Основная функция управления железнодорожного транспорта Оленегорского ГОКа - перевозка горной массы. Она складывается из перевозки руды на ДОФ, породы на ДСФ, а также отгрузки готовой продукции - железорудного концентрата и товарного щебня. Цех по праву является основным, так как от его стабильной и бесперебойной работы зависит решение производственных задач, стоящих перед комбинатом. Сегодня здесь активно идет процесс обновления парка техники и оборудования. В канун Дня железнодорожника мы попросили начальника УЖДТ Александра Алексеевича Стрижкова рассказать, чем наполнены будни цеха, с какими результатами встречает свой профессиональный праздник коллектив.
- Главное достояние любого предприятия - это люди, сплоченный и работоспособный коллектив. Вы возглавляете желдорцех уже 7 лет. Как руководитель, какую характеристику Вы дали бы своему коллективу?
- Мне приятно констатировать тот факт, что в управлении железнодорожного транспорта работают по-настоящему грамотные специалисты, профессионалы, знающие, что такое дисциплина. Это можно сказать как об опытных работниках, так и о молодых ребятах. Коллектив цеха составляет сегодня 254 человека. Большая часть его - 136 работников - трудится в службе эксплуатации и ремонта локомотивов и кранового хозяйства, остальные - в службе организации движения и хозслужбе. Половина из этих 136 - в возрасте свыше 40 лет. В последние годы в коллектив влилась молодежь. Есть среди них и активные ребята, которые и в работе себя хорошо зарекомендовали, и в общественной жизни цеха участвуют. Среди рабочих основных профессий - это машинисты тяговых агрегатов, их помощники, машинисты тепловозов - случайных людей не осталось, все работники добросовестные. Те, кто не приучен к дисциплине, здесь надолго не задерживаются. Это ответственная работа, хорошо оплачиваемая, но тут и спрос жесткий.
Вакансий по основным профессиям сегодня нет. А вот со слесарями (слесарь подвижного состава, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования) дела обстоят похуже. Если штат машинистов и помощников относительно стабильный, то у слесарей неизменным остается лишь костяк, состоящий из работников, которые трудятся в цехе очень давно и являются опытными, знающими свое дело профессионалами. Вот на этих людях и держится весь ремонт локомотивов. А молодежь приходит и уходит. Штат слесарей набрать очень сложно. Остается лишь тот, кто, имея удостоверение помощника машиниста, надеется когда-нибудь перейти на электровоз. Основная причина такой текучки - низкая заработная плата. А объем работ у слесарей огромный, так как парк техники очень изношен. Будем надеяться, что в ближайшее время удастся добиться подвижек в решении вопроса повышения заработной платы слесарям.
Что касается инженерно-технических работников, то могу сказать, что я ими доволен. Коллектив ИТР службы организации движения тревог не вызывает: здесь двое опытных работников, один работает не так давно, но успешно справляется со своими должностными обязанностями. В службе тяги ребята грамотные, но опыта у них пока маловато, стаж работы небольшой - от года до двух лет. К сожалению, на тех должностях, на которые они заступили, не получилось преемственности, не было постоянно и долго работающих на одном месте руководителей, которые смогли бы стать им наставниками и обучили бы их с самых азов. Приходится заниматься воспитанием, приучать их самостоятельно принимать решения по вопросам, которые входят в их компетенцию. Уверен, с опытом все придет.
- А у Вас был такой наставник, когда Вы начинали свой трудовой путь?
- Когда я пришел мастером в службу контактной сети (а было это в 1984 году), моим наставником был Виктор Арсеньевич Молчанов. Он занимал тогда должность заместителя начальника службы. Основы того, как работать и вести себя с людьми, как руководить, как организовать деятельность, я получил от него, поэтому считаю его своим учителем. Раньше вообще было много толковых, грамотных мастеров, которые могли передавать знания и опыт молодым. Теперь, к сожалению, процесс передачи знаний прервался.
- Какова материально-техническая база цеха? Знаю, что у вас парк техники довольно изношен, в то же время сейчас активно идет процесс его обновления. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- На балансе УЖДТ находятся 13 тяговых агрегатов ПЭ-2М, 5 тепловозов и 76 думпкаров 2ВС-105. Материально-техническая база цеха включает в себя также железнодорожные краны и станки различного назначения.
Более половины от общего числа думпкаров эксплуатируются свыше 15-ти лет. Фонд этой техники, действительно, настолько изношен, что требует обязательной замены, которая и производится вот уже в течение последних трех лет. В 2006 году цех получил 10 новых думпкаров. В этом году по инвестпрограмме запланирована закупка еще 15-ти. Четыре из них уже поступили, в течение августа подойдут и остальные. В настоящее время идет защита инвестиционных проектов 2008 года, и мы готовим документацию на приобретение в следующем году еще 20-ти думпкаров. На конец 2008 года парк думпкаров будет обновлен более чем на 50 процентов. На смену старым, которые будут списываться, поступят новые. Таким образом, положение с техническим состоянием думпкаров начинает выправляться.
Морально и физически устарели и тяговые агрегаты: некоторым из них по 25-30 лет. К сожалению, из-за отсутствия необходимой ремонтной базы выполнять своими силами капитальные ремонты старых тяговых агрегатов мы не можем. И надо отдать должное коллективу слесарей электродепо, которым удается поддерживать их в рабочем состоянии. Для выхода из создавшегося положения было принято решение отправлять тележки тяговых агрегатов на капитальный ремонт на Челябинский электровозоремонтный завод. Таким способом отремонтировали тележки четырех тяговых агрегатов. Сейчас готовим к отправке еще две тележки. Там же, в Челябинске, в этом году капитально отремонтировали 12 тяговых двигателей. Все это очень важные ремонты.
Не так давно в Череповце нашли нового поставщика услуг по ремонту электрических двигателей. На прошлой неделе получили оттуда после ремонта электродвигатели вспомогательных машин в количестве девяти штук. Мы никогда их капитально не ремонтировали, производились лишь текущие ремонты в электроцехе. Когда установим двигатели на электровозы, надеюсь, качество их ремонта нас не разочарует.
Если говорить об обновлении парка тяговых агрегатов, то здесь у нас тоже имеются приятные новости: в конце текущего года ожидается поступление нового тягового агрегата. Это, пожалуй, будет самое важное событие для цеха в этом году. В настоящее время идет процесс защиты инвестиционного проекта на приобретение в 2008 году еще трех тяговых агрегатов. Надеемся, что проект будет реализован. Все эти шаги не только существенно улучшат материально-техническую базу цеха, но также будут способствовать снижению затрат, увеличению производительности, улучшению условий труда. Ведь благодаря обновлению техники значительно сократится число незапланированных простоев. Сегодня избежать вала этих простоев нам удается только за счет количества тяговых агрегатов. На линии, на перевозках горной массы, мы стараемся постоянно держать шесть машин. В запасе остаются еще три, которые находятся в депо на ремонте. Поэтому при выходе какого-либо тягового агрегата из строя, у нас имеется возможность заменить его другим. Это позволяет цеху выполнять производственную программу по перевозке горной массы.
Поддерживать технику в рабочем состоянии позволяет также и наличие необходимых запчастей. В этой связи следует отметить оперативную работу дирекции по закупкам. В этом году по приобретению запчастей к дирекции по закупкам претензий нет. Если в 2006-м возникало много проблем из-за недопоставки запчастей, отсутствие которых повышало уровень аварийности, то в нынешнем году взаимодействие наладилось. Все заявки выполняются, необходимые для ремонта тяговых агрегатов запчасти поставляются в срок и в требуемом объеме.
В текущем году цех приобрел много радиостанций, в том числе переносных для локомотивных бригад. Поначалу, в 2005 году, ими были обеспечены только помощники машинистов на станции Фабричной. Условия маневровой работы требовали этого в первую очередь. Сейчас же переносные радиостанции имеют все помощники машинистов, как на внешней ветке, так и на горной. Сделано большое дело, так как от наличия оперативной связи зависит безопасность людей, безопасность движения и эффективность работы. Также для обеспечения оперативной связи между локомотивными бригадами и машинистами экскаваторов на перегрузочных пунктах закуплены переносные радиостанции, которые будут настроены на частоту горняков. Теперь во время погрузки на перегрузочном пункте помощник машиниста сможет давать команды, например на остановку погрузки, непосредственно машинисту экскаватора.
- Вы говорите о согласованной работе горняков и железнодорожников. А насколько Вы удовлетворены работой смежных цехов?
- Достаточно долгое время в прошлом приходилось «вести борьбу» с горняками по поводу наведения порядка на перегрузочных пунктах, а именно: своевременной очистки железнодорожных путей от просыпей горной массы. В 2005 году из-за несоблюдения этого требования помощник машиниста тягового агрегата получил травму, оступившись на просыпи.
После этого случая спрос с горняков за наведение порядка на перегрузочных пунктах повысился, и с начала 2007 года наступил перелом. Претензий к горнякам стало значительно меньше, показателем этого является уменьшение сходов на перегрузочных пунктах. Факты говорят сами за себя: за первые шесть месяцев 2006 года сходов по вине горняков было 8; с начала 2007 года за тот же период времени мы имели лишь один сход по их вине, и тот в начале года.
Важно находить точки соприкосновения и в другом вопросе - в вопросе сохранности думпкаров. Это особенно актуально сейчас, когда парк думпкаров начинает обновляться. Если постоянно требовать от машинистов экскаваторов, чтобы они ковшом не повреждали продольные борта и лобовые стенки думпкаров, то, думаю, нам удастся надолго сохранить их в хорошем состоянии. Работать с машинистами экскаваторов необходимо и в связи с перегрузами. Надо стараться, чтобы машинисты грузили в пределах грузоподъемности думпкара и в соответствии с паспортом загрузки. Конечно, это сложно, даже у опытных работников не всегда получается. Перегруз 4-5 тонн, думаю, неизбежен в существующих условиях. Это вполне допустимый показатель.
- В последние годы численность цеха сократилась в связи с реструктуризацией. Некоторые участки отделились. Как это повлияло на решение цехом каждодневных задач по перевозке горной массы?
- Процесс аутсорсинга начался в 2005 году. С января комбинат передал перевозку руды с Комсомольского месторождения компании «РВД-Сервис». Позже с 1 мая были переданы ЗАО «Желдорсервис» участок пути, служба контактной сети и электроснабжения, СЦБ и связи. В конце 2005 года ООО «Оленегорскметаллоконструкция» был передан участок по ремонту вагонов. Эти три организации являются сегодня нашими подрядчиками.
Хочется отдельно сказать о компании «Желдорсервис». Хозяйство ей досталось в довольно-таки запущенном состоянии. При передаче планировалось, что ежегодно подрядчики будут капитально ремонтировать 5 км путей и от 3 до 5 стрелочных переводов. Когда путейцы находились в составе цеха, объемы капитальных ремонтов путей были мизерные: от 1,5 до 3 км в год. По итогам нескольких лет уже можно сказать, что капремонты в оговоренных объемах выполняются.
Но вот текущий ремонт путей является проблемным моментом, камнем преткновения. Текущие ремонты - это постоянное, ежедневное содержание пути, это тяжелая, неблагодарная работа, результаты которой не всегда с первого взгляда видны. Несмотря на то, что за три года деятельности «Желдорсервиса» заменено порядка 15 километров путей и 10 стрелочных переводов, еще довольно приличное количество путей продолжают оставаться в очень плохом состоянии. Поэтому, к сожалению, не всегда удается избежать сходов подвижного состава с рельсов.
Во избежание сходов часто приходится менять график ремонтов, приводить в порядок те участки пути, ремонт которых запланирован на более поздний срок. В последнее время сходы были именно на тех участках, которые были запланированы в капремонты на 2007 год. Обратимся к статистике. В 2007 году произошел «всплеск» сходов. Если в 2006-м по вине «Желдорсервиса» было 18 сходов, то за 6 месяцев 2007 года - 24. Но мы с себя ответственности не снимаем, так как тоже допускаем перегруз вагонов. Тем не менее, чтобы сотрудничество было плодотворным, необходимо принимать все меры для выполнения договорных обязательств.
- Мы не раз рассказывали на страницах «Горняцкого вестника» о ремонтах социально-бытовых объектов в АБК цеха. Что еще планируется сделать в этом направлении?
- Не все социально-бытовые проблемы удается решить, тем не менее многое сделано. В конце 2006 года с переходом в 2007-й закончили ремонт душевых. Преобразились душевые, раздевалки, сауна. В настоящее время заканчиваем ремонт коридора в АБК. Неплохой ремонт сделан в столовой. Планируем заменить входную дверь в корпусе АБК, отремонтировать вестибюль. Двери удастся заменить уже в этом году, ремонт вестибюля выполним в следующем. Не хочется забывать и электродепо. В планах также ремонт помещений, где находится рабочее место диспетчеров, на станциях Фабричная и Центральная.
Валерия ПОПОВА.