«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Комсомольский рудник: 10 лет работы

10 лет назад - весной 1999 года - горный передел Оленегорского ГОКа пополнился еще одним, пятым по счету разрабатываемым месторождением. В конце апреля прогремел первый массовый взрыв в Комсомольском карьере, а в мае на дробильно-обогатительную фабрику поступила первая «комсомоль­ская» руда.

Десятилетняя история карьера включает в себя немало. За это время сложился коллектив рудника, сформировался парк техники, постепен­но росли объемы добычи руды. Стабильная работа по выполнению поставленного производственного плана - это, прежде всего, ежедневный труд не одного десятка людей. По словам заместителя начальника Комсомольского карьера Виктора Индыченко, его коллектив состоит из грамотных, ответ­ственных специалистов, со знанием дела выполняющих свои обязанности - тех, у кого за плечами большой опыт работы, и тех, кто еще только начинает свой трудовой путь. Чтобы узнать, чем сегодня живет карьер, мы побывали на рабочих местах представителей основных профессий.


"У каждого машиниста своя манера грузить"

Так считает машинист экскаватора Александр Повойко, стаж работы на комбинате которого со­ставляет более двад­цати лет. В свое время вместе с родите­лями он переехал на Север с Кубани. «Родители приехали строить город и ос­тались здесь жить. Комбинат - основное предприятие в городе, поэтому куда идти работать - вопроса не возникло», - гово­рит он. В далеком 88-м году пришел на предприятие помощником машиниста после окончания оленегорского профтехучилища, а спустя время сам сел за рычаг экскаватора. На Комсомольском руднике он трудится с момента ввода этого карьера в работу. Коллектив самого молодого рудника комбината складывался из специалистов, работавших в других ка­рьерах. Так, машинист Повойко получал ос­новные навыки профессии, работая в том числе в Кировогорском карьере. «Научить­ся грузить, управлять машиной несложно, - считает машинист. - Гораздо труднее освоить устройство машины. Это необ­ходимо знать и машинисту, и помощнику, чтобы заниматься ремонтом. Подобные навыки приходят со временем». Одна из от­личительных черт каждого машиниста, по мнению Александра Повойко, - это своя манера погрузки, которая зависит от харак­тера человека: у кого-то плавная, у кого-то более резкая. Одним словом, техника нахо­дится в полной власти человека и от отно­шения к ней зависит результат работы.

Экскаватором с хозяйственным номером 10, который сейчас стоит на перегрузке, ма­шинист управляет с момента прихода на Комсомолку. «Этот экскаватор был собран в 1998 году, на его счету тысячи и тысячи кубометров отгруженной горной массы. Если не ухаживать должным образом за машиной, поддерживая ее в рабочем состоя­нии, она долго не прослужит», - говорит машинист. Тут же с сожалением добавляет, что во время ремонтов, которые выполня­ются подрядными бригадами, зачастую ста­вятся неновые детали или запчасти. От это­го страдает качество ремонтов и сокраща­ется срок службы техники.

Главная задача каждого экипажа - нагрузить положенные объемы. По словам машиниста, сложно выполнять план, когда задерживают соста­вы под погрузку, возникают простои. «До кризиса мне работа нравилась, - добавляет машинист. - Хочется надеяться, что сложные времена все-таки закончатся».

На просьбу сказать несколько слов об экипаже, А. Повойко сразу отмеча­ет, что экипаж 10 экскаватора спортивный, помощники и машинисты всегда находят время для занятий любимыми видами спорта - плаванием, хоккеем, футболом.


Профессия настоящих мужчин

Следующей остановкой на пути нашего следования стал экскаватор № 15, который в это время стоял на планово-предупредительном ремонте электрической части. Возглавляет экипаж этого экскаватора старший машинист Иван Забавчик, человек в кол­лективе известный и уважаемый, к мне­нию которого всегда прислушиваются. На данный момент обязанности старшего в экипаже исполнял Сергей Кашаев, не ме­нее опытный и профессиональный маши­нист. Он считает, что настоящий маши­нист должен не только уметь работать непосредственно с тех­никой, но и находить общий язык с каж­дым участником производственного процесса, а также видеть оптимальный способ разработки забоя. По мнению С. Кашаева, экипаж машины слаженный и согласованный. Решение каждой проблемы, которые неизбежно возникают в процессе текущей работы, находится I общими усилиями. Сейчас, в кризисное время, которое не обошло стороной никого, самое сложное, по словам С. Кашаева, работать не в полную силу, простаивать.

За плечами машиниста Кашаева 25-летний трудовой стаж, первые 20 из кото­рых он отработал машинистом в Оленегорском карьере. Последние пять лет трудится в Комсомольском карьере на этой ма­шине. Со словами благодарности он назы­вает своего учителя и наставника маши­ниста экскаватора Петра Гаева, который в свое время научил молодого специалиста азам профессии.

С. Кашаев считает, что профессия ма­шиниста экскаватора - единственная в своем роде, в которой работают только мужчины. «Женщине физически не под силу освоить ее, - поясняет он. - К при­меру, один только зуб ковша экскавато­ра весит 250 килограммов, который в слу­чае необходимости должны заменить машинист с помощником». С этим мне­нием нельзя не согласиться. Действитель­но, женщины освоили, наверное, боль­шинство существующих в мире профес­сий. Но справиться с мощью такой вну­шительной техники по плечу только на­стоящим мужчинам.

Представляя одного из членов экипа­жа, помощника машиниста Сергея Злобина, С. Кашаев характеризует его как мо­лодого перспективного работника. С. Злобин работает на руднике с момента его от­крытия. Его основная задача как помощ­ника - обслуживание машины. «Для это­го необходимо знать все узлы экскавато­ра, - говорит Сергей. - Чтобы техни­ка дольше служила и была в работе, за ней нужно тщательно следить, чаще смазывать».



Сердце карьера

Так назвал заместитель начальника Комсомольского карьера В. Индыченко водоотлив, ко­торый стал нашей следу­ющей оста­новкой. Безус­ловно, это очень меткое сравнение. Как сердце для челове­ческого орга­низма являет­ся жизненно важным орга­ном, так и во­доотлив для карьера необ­ходим для дальнейшей его отработки.

Здесь мы встретились с Валерием Веселовым. Он работает слесарем дежурным и по ремон­ту оборудования службы водоотлива.

Начинал работу на предприятии Ва­лерий Веселов в 1978 году помощником машиниста экскаватора в Оленегорском карьере. Отработав 10 лет, ушел с комби­ната. Спустя время вернулся уже в служ­бу водоотлива. «Работа службы водоот­лива крайне важна: не откачаем воду - утонем, - говорит В. Веселов. - Насос должен бесперебойно работать в любую погоду, и зимой, и летом. Сейчас воды не так много, поэтому заводим насос два-три раза в смену. Бывает в работе вся­кое, но все проблемы решаются в течение смены в рабочем порядке».


«Интересно работать с техникой такого масштаба»

Последней остановкой стал экскаватор с хозяйственным номером 13. Вячеслав Кузнецов, один из машинистов экипажа машины, в этой профессии пять лет. В. Куз­нецов работает в Комсомольском карьере последние три года. Профессию получил в оленегорском профтехучилище. Выбор свой объясняет тем, что всегда интересо­вался техникой, поэтому и профессиональную деятельность решил связать с такой работой. На производстве ос­ваивать профессию помогали стар­шие коллеги. «Сначала смотрел, как грузят другие, запоминал основные моменты. Потом самого сажали за рычаги, учили, как и что нужно делать», - говорит машинист.

Рассказывая об экипаже, с уважением называет старшего машиниста Виктора Шаталина и отмечает, что коллектив его дружный и сплоченный. «А» сожалению, сейчас пока привычная погрузка «БелАЗов» породой приостановлена. Но стараемся использовать и это время с пользой - для приведения в порядок техники. Во время привычного режима работы также обя­зательно каждую смену проверяем рабо­тоспособность всех узлов машины, сма­зываем их. Если следить за машиной и поддерживать ее в хорошем состоянии, то и она ответит бесперебойной работой», - уверен машинист.


Кира НАЗАРОВА
.