горожане, конечно, рады тому, что именно из их города стартовал проект в Заполярье.

- Оленегорск - это вовсе не провинция и не край земли, - отметила директор областного художественного музея Ольга Евтюкова. - Это очень активный город нашего края, и то, что реализация проекта началась именно здесь, на самом деле закономерно. Здесь люди, которые хотят работать, хотят, чтобы молодое поколение, да и среднее тоже, было вовлечено в круговорот важных культурных событий. Изобразительное искусство - это очень большой труд, его нужно понимать, поэтому нынешнее событие полезно молодому городу. И это только начало: Русский музей приходит в Оленегорск.

Дело государственной важности
Нынче Интернет позволяет нам приблизить мировые шедевры живописи, созерцать их практически в домашних условиях в высоком цифровом качестве. Правда, не стоит забывать, что виртуальное пространство должно гармонично сочетаться с реальным замыслом художника. И в этом смысле ничто не заменит музейной атмосферы.
- Русский музей является центром культурно-просветительской и научно-методической работы для всех отечественных художественных музеев. Он имеет прямые контакты с Лувром, Метрополитен-музеем, другими крупнейшими музеями мира. И вот по чисто русской традиции Русский музей оказался здесь, в Оленегорске. А в прошлом году был в Воркуте, - обратился к северянам заведующий отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея, доктор педагогических наук Борис Столяров. - Мы делаем то, что имеет, не побоюсь пафосного определения, огромную государственную важность. Сегодня страна сталкивается со сложными проблемами образования и воспитания. Вот сожгли церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге - шедевр деревянного зодчества XVIII века восстановлению не подлежит. В Псковской области сгорела усадьба Волышево - графское имение Строганова пережило две войны, но вандалов современности этот памятник старины пережить не смог. А в Петербурге на творении Фальконе «Медный всадник» - памятнике Петру I - пытались жарить шашлыки… Вандалы сняли со стены дома в Петербурге историческую доску, которая во время блокады предупреждала ленинградцев: «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!».
В такой ситуации, как подчеркнул Борис Столяров, образование и воспитание становятся вопросом национальной безопасности государства:
- Можно отреставрировать храмы, можно создать новые музеи, но все это способны уничтожить тупость и безграмотность, а иногда и административное чванство - такое бывает. Я думаю, музеи должны активнее включаться в процесс образования и воспитания, причем с самых современных позиций. А то ведь для многих что такое Русский музей? «Последний день Помпеи» и «Девятый вал». Зашел и вышел. Повысил культурный уровень...
Профессор рассказал, что образовательно-выставочный проект Русского музея является новым в отечественной практике.
- Мы вышли на проблемы взаимодействия искусства и техники, - отметил он. - Сегодня в некоторых областных городах открываются технопарки, кванториумы. Это среда технического творчества, новый формат работы с детьми, основанный на интересе подрастающего поколения к науке и технологиям. Прекрасный кванториум открыт в Череповце, там созданы условия для постижения законов химии, физики, биологии и прочих наук. Так вот, музей должен встроиться в этот ряд. И говоря об искусстве, мы должны понимать, что картина - это не только сюжет, не только дата ее создания и годы жизни художника. У картины есть технологическая составляющая! Она огромна, полна открытий и будет чрезвычайно интересна сегодняшней молодежи. Технологии, которые используются в творческой мастерской художника, секреты и разгадки того, какими средствами пользовался творец, - это уж точно не оставит равнодушными подростков.

Эксперты ознакомили слушателей с новыми уникальными изданиями, разработанными специалистами Русского музея, которые призваны стать творческим дополнением к урокам по самым разным школьным предметам. Интересно рассмотреть шедевр с точки зрения, например, химии (какие краски использованы, как они создавались), физики (как преломляется свет и т. д.), истории, географии, математики и других дисциплин. Даже сложно предположить, сколько «образовательных зайцев» будет убито в результате такого методического подхода.
- По сути, это творческое дополнение к тому, что дети проходят в школе. Это обогащение урока, это метапредметные связи, - отметил профессор. - Поэтому мы будем искренне рады вашему участию в проекте, нашей творческой дружбе. Скажу сразу, проект достаточно труден, поэтому понадобится некоторое внутреннее напряжение, работа мысли. Без этого ничего сделать невозможно. Вы - среди первых участников проекта.

О секретах света и цвета
Три дня пролетели незаметно. Лекции, мастер-классы, круглые столы - всего на необычном мероприятии было с избытком.
Мастер-класс «Цветная химия красок: пигменты и красители» провела искусствовед, художник-реставратор древнерусской живописи Анна Пейчева. Лекцию «Образовательные программы художественного музея - путь к метапредметным результатам и универсальным учебным умениям» прочитала заведующая сектором отдела «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Ольга Лузе.
Лекция-беседа «Живописные шедевры в контексте культуры восприятия зрителя» и лекция «Гармония или агглютинация?» профессора Столярова вызвали большой интерес слушателей. Среди которых, кстати, были не только педагоги и музейные работники, но и просто заинтересованные горожане разных профессий. Профессор размышлял о современном искусстве, способах его понимания и использовании в педагогическом процессе.
В некоторых мастер-классах принимали участие старшеклассники. В конце каждого дня проводился круглый стол по рассмотренной тематике. Иначе говоря, материал изучался, а потом закреплялся. Думается, вдохновленные новыми знаниями педагоги и музейные работники откроют еще неизведанные грани образовательной и воспитательной деятельности. И это только начало: Русский музей уверенно вошел в заполярный город горняков.
Государственный Русский музей - крупнейший в мире музей русского искусства, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев РФ. Расположен в Санкт-Петербурге. В уникальный музейный комплекс Русского музея входят Михайловский, Мраморный, Строгановский дворцы, Инженерный замок, Летний и Михайловкий сады.


Т. Попович, фото: Олег Филонок