10 лет назад - весной 1999 года - горный передел Оленегорского ГОКа пополнился еще одним, пятым по счету разрабатываемым месторождением. В конце апреля прогремел первый массовый взрыв в Комсомольском карьере, а в мае на дробильно-обогатительную фабрику поступила первая «комсомольская» руда.
Десятилетняя история карьера включает в себя немало. За это время сложился коллектив рудника, сформировался парк техники, постепенно росли объемы добычи руды. Стабильная работа по выполнению поставленного производственного плана - это, прежде всего, ежедневный труд не одного десятка людей. По словам заместителя начальника Комсомольского карьера Виктора Индыченко, его коллектив состоит из грамотных, ответственных специалистов, со знанием дела выполняющих свои обязанности - тех, у кого за плечами большой опыт работы, и тех, кто еще только начинает свой трудовой путь. Чтобы узнать, чем сегодня живет карьер, мы побывали на рабочих местах представителей основных профессий.
"У каждого машиниста своя манера грузить"
Так считает машинист экскаватора Александр Повойко, стаж работы на комбинате которого составляет более двадцати лет. В свое время вместе с родителями он переехал на Север с Кубани. «Родители приехали строить город и остались здесь жить. Комбинат - основное предприятие в городе, поэтому куда идти работать - вопроса не возникло», - говорит он. В далеком 88-м году пришел на предприятие помощником машиниста после окончания оленегорского профтехучилища, а спустя время сам сел за рычаг экскаватора. На Комсомольском руднике он трудится с момента ввода этого карьера в работу. Коллектив самого молодого рудника комбината складывался из специалистов, работавших в других карьерах. Так, машинист Повойко получал основные навыки профессии, работая в том числе в Кировогорском карьере. «Научиться грузить, управлять машиной несложно, - считает машинист. - Гораздо труднее освоить устройство машины. Это необходимо знать и машинисту, и помощнику, чтобы заниматься ремонтом. Подобные навыки приходят со временем». Одна из отличительных черт каждого машиниста, по мнению Александра Повойко, - это своя манера погрузки, которая зависит от характера человека: у кого-то плавная, у кого-то более резкая. Одним словом, техника находится в полной власти человека и от отношения к ней зависит результат работы.
Экскаватором с хозяйственным номером 10, который сейчас стоит на перегрузке, машинист управляет с момента прихода на Комсомолку. «Этот экскаватор был собран в 1998 году, на его счету тысячи и тысячи кубометров отгруженной горной массы. Если не ухаживать должным образом за машиной, поддерживая ее в рабочем состоянии, она долго не прослужит», - говорит машинист. Тут же с сожалением добавляет, что во время ремонтов, которые выполняются подрядными бригадами, зачастую ставятся неновые детали или запчасти. От этого страдает качество ремонтов и сокращается срок службы техники.
Главная задача каждого экипажа - нагрузить положенные объемы. По словам машиниста, сложно выполнять план, когда задерживают составы под погрузку, возникают простои. «До кризиса мне работа нравилась, - добавляет машинист. - Хочется надеяться, что сложные времена все-таки закончатся».
На просьбу сказать несколько слов об экипаже, А. Повойко сразу отмечает, что экипаж 10 экскаватора спортивный, помощники и машинисты всегда находят время для занятий любимыми видами спорта - плаванием, хоккеем, футболом.
Профессия настоящих мужчин
Следующей остановкой на пути нашего следования стал экскаватор № 15, который в это время стоял на планово-предупредительном ремонте электрической части. Возглавляет экипаж этого экскаватора старший машинист Иван Забавчик, человек в коллективе известный и уважаемый, к мнению которого всегда прислушиваются. На данный момент обязанности старшего в экипаже исполнял Сергей Кашаев, не менее опытный и профессиональный машинист. Он считает, что настоящий машинист должен не только уметь работать непосредственно с техникой, но и находить общий язык с каждым участником производственного процесса, а также видеть оптимальный способ разработки забоя. По мнению С. Кашаева, экипаж машины слаженный и согласованный. Решение каждой проблемы, которые неизбежно возникают в процессе текущей работы, находится I общими усилиями. Сейчас, в кризисное время, которое не обошло стороной никого, самое сложное, по словам С. Кашаева, работать не в полную силу, простаивать.
За плечами машиниста Кашаева 25-летний трудовой стаж, первые 20 из которых он отработал машинистом в Оленегорском карьере. Последние пять лет трудится в Комсомольском карьере на этой машине. Со словами благодарности он называет своего учителя и наставника машиниста экскаватора Петра Гаева, который в свое время научил молодого специалиста азам профессии.
С. Кашаев считает, что профессия машиниста экскаватора - единственная в своем роде, в которой работают только мужчины. «Женщине физически не под силу освоить ее, - поясняет он. - К примеру, один только зуб ковша экскаватора весит 250 килограммов, который в случае необходимости должны заменить машинист с помощником». С этим мнением нельзя не согласиться. Действительно, женщины освоили, наверное, большинство существующих в мире профессий. Но справиться с мощью такой внушительной техники по плечу только настоящим мужчинам.
Представляя одного из членов экипажа, помощника машиниста Сергея Злобина, С. Кашаев характеризует его как молодого перспективного работника. С. Злобин работает на руднике с момента его открытия. Его основная задача как помощника - обслуживание машины. «Для этого необходимо знать все узлы экскаватора, - говорит Сергей. - Чтобы техника дольше служила и была в работе, за ней нужно тщательно следить, чаще смазывать».
Сердце карьера
Так назвал заместитель начальника Комсомольского карьера В. Индыченко водоотлив, который стал нашей следующей остановкой. Безусловно, это очень меткое сравнение. Как сердце для человеческого организма является жизненно важным органом, так и водоотлив для карьера необходим для дальнейшей его отработки.
Здесь мы встретились с Валерием Веселовым. Он работает слесарем дежурным и по ремонту оборудования службы водоотлива.
Начинал работу на предприятии Валерий Веселов в 1978 году помощником машиниста экскаватора в Оленегорском карьере. Отработав 10 лет, ушел с комбината. Спустя время вернулся уже в службу водоотлива. «Работа службы водоотлива крайне важна: не откачаем воду - утонем, - говорит В. Веселов. - Насос должен бесперебойно работать в любую погоду, и зимой, и летом. Сейчас воды не так много, поэтому заводим насос два-три раза в смену. Бывает в работе всякое, но все проблемы решаются в течение смены в рабочем порядке».
«Интересно работать с техникой такого масштаба»
Последней остановкой стал экскаватор с хозяйственным номером 13. Вячеслав Кузнецов, один из машинистов экипажа машины, в этой профессии пять лет. В. Кузнецов работает в Комсомольском карьере последние три года. Профессию получил в оленегорском профтехучилище. Выбор свой объясняет тем, что всегда интересовался техникой, поэтому и профессиональную деятельность решил связать с такой работой. На производстве осваивать профессию помогали старшие коллеги. «Сначала смотрел, как грузят другие, запоминал основные моменты. Потом самого сажали за рычаги, учили, как и что нужно делать», - говорит машинист.
Рассказывая об экипаже, с уважением называет старшего машиниста Виктора Шаталина и отмечает, что коллектив его дружный и сплоченный. «А» сожалению, сейчас пока привычная погрузка «БелАЗов» породой приостановлена. Но стараемся использовать и это время с пользой - для приведения в порядок техники. Во время привычного режима работы также обязательно каждую смену проверяем работоспособность всех узлов машины, смазываем их. Если следить за машиной и поддерживать ее в хорошем состоянии, то и она ответит бесперебойной работой», - уверен машинист.
Кира НАЗАРОВА.