Хроника минувших дней, или По страницам старых газет
«Всю работу по вскрыше сначала производили вручную. В распоряжении рабочих был один автокран, трактор С-80 (тракторист Илья Колбин), бортовая машина, тачки, лопаты, ломы, 10 лошадей. Бортовую машину переделали в самосвал: нарастили борта, а в кузове сделали конус. 26 августа 1949 года на станцию Оленья прибыл первый экскаватор СЭ-3. Монтировали его прямо на станции под руководством инженера Уралмашзавода тов. Диковского и механика этого же завода тов. Дунаева. В монтаже участвовали Г. И. Зюзин, В. А. Брювилейт, В. Т. Костусев, Г. И. Синягин, П. Д. Кукушкин, Владимир Зайцев, Сергей Булкин, Алексей Шестаков. В начале марта следующего года, когда была готова линия электропередач, Синягин и Меловиков (они прошли стажировку на Ниве-3) под руководством начальника смены рудника Г. И. Зюзина стали перегонять экскаватор в забой. 20 марта он был доставлен на южную сопку.
В июне прибыли три самосвала МАЗ-205. Работали на них Г. М. Гаркуша, П. Д. Кукушкин, В. П. Клочихин, Д. П. Алимов, А. В. Жуков.
В марте 1951 года прибавился еще один экскаватор СЭ-3, в июле поступили два станка канатно-ударного бурения БУ-2. Первым машинистом станка БУ-2 был В. В. Шашков.
В 1952 году стали прибывать более усовершенствованные станки канатно-ударного бурения БС-1. В течение года получили пять станков. Для разбивания негабаритов прибыли передвижные компрессоры. Первыми их машинистами были К. И. Рыбак и восемнадцатилетний Василий Сысоев.
В 1953 году были смонтированы 3-й и 4-й экскаваторы. На северной сопке, кроме экскаватора, для вскрышных работ применялась гидромеханизация.
На южной сопке руда была вскрыта в июле 1953 года. Первые взрывники - М. С. Хуторянский и М. И. Скляров.
Трудностей было очень много
Вот что вспоминают ветераны: «Не забыть морозные зимы пятидесятых годов, когда машинисты станков (и не только бурильщики) жгли в полярной ночи костры, чтобы согреться. И все же работали. 6-8 пробуренных метров скважин за смену считалось чудом. А порой приходилось смену работать впустую. Сколько труда и времени затратишь на установку станка на скважину. «На глазок» подкладываешь под машину тяжелые промерзшие шпалы, чтобы отгоризонтировать ее, закрепляешь вручную домкратами и приступаешь к бурению. Только начал бурить - долото полетело. Сколько мытарств примешь, заменяя долото. Снова буришь. Буришь, а тут станок в сторону повело: не выдержали деревянные подкладки. Приходится скважину исправлять. А это настоящая мука. Надо отогнать машину на безопасное расстояние, заложить в скважину взрывчатку, сделать прострел скважины, и начинай бурение сначала».
Нелегко было и молодым специалистам: горным мастерам Николаю Ляхно, Александру Гончарову, Альфреду Певзнеру, геологу Анатолию Хрушкому. Они осваивали технику и организовывали производство, обучали рабочих горным профессиям и создавали рабочий коллектив.
Какой же была тогда техника? С начала эксплуатации карьера в 1949 году вплоть до 1962 года буровые работы выполнялись только станками канатно-ударного бурения типа БУ-2, БС-1 и БС-1М. Из-за технического несовершенства конструкции станки БС-1 и БС-1М часто выходили из строя, что неизбежно приводило к срывам выполнения плановых объемов бурения, неоправданному увеличению количества станков, численности обслуживающего персонала; низкой была производительность труда.
Сюда следует добавить и крайне низкое качество бурового инструмента. Часто станки простаивали. Не хватало долот, несвоевременно подавали воду к буровым станкам. Нередко можно было видеть такую картину. У берега озера стоит худенькая лошаденка, запряженная в телегу. Рабочий, зайдя по колено в студеную воду, черпаком наливает воду в бочку.
Нелегко было в то время. Уходили малодушные, не выдерживая труднейших условий работы. Оставались те, кому долг и совесть настоящего рабочего человека не позволяли уйти. Работали не по пять смен в неделю, как сейчас, а сутками не выходили из карьера. Люди тянулись друг к другу, объединенные общим делом, одной мечтой - увидеть комбинат в числе ведущих горных предприятий страны».
А. Просвирякова, работник бюро технической информации,
«Трудные первые метры».
«Заполярная руда» № 43, 29 мая 1974 года.
